Для начала хотелось бы рассмотреть, какие определения давали различные авторы термину «лидерство».
По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется везде и всегда, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства ее членов. Наиболее заметными лидерские отношения становятся в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается распределением ресурсов. Таким образом, лидерство – это реализация оптимальной, в не котором смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей.
Е.М. Зайцева отмечала, что лидерство – степень ведущего активного влияния личностей-членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Ральф Стогдилл в своем «Руководстве по лидерству» сделал некий обзор различных определений и концепций лидерства и объединил их все в 11 групп:
- лидерство как центр групповых процессов;
- лидерство как проявление личностных черт;
- лидерство как действие и поведение (описание лидерства через понятия «действие» и «поведение» как нельзя лучше подходило для эмпирических исследований);
- лидерство как инструмент достижения цели или результата (лидерство требуется в качестве средства интеграции других групповых ролей для достижения единства действий и получения результата);
- лидерство как взаимодействие (лидерство существует там и тогда, где и когда оно осознается и поддерживается другими членами группы);
- лидерство как умение убеждать;
- лидерство как осуществление влияния (эта группа определений преувеличивала степень влияния лидера на последователей, которым отводилась пассивная роль внутри организации);
- лидерство как отношения власти (власть в этих определениях расценивается как форма лидерских отношений);
- лидерство как дифференциация ролей;
- лидерство как инициация или введение структуры (эта группа определений подчеркивает важную роль лидера в процессе структурирования взаимоотношений между людьми и их деятельности).
Стоит согласиться, что проблема лидерства очень многогранна, в ней можно выделить великое множество различных аспектов, которые и дают повод для такого количества разных определений данного феномена. Содержание этих определений могут подчеркивать разные сущности лидерства, такие как смысловая, структурная, содержательная и др. Но есть и то, что объединяет все эти определения, все они сходны в том, что феномен лидерства лежит в основе всего внутригруппового взаимодействия и напрямую воздействует на внутригрупповые процессы.
Еще хотелось бы обратиться к определению понятия «лидер», также как и в определении понятия «лидерство» на этот счет имеются различные мнения.
По мнению Г.М. Андреевой, лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Выдержка из Википедии: «Лидер — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе».
Данные определения дают нам наиболее общее представление о понятии «лидер». Стоит отметить, что многие авторы изучающие феномен лидерства изменяли трактовку понятия «лидер» в зависимости от особенностей своего исследования.
Н.В. Белякова отмечала, что при смене деятельности происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы, а значит, что если в процессе учебной деятельности мы не можем четко обозначить структуру лидерства, то при исследовании этой же студенческой группы во внеучебное время можно выделить наиболее значимые лица легко.
Все зависит от содержания деятельности, которое формирует условия, от которых и зависит насколько нужно и востребовано проявление лидерских функций в конкретное время, в конкретной группе. Так, например, равномерная и спокойная деятельность не актуализирует лидерские функции и требования, предъявляемые членами группы к занятию роли лидера данной группы.
Таким образом, можно отметить, что процесс учебной деятельности не является благоприятной почвой для появления лидера из числа участников студенческой группы, по причине того, что он равномерен и преподносит небольшую вариативность ситуаций, которые требовали бы от группы принятия каких либо важных и актуальных решений. В свою очередь, внеурочная деятельность предполагает постановку более конкретных задач, что и актуализирует проявление лидерских качеств, необходимые группе.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.
Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. – 431 с.
Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. - Мн., 2004. – 364 с.