ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Вебер Л.В. 1
1Карагандинский Государственный Университет имени Е.А.Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главной задачей современного среднего образования являются раскрытие способностей каждого учащегося, формирование и воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Современному обществу и государству необходима свободная, творческая личность, обладающая критическим мышлением. Критическая направленность мышления ориентирована на творческую и конструктивную деятельность, поэтому критическое мышление является характеристикой мышления свободной личности.

Согласно концепции развития иноязычного образования в РК, учебным планам и программам можно выявить растущую значимость развития критического мышления учащихся в период обучения. Формирование критического мышления учащихся позволяет в будущем гибко адаптироваться в современном информационном пространстве. Изучение иностранного языка, умение понимать и анализировать информацию на иностранном языке, способствует формированию критического мышления[1].

Процесс обучения иностранному языку становится эффективнее при использовании, так называемых проблемных ситуаций. Проблемное обучение является относительно новой тенденцией учебного процесса. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемный подход в обучении должен стать приоритетным направлением личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку и должен реализовываться на всех уровнях организации учебного материала. Проблемные ситуации повышают эффективность процесса обучения, стимулируют мыслительную деятельность, самостоятельный поиск информации, заставляют учащихся анализировать и обобщать. Одним из проблемных методов является дискуссия[2], [3].

Путем создания проблемных ситуаций во время дискуссии активизируется мышление, формируется познавательный интерес, вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем[4].

Метод дискуссий является основным на занятиях по иностранному языку в школе, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении какой-то проблемы.

Дискуссия подразумевает применение языковых знаний и навыков на практике. Дискуссия в целом, включает в себя различные виды речевой и мыслительной деятельности, способствует формированию способности критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения и обоснования, а, следовательно, облегчает понимание любого теоретического материала. Во время дискуссии учащиеся осваивают нормы рационального речевого общения, формируется ответственное отношение к речи.

Дискуссия обычно понимается как обсуждение спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли соответственно законам разума, а также форма научного общения и получения нового знания[5]. Дискуссия является формой совместной деятельности и направлена на принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Существуют разные формы дискуссий: диспут, дебаты, полемика, спор. В дискуссии всегда присутствует противопоставление мнений, однако в отличие от спора, она характеризуется своей целенаправленностью и стремлением к компромиссу. Она рассматривается, как созидательная деятельность и направлена на выявление истины и положительный результат.

С помощью дискуссии учащиеся включаются в разнообразные жизненные ситуации, возникает естественное желание говорить и общаться, высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемой проблемы.

Формированию коммуникативной и социокультурной компетенций способствует умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, лаконично излагать свою мысль, умение слушать и слышать оппонента. Дискуссия имеет и воспитательную сторону, она предполагает, прежде всего, хорошую нравственную атмосферу понимания, умение с уважением относится к чужому мнению, подвергать идеи конструктивной критике, объединять и видоизменять другие идеи[6].

Для того чтобы вызвать у учащихся желание говорить необходимо тщательно выбирать темы наиболее интересные учащимся, которые будут вызывать желание общаться, ситуации близкие современным школьникам. Такую обыденную тему как «Школа» можно разнообразить обсуждением проблем, связанные не только с учебой и предметами, но и взаимоотношения с учителями, сверстниками, родителями, вопросы, связанные с уверенностью в себе и своих силах, и другие проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся на протяжении всего своего обучения в школе. Необходимо создать определенную дружелюбную, доверительную атмосферу, для того чтобы учащиеся смогли раскрыть свои проблемы, переживания, выразить все это на иностранном языке. Такие дискуссии способны не только формировать критическое мышление учащихся, но и сближать ребят, помогают раскрыться, может быть, найти поддержку. Иностранный язык в данных ситуациях является средством общения, которым учащиеся активно пользуются для выражения своих мыслей и чувств. А, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка тоже повышается.

Особенно успешно проходят дискуссии на темы, выбранные учителем совместно с учащимися. Особый интерес у учащихся вызывают следующие темы: «Интернет – это зло», «Шестой школьный день должен быть отменен».

Для успешной дискуссии необходимо научить учащихся умению вести беседу, выбирать убедительные аргументы. На предварительном этапе используется метод «мозгового штурма», при котором все идеи по данной проблеме выписываются на доску, а затем обсуждаются всей группой. Если аргументация кажется достаточно убедительной, то аргумент принимается для дальнейшего обсуждения, если нет – то вычеркивается. Ключевым моментом любой дискуссии является подведение итогов. Итоги подводят сами учащиеся, анализируя все сказанное, делая выводы по поводу того, чьи аргументы были более весомыми[7].

Подводя итоги, следует заключить, что дискуссия на уроках иностранного языка подчинена главной цели – формированию критического мышления учащихся, достижению их всестороннего развития.

В целом дискуссия направлена на развитие личности учащихся. Она дает большие перспективы для самореализации и раскрытия творческого потенциала учащихся посредством иностранного языка. В отличие от общения на родном языке, когда мы говорим относительно свободно, многословно и, поддаваясь эмоциям, можем отвлечься от темы, то общение на иностранном языке, в рамках учебного процесса, предполагает самоконтроль, необходимость строить фразы в соответствии с чѐткими правилами. Метод дискуссий не только позволяет воспитывать речевую культуру, но и побуждает учащихся искать самостоятельные решения обсуждаемых проблем, что, в свою очередь, является стимулом, движущей силой познавательной деятельности[8]. Использование данного метода при обучении иностранному языку развивает у учащихся культуру критического мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых, вырабатывается умение работать в группах, уважительное отношение к собеседникам, интерес к другим точкам зрения, уважение мнения других, что способствует формированию коллектива.

Список литературы

  1. «Концепция развития иноязычного образования РК». - Алматы: Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, 2006 г.

  2. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением – 2006. – №2. – С. 18–22.

  3. Андреасян, И.М. Учение в сотрудничестве как приоритетная технология обучения школьников английскому языку – 2008. – №3. – С. 23–29.

  4. Бабинская, П.К. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку – Минск, 2010. – №4. – С. 3-7.

  5. Баклашкина, М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе. – 2009. – №1. – С.8; №3. – С. 9–17.

  6. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. – 2000. – №4. – С. 9–15; №5. – С. 17–22.

  7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет.и экспер. псих.исслед; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

  8. Загвязинский В. И. Развитие творческих способностей учащихся на основе самостоятельного проблемного анализа учебного материала. – М. : АПН СССР, 1984. – С. 129-134.

Просмотров работы: 2683