ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ СРЕДЫ «ВИКИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ СРЕДЫ «ВИКИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Карпова Д.Л. 1, Дедов К.А. 1, Невежин В.П. 1
1ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С переходом высшего образования России на Болонскую систему происходит вынужденная перестройка существовавших учебных планов и методологии преподавания дисциплин в соответствии с выполнения правила «70/30», постулирующего необходимость освоения 70 процентов учебного материала студентами самостоятельно, а остальные 30 процентов изучаемых предметов - в рамках аудиторной работы. Исключительно важно, чтобы при внедрении подобной системы осуществлялся соответствующий контроль качества работы студентов со стороны преподавателей, как на аудиторных занятиях, так и вне них.

Именно поэтому приобретает все большую актуальность процесс компьютеризации образовательного процесса с использованием различных современных информационных технологий, к которой относится и создание гипертекстовой среды Wiki.

Wiki — это технология построения веб-сайта, позволяющая ее пользователям самим через веб-интерфейс активно включаться в процесс редактирования контента: исправления ошибок, добавления новых материалов, редактирования. Технология Wiki не требует применения специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML. Термином Wiki называется также программное обеспечение, которое разрабатывается для создания таких сайтов.

В работе рассмотрены методы применения средств виртуальной среды Wiki с целью, чтобы сделать удобным образовательный процесс с элементами дистанционных технологий и позволить преподавателю иметь постоянный доступ к выполняемой работе студента в течение семестра с целью улучшения ее качества и грамотного оценивания результатов.

Целью данной работы было создание модели компьютеризированного процесса обучения, на примере изучаемой в Финансовом университете дисциплины «Эконометрика», которая бы отвечала современным запросам системы высшего образования.

На данный момент формат освоения материала дисциплины «Эконометрика» включает в себя освоение кейсов, которые представляют собой электронные текстовые материалы с подробной теоретической частью изучаемого материала с решением практических примеров по каждой изучаемой части дисциплины. В процессе семинарского занятия студент должен проделать определенную часть работы, на дом же зачастую остается отработка и закрепление пройденного при обучении материала, что подразумевает, в сущности, выполнение соответствующей индивидуальной части кейса, который потом должен анализироваться преподавателем и оцениваться. Именно постоянной анализ преподавателем хода выполнения студентом домашней части выбранного им индивидуального задания кейса, а также оперативного получения со стороны преподавателя консультации по ее выполнению. Тем самым, становится необходимым иметь соответствующий инструмент не только постоянного контроля работы студента и усвоения им информации по изучаемой дисциплине, так и помощи в ее освоении.

Очевидно, что вышеизложенный формат образовательного процесса адаптирован под требования Болонской системы, однако стоит отметить и присущие ему недостатки. Например, затруднительным становится постоянный мониторинг активности студентов на семинарском или практическом занятиях, а, следовательно, снижается их мотивация к работе на них. Поскольку в российском образовательном процессе оценивается только конечный итог работы (зачет, экзамен, защита работы) студента, то последние откладывают «свое активное обучение» на конец образовательного цикла, например, семестр, а не выполнять их планомерно на протяжении всего отведенного периода на изучение дисциплины, в данном случае кейса.

Стоит отметить и тот факт, что вся необходимая информация для разработки студентом кейса собрана в одном месте, что является достаточно удобным для последующей работы. Однако исходные данные, а также дополнительные теоретические сведения для выполнения задания по кейсу могут располагаться в различных источниках, и возникают определенные трудности в их сборе. В этом случае, предлагаемая технология гипертекстовой среды Wiki позволяет не только сделать данные процедуры более простыми и понятными, но эффективными для обучающихся.

Общая схема образовательной системы на базе технологии Wiki представлена на рисунке 1. Каждый из блоков выполняется на отдельной странице Wiki.

Рисунок 1

Блок Теоретическая часть создается преподавателем в начале освоения курса и включает две составные части. Первая – страничка с общей программой курса и гиперссылками на другие страницы с конкретными занятиями, обновляемые перед каждым занятием. На каждой из этих страниц должны содержаться конкретные рекомендации по работе на семинаре и задания для работы по кейсу самостоятельно. Вторая часть – теоретическая основа для выполнения кейса, которая складывается из совокупности страниц Wiki, соответствующих отдельным тематикам и разделам дисциплины, рассматриваемым в кейсе.

Блок 1 доступен всем пользователям системы: и студентам, и преподавателю. Однако изменения, связанные с рекомендациями по кейсу в рамках изучаемой дисциплины в данный блок могут вноситься исключительно преподавателем. Теоретическая же часть может изменяться и дополняться студентами, однако на преподавателя возлагается контроль за адекватностью и целесообразностью производимых изменений.

Работа на семинаре строится на том, что студент знакомится с рекомендациями, данными преподавателем, и начинает их выполнение, причем при возникновении любого рода сложностей он может перейти по гиперссылке на страничку с разбором соответствующего понятия рассматриваемой тематики или формулой с примером.

Здесь вступает в работу блок Выполнение студентом поставленных задач. Каждый из студентов может создать свою собственную страницу Wiki, на которой будет отражать работу по дисциплине в течение всего семестра. Именно туда он выкладывает результаты работ на семинаре по их окончанию и после выполнения работы в самостоятельном режиме в срок до начала семинарского занятия, ведя своеобразный «электронный дневник» своей деятельности. На странице, помимо выкладываемого файла, выполненного в Microsoft Word или Microsoft Excel, должны также отражаться выводы и замечания, которые появляются по ходу решения этапов поставленной задачи. Доступ к странице студента имеет он сам и преподаватель, они же имеют право ее корректировать.

Таким образом, во время выполнения студентом задания на семинарском занятии, преподаватель имеет возможность просмотреть результаты выполненной самостоятельной работы студентов, а также, если требуется что-то уточнить, то и их работу на прошедших семинарах, и провести их оценку. Это может способствовать регулярной подготовке студентов к занятиям по изучаемой дисциплине.

Предположим, что подготовка к кейсу № 1 предполагает проведение 3 семинарских занятия и 3 самостоятельных работ (рисунок 2).

Рисунок 2

После окончания каждой из перечисленных работ преподаватель имеет возможность резюмировать основные подходы к решению поставленной задаче, сделать необходимые выводы и дать примеры успешных решений из тех, что были сданы ему студентами. Это снимает необходимость преподавателю полностью готовить материалы кейса при изменении отдельных его разделов. Эти представленные рекомендации размещаются на странице Итоги темы, также содержащейся в структуре программы, и именно они и представляют собой третий блок Обобщение материала и выводы.

Итогом освоения темы становится то, что студент к указанному сроку выкладывает решение кейса у себя на странице, а преподаватель осуществляет его окончательную проверку.

В результате обучения по дисциплине, студент, в идеале, имеет полностью решенную практическую составляющую у себя на страничке, которая проверена и оценена преподавателем. Также упрощается и подготовка к сдаче итоговой аттестации (экзамена, зачета), чему способствует система страниц Wiki с наличием теоретических основ для решения кейсов, которая в случае необходимости дополняется всеми студентами в течение семестра, а при подготовке к экзамену или зачету могут ими оперативно использоваться.

Преподаватель же в преддверии экзамена имеет полное представление об активности студента в течение учебного процесса, и при прохождении первого круга работы данной системы имеет сведения, содержащие полноценные информацию в блоках 1 и 3.

Преимуществом использования виртуальной системы Wiki и для преподавателя, и для студента становится то, что их взаимодействие может происходить не только в рамках вуза, но и за его пределами с четким пониманием возникающих проблем и вопросов. В отличие от существующей системы обучения с применением обычных интернет технологий, когда студент при возникновении вопроса зачастую просто-напросто пересылает его преподавателю по электронной почте, вырывая его сущность из контекста, предлагаемая технология дает возможность дать рекомендацию студенту, исходя из наглядно представленного материала.

Предложенная модель формирования учебного процесса нуждается в последующем тестировании в реальных условиях с целью усовершенствования и расширения его функциональных возможностей.

Перечень использованной литературы

1. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0. в помощь учителю: Практ. руководство. М., 2007.

 

 

 

Просмотров работы: 977