Современное российское общество представляет собой неоднородную этносоциальную общность, сочетающую в себе элементы этно– и национальных составляющих, а также элементы гражданского (в т.ч. глобального) общества.
Как известно, в ситуации активного взаимодействия культур в полиэтническом сообществе происходит взаимопроникновение «социокультурных систем координат» социальных общностей, групп и индивидов. Вместе с тем процессы межкультурной коммуникации в полиэтническом сообществе имеют и негативные социальные последствия, особенно в молодежной среде, отличающейся склонностью к категоричности суждений и «крайним» взглядами на решение межэтнических и социальных проблем. В этой связи следует отметить такую злободневную проблему, как межэтнические конфликты, ксенофобии по отношению к представителям иных этносов, национальностей, культур.
В подледные годы перед политиками и учеными с особой остротой поставлена задача разрешения, предотвращения и предупреждения межэтнических конфликтов. Достаточно упомянуть произошедшие в последние годы события в малом российском городе Хотьково и на Манежной площади в Москве, локальные конфликты на юге России и Северном Кавказе. Список внутригосударственных межэтнических конфликтов, к сожалению, этим не исчерпывается. Довольно часто в средствах массовой информации появляются сообщения о массовых беспорядках, убийствах на почве расовой и религиозной ненависти. Данного рода конфликты, которых зачастую конституируются по этническому принципу, свидетельствует о необходимости их дальнейшего углубленного изучения с целью предупреждения и разрешения.
Достаточно подробное и внимательное обсуждение межэтнической проблематики осуществляется на самых высоких российских форумах, в частности, на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на встречах Президента России с руководством Федерального Собрания и с членами Общественной палаты Российской Федерации. Размышляя о «главном национальном приоритете, без которого не может развиваться нация, о важнейшей задаче, без решения которой невозможно сохранение и развитие самого государства», Д.А. Медведев в качестве такового назвал «поддержание гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране» [6].
Межэтнический конфликт представляет собой разновидность социального конфликта, одну из форм проявления противоречия в сфере межэтнических отношений. Для того чтобы подойти к пониманию того, что представляет собою межэтнический конфликт, необходимо понять, что такое конфликт вообще и социальный конфликт.
В отечественных популярных и научных словарях конфликт обычно определяется как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, разнонаправленных сил, как серьезное разногласие или спор [4].
Конфликт (лат. conflictus — столкновение) — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [5].
Социальный конфликт формируется в конкретной ситуации, содержащей социальную проблему. С точки зрения Е.М. Бабосова социальный конфликт - это «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающихся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленный противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» [1].
Межэтнический конфликт, являясь разновидностью социального конфликта, в современном обществоведческом знании имеется несколько десятков определений. Интересную трактовку этнического конфликта предлагает В. А. Тишков: «Под этническим конфликтом мы имеем в виду организованные политические действия, общественные движения, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. Обычно это конфликты между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве» [7].
Известно, что межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Объективный анализ причин межэтнических конфликтов возможен при условии анализа всех аспектов этого явления: этнопсихологического, социально-экономического, политического, социокультурного [2].
Наиболее важным аспектом в анализе роста этноконфликтной напряженности, возникновения конфликтных ситуаций и их перерастания в открытые конфликты является уяснение причин их возникновения. Всесторонний анализ факторов этнических конфликтов, их взаимосвязи, особенностей действия имеет принципиально важное значение для обоснования эффективных механизмов их упреждающего и корректирующего регулирования.
С целью изучения состояния межнациональных отношений в молодежной среде нами в 2013 году было проведено исследование, в котором приняли участие 80 человек, в том числе студенты Кемеровского государственного университета (местные жители и студенты из стран СНГ), а также работающая молодежь разных национальностей (чеченцы, армяне, азербайджанцы, татары, таджики, узбеки и др.) временно проживающие на территории Кемеровской области.
При формировании выборки испытуемых нами учитывались такие социально-демографические характеристики, как место рождении и место постоянного проживания испытуемых. На основании этой характеристики испытуемые были разделаны на 2 группы:
первая группа – это этническая группа, работающие и временно проживающие на территории Кемеровской области разных национальностей (40 человек) от 18 до 30 лет, средний возраст составляет 22 года.
вторая группа – это местные жители русской национальности (40 человек) в возрасте от 18 до 30 лет, средний возраст составляет 23 года.
Дополнительно нами учитывалось образование и национальность испытуемых.
Основным методом сбора первичной информации избран анкетный опрос. Разработанная нами анкета включала вопросы, направленные на изучение следующих аспектов проблемы:
представления молодежи относительно источников и причин межэтнической напряженности и факторов, способствующих возникновению межэтнических конфликтов в молодежной среде;
отношение испытуемых к представителям и культуре других народов;
отношение молодежи к проблемам (конфликтам), возникающим по причине национальной принадлежности.
Распределение респондентов по этническому составу отражено на рисунке 1.
Рис. 1 Этнический состав респондентов, участвующих в анкетном опросе
Анализ результатов анкетного опроса позволил нам достаточно четко оценить представления испытуемых о характере межэтнических отношений на территории Кемеровской области и города Кемерово и определить их основные черты на сегодняшний день, а также частоту возникновения конфликтов и проблем, связанных с национальной принадлежностью. На рисунке 2 представлены данные о состояние межэтнических отношений в регионе.
Рис. 2 Оценка молодежью состояния межэтнических отношений в регионе
Согласно полученным данным, больше половины (57%) респондентов 2 группы (местные жители) оценивают межэтнические отношения как хорошие. Почти половина респондентов в обеих группах (1 группа – 57%, 2 группа – 43%) характеризуют межнациональные отношения как спокойные, но с элементами этноизоляционизма. В целом межэтнических отношений можно охарактеризовать как благоприятные. Небольшая часть респондентов 1 группы (этническая группа) (37%) указывает, что в отношениях существует некоторая напряженность. Низкая доля оценивающих крайне негативно межэтнические отношения в республике еще не означает, что никаких противоречий между контактирующими этническими группами не существует, и люди не сталкиваются с какими-либо отрицательными явлениями. Подобного рода данные подчеркивают актуальность изучения особенностей межэтнических отношений, для возможности их практического использования, профилактики этнической напряженности и т.д.
В анкету был включен вопрос: «Возникали ли у Вас лично конфликты и проблемы с окружающими людьми из-за Вашей национальной принадлежности?» (рис.3).
Рис. 3 Частота возникновение конфликтов с окружающими людьми из-за национальной принадлежности
Показательно, что у 52,5% респондентов этнической группы никогда не было межличностных конфликтов, связанных с национальной принадлежностью но, в то же, время довольно немалая доля (43%) респондентов этнических групп заявило о существовании такого рода проблем в своей жизни. В основном межличностные конфликты по причине национальной принадлежности значительно реже происходят у народов Кавказа, нежели у представителей других национальностей.
В исследовании так же был предусмотрен вопрос, касающийся ущемление прав, возможностей и чувства обиды в связи с национальной принадлежностью (рис.4).
Рис. 4 Ущемление прав и возможностей, чувства обиды или унижения в связи с национальной принадлежностью
По результатам анализа данных ущемление своих прав или возможностей из-за своей национальности больше чувствуют и предполагают этнические группы (30%). Нужно, однако, выделить тот факт, что среди этнических групп в большинстве случаев положительные ответы на этот вопрос давали представители народов Кавказа, больше всего отрицательные ответы у народов Средней Азии. Высокая доля опрошенных этнической группы – около 27%, у которых довольно часто или иногда испытывают чувства обиды из-за национальной принадлежности, объясняется не столкновениями с агрессивно настроенными националистами, а частыми конфликтами этнических мигрантов с органами власти по причине их незаконного нахождения на территории области. Местные жители тоже, по крайне мере, испытывают такие чувства (7,5%).
При анализе вопросов направленных на получениеинформации о представлениях населения относительно источников и причин возникновения межэтнических противоречий и конфликтов в регионе были получены следующие данные (рис.5,6).
Следует отметить, что спектр причин возникновения межэтнической напряженности представляется респондентам весьма широким. Их мнения по этому вопросу распределились следующим образом (рис.5).
Рис. 5 Возможные причины межэтнической напряженности в оценке испытуемых
По мнению местных жителей, основными источниками межэтнической напряженности выступают, религиозные различия, личная неприязнь в отношении людей различных национальностей и недостаточное внимание вопросам межэтнических органов власти. Однако этнические группы не думают, что религиозные различия влияют на межэтнические отношении.
Мнения респондентов об основных факторах возникновения межнациональных конфликтов отражены в рисунке 6.
Рис. 6 Оценка испытуемыми основных факторов, способствующих возникновению межнациональных конфликтов
Подавляющее большинство респондентов, как местных жителей (48%), так и представителей этнических групп (40%) полагают, что причиной межэтнических конфликтов являются особенности молодого возраста, с их активностью и стремлением изменить мир и неэффективная деятельность органов государственной и местной власти в области межнациональных отношений. Если выделить мнение респондентов русского населения, 50% респондентов указали, что основная причина межэтнических конфликтов выступает активный рост численности этнических мигрантов и их вызывающее поведение. В свою очередь этнические группы указали на то что, основным фактором является нежелание русского населения относиться к людям других национальностей как к равным.
Что касается препятствий, не позволяющих успешно урегулировать межэтнические конфликты, то здесь респонденты выделили следующие факторы (рис.7).
Рис. 7 Причины, которые не позволяют успешно урегулировать межэтнические конфликты
На первом месте среди таковых препятствий респонденты поставили отсутствие установок терпимости людей разных национальностей по отношению друг к другу. Этот вариант ответа превалирует среди респондентов обеих групп (65%).
Также хотелось бы выделить еще один нюанс, а именно мнение почти 30% респондентов с высшим образованием, согласно которому основным препятствием для урегулирования этнических конфликтов является низкий уровень культуры межнационального общения. Это, на наш взгляд, достаточно новая точка зрения, полученная нами в ходе исследований, наличие которой уже само по себе свидетельствует о том, что наиболее образованная часть общества уже старается подходить к этническим конфликтам как к сложной, многосоставной проблеме, одной из аспектов которой является привитие гражданам хотя бы элементарной культуры межнационального общения, то, что в более общем плане можно назвать искусством общежития в полиэтничном обществе.
Респондентам также было предложено назвать те меры, принятие которых региональной исполнительной властью позволило бы позитивно повлиять на сферу межнациональных отношений (рис.8).
Рис. 8 Мнение испытуемых о наиболее эффективных мерах предотвращения межэтнических конфликтов
Необходимой мерой для сохранения благоприятной межэтнической обстановки в регионе и предотвращение межэтнических конфликтов, большая часть опрошенных (55%) считает усиление образовательной и воспитательной деятельность школ и ВУЗов, направленной на формирование межэтнической толерантности.
Примечательно, что большинство респондентов местных жителей (55%), в ряду наиболее значимых мер по развитию межнациональных отношений, отметили варианты «рассказывать о культуре и обычаях других народов» и «быть добрее друг к другу». Этот факт свидетельствует о том, что желание познать культуру других народов – неотъемлемый фактор стабильных, дружеских межнациональных отношений.
По мнению 42% испытуемых эффективными мерами предотвращения межэтнических конфликтов может совокупность социальных и экономических мероприятий - повышение уровня и качества жизни основной массы населения, создание рабочих мест, преодоление безработицы.
Результаты анализ факторов способствующих возникновению конфликтов позволяют сделать определенные выводы.
По мнению местных жителей, основными источниками межэтнической напряженности выступают, религиозные различия, личная неприязнь в отношении людей различных национальностей и недостаточное внимание вопросам межэтнических органов власти. Однако этнические группы не думают, что религиозные различия влияют на межэтнические отношения.
Подавляющее большинство респондентов, как среди местных жителей, так и этнических групп полагают, что причиной межэтнических конфликтов являются особенности молодого возраста, с их активностью и стремлением изменить мир и неэффективная деятельность органов государственной и местной власти в области межнациональных отношений. Местные жители указали, что основная причина межэтнических конфликтов выступает активный рост численности этнических мигрантов и их вызывающее поведение. В свою очередь этнические группы указали на то что, основным фактором является нежелание русского населения относиться к людям других национальностей как к равным.
Также в анкете мы включили методику, направленную на изучение степени терпимости и взаимного восприятия между этническими группами.
Для измерения степени терпимости в отношениях между этническими группами мы использовали Шкалу социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л. Г. Почебут) [3]. С помощью данной шкалы оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия.
Респондентам предлагается выбрать, в какой степени они согласны допустить представителя отдельной этнической группы в свое окружение и соответственно они могут выбрать один из семи вариантов ответа:
согласен допустить в качестве членов семьи;
согласен допустить в качестве близких друзей;
согласен допустить в качестве соседей;
согласен допустить в качестве коллег по работе
согласен допустить в качестве жителей России;
согласен допустить в качестве гостей России;
вообще не стоит пускать в Россию.
В зависимости от ответа определяется психологическая готовность к сближению или отторжению людей другой национальности, независимо от их личностных качеств и особенностей. Шкала построена по кумулятивному принципу, то есть положительный ответ на первую позицию («согласен допустить в качестве членов семьи») подразумевает положительные ответы и на все другие позиции. В итоге шкала позволяет вычислить коэффициент (индекс) социальной дистанции по отношению к представителям определенной национальности. Ответ «согласен допустить в качестве члена семьи» засчитывается как 1 балл, «...в качестве близких друзей» – 2 балла и так далее до ответа «вообще не допускал бы в страну» – 7 баллов. Среднее арифметическое индекса социальной дистанции по какой-либо социальной группе является усредненным показателем отношения данной группы к определенной национальности. Считается, что индекс от 1 до 3 свидетельствует о разных степенях толерантности; от 3 до 5 – о разных степенях ксенофобии («боязни чужих»); от 5 до 7 – о большей или меньшей интолерантности (нетерпимости, неприятии).
С помощью шкалы мы провели замер уровня социальной дистанции респондентов по отношению к представителям 7 этническим группам. Условно это русские, выходцы из Центральной Азии (таджики, узбеки, казахи, киргизы и тд.), выходцы из Закавказья ( армяне, грузины), выходцы из Северного Кавказа (азербайджанцы, чеченцы, ингуши, дагестанцы и т.д.), выходцы из Юго-Восточной Азии (китайцы, корейцы, вьетнамцы и пр.). Следует оговорить, что в этот список преднамеренно были включены такие группы как евреи и «американцы», хотя фактически американцев нельзя назвать «этнической группой».
Если представить результаты опроса в виде таблицы коэффициентов, то получим следующее (таблица 1).
Таблица 1
Уровни социальной дистанции среди испытуемых
Этнические группы |
Группа 1 |
Группа 2 |
Русские |
1,93 |
0,15 |
выходцы из Центральной Азии (таджики, узбеки, казахи, киргизы и тд.) |
1,28 |
3,63 |
выходцы из Закавказья (армяне, грузины) |
2,13 |
3,81 |
выходцы из Северного Кавказа (азербайджанцы, чеченцы, ингуши, дагестанцы и т.д.) |
1,15 |
3,93 |
выходцы из Юго-Восточной Азии (китайцы, корейцы, вьетнамцы и пр.) |
2,89 |
4,51 |
евреи |
2,43 |
2,21 |
американцы |
3,45 |
2,9 |
При помощи Шкала социальной дистанции мы определили два основных показателя. Первый показатель — социальная приемлемость — отражает стремление к взаимодействию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом. Второй показатель — социальная экспансивность — отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, тем плотнее их взаимодействие.
Резюмируя данные по шкале Богардуса, можно сказать, что толерантность респонденты обнаруживают только по отношению к русским. Со стороны русского населения к некоторым указанным группам наблюдается довольно высокий уровень социальной дистанции: выходам из Центральной Азии (3,61), выходцам из Закавказья (3,81), выходцы из Северного Кавказа (3.52), выходцам из Юго-Восточной Азии (4,51).
На наш взгляд, наиболее перспективной линией дальнейшего исследования данной проблемы может быть более детальное сопоставление различных национальных групп. В данной же работе, по сути дела, мы были лишены возможности провести детальный анализ, связанный с принадлежностью молодежи к той или иной конкретной национальности, поскольку это требует включения в опрос специальных подгрупп. И здесь представители различных национальностей были объединены лишь общей меткой «этническая группа».
Список литературы
Бабосов, Е.М. Социология конфликтов. Учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: БГУ, 2011. – 398 с.
Крысько В.Г., Этнопсихология: в 2-х ч. / В.Г. Крысько. – М.: Институт практической психологии, 1992. – 268 с.
Кулаков А. П., Измерение в социологии : учеб. пособие / А. П. Кулаков ; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2005. – 124 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 13-е. М., 1981. С. 259; Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 632; Политология // энциклопедический словарь. М., 1993. С. 142.
Социология : курс лекций / Н. П. Савко [и др.]. – Минск : БГМУ, 2008. –267 с.
Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 27 декабря 2010 г. Москва, Кремль [Текст] // Интернет: www.news.kremlin.ru/transcripts/9913. Дата доступа: 20.09.2013.
Тишков В. А. Этнические конфликты в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып 2.- M., 1992.-С.42.