Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.
Анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.1
Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.
Анимация не может полноценно осуществляться по принуждению. Высокая мотивация играет ведущую роль и имеет большое значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий.2
Для того, чтобы создать анимационную программу, недостаточно хорошо разбираться в законах её драматического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать приемы художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается анимационная программа.
Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
- организационная - организация совместной деятельности анимационной команды.
- инстукторско-методическая - создание и разработка сценариев и мероприятий, подбор игр, составления маршрутов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
- режиссерская - распределение ролей, составление плана репетиций, постановка;
- техническая - подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.3
Анимационная программа стала специфическим социально-культурным явлением. Основное её практическое свойство - «протекать во времени и пространстве - здесь и сейчас» по случаю какого-либо общественного события - международного, государственного, районного или даже местного значения, традиционного праздника, в различных других ситуациях отдыха и развлечений - создаёт условия для формирования позитивного социального фона, особой эмоциональной атмосферы культурной среды.4
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной анимации».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».
Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:
- социальная защита;
- социально-педагогическая коррекция;
- творческая реабилитация;
-выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.
Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:
а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;
б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)
в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т.Лири и др.);
г) ценностно-смысловых отношений личности.
д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)
Особое значение имеет организация информационной поддержки анимационной деятельности в средствах массовой информации, поскольку реализация просветительных программ позволяет формировать общественное мнение, более терпимое к «инаковости», ориентированное на гуманистические ценности милосердия, добролюбия, терпимости.
В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы. Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что социально-культурная анимация – это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего.
Социокультурная анимация как явление представляется чрезвычайно важной. Этот интерес определяется, прежде всего, феноменальностью явления анимации как деятельности, в которой заложен культурный, эстетический, морально-нравственный, гражданский потенциал, направленный на формирование внутреннего мира человека.
Определяя анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении выделяют следующие формы организации анимационной деятельности5:
1. Активная анимация.
Активная анимация направлена не просто на удовлетворение потребностей человека в движении, а на формирование положительного физического и психического эффекта с незаметным или наоборот ярким вовлечением в движение.
Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавляющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в результате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. В настоящее время физические нагрузки как-то физкультура, занятия спортом и т.д. незаменимы для здоровья современного человека. Индустриализация, автоматизация труда, внедрение компьютерной техники привели и приведут к еще большему уменьшению физической нагрузки на организм человека, гиподинамии, всевозможным психологическим стрессам. Если это уменьшение естественных нагрузок не компенсируется искусственным путем с помощью физических упражнений, в организме человека происходят отрицательные процессы.
Активная анимация способствует стимулированию жизненных сил, вовлекает человека в активную деятельность, т.е. выполняет спортивно-оздоровительную функцию.
2. Чувственная анимация.
Главная цель чувственной анимации создать такой эмоционально-психологический фон, на основе которого через переживания человека удовлетворить его потребность в познании нового, неизвестного, неожиданного. Чувственная анимация построена на переживаниях, создание которых и является основной задумкой направлений анимационной деятельности. Как правило, для этого могут использоваться самые различные методы и средства. Начиная от банальных аттракционов «когда душа уходит в пятки» и просмотров 3D фильмов (что, по сути, не является анимацией), заканчивая карнавальными шествиями, костюмированными представлениями, рыцарскими турнирами и другими мероприятиями в которых отдыхающие могут принять непосредственное участие. Как правило, классификации видов анимации направленных на формирование переживаний нет, однако, существует общая классификация видов анимации, которая включает6:
1) событийную анимацию, которая направлена на создание положительных эмоций, праздничное настроение и психологическую разгрузку;
2) театрализованную анимацию, которая представляет собой; проведение всевозможных народных праздников, ролевых игр, рыцарских турниров, костюмированных балов, спектаклей в исторических интерьерах;
3) сказкотерапия, когда основной положительный психологический эффект отвлечения создается благодаря специфической обстановке сказочного города, встречи с героями мультфильмов, катанием на аттракционах, посещением экзотических стран;
4) спортивную анимацию, которая основана на занятиях спортом, непроизвольном вовлечении в спортивные игры через аниматоров, а также непосредственном участии в спортивных состязаниях.
3. Анимация общения.
Данная формаанимации не просто удовлетворяет потребность в общении, а направлена на психологическую разгрузку, получение позитивных эмоций, социальную адаптацию, повышение общительности, самореализацию и самоактуализацию человека через общение.
Достаточно большой потенциал развития человека как личности заложен в анимации общения и все потому, что человек существо социальное, которое достаточно тяжело переносит недостаток общения, при котором возможны психические и в худшем случае физические отклонения.
Для человека и общества в целом досуг через общение на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов7 – общение с интересным собеседником, взаимодействие с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком весьма важен.
Анимация общения преследует следующие цели:8
- удовлетворение потребности самовыражения;
- поощрение детей в развитии своих умений;
- направление развлечений и навыков в созидательное русло;
- избавление от стрессов;
- изменение имиджа и расслабление напряжения.
4. Анимация спокойствия.
Анимация спокойствия направлена на удовлетворение потребности человека в отдыхе, рекреации, расширенном восстановлении физического и психического здоровья через отдых (в большинстве случаев пассивный).
Для психологической разгрузки зачастую анимационные формы совмещают анимацию с различными видами терапии: музыкотерапия, сказкотерапия, игровая-, танцевальная- , арт- ,экологическая терапия.
5. Культурная анимация.
Культурная анимация – это не просто удовлетворение потребности в приобщении к культурным ценностям того или иного народа, страны, региона или вид досуга, это есть способ саморазвития и самореализации, культурной интеграции, образования в купе с рекреационным эффектом от познания экзотики преподносимой как в строго исторических и культурных формах, так и в анимационной живой жизнеутверждающей форме.
6. Творческая анимация.
Творческая анимация весьма специфический вид анимации, который является наиболее развитой формой культурно-досуговой деятельности, поскольку направлен на самореализацию и саморазвитие человека как творческой личности.
Творческая анимация основана на оживлении творческих способностей человека путем включения его в различные формы деятельности наиболее близкие или наиболее интересные для него на основе увлечений и интересов человека. То есть, через анимацию человек реализует на досуге свои устремления, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление анимации призвано помочь человеку получить новые знания.
Таким образом, анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.
Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. В социальной анимации выделяются следующие группы методов: социальная защита; социально-педагогическая коррекция; творческая реабилитация; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.
Определив анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассмотрев анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении было выявлено, что выделяют следующие формы организации анимационной деятельности: активная анимация, чувственная анимация (событийная, театрализованная, сказкотерапевтическая, спортивная), анимация общения, анимация спокойствия (музыко- ,сказко- , игровая- , танц- ,арт- , экологическая терапия), культурная и творческая социальная анимация.
Список использованных источников
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст] / Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 236с.
2. Дедурина Т.В. Специфика сущностных свойств социокультурной анимации [Текст] / Т.В.Дедурина // Вестник МГУКИ. - 2008. - №5. - С. 101.
3. Ганьшина Г.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению [Текст] / Г.С.Ганьшина. – Тамбов: ТГУ, 2010. – с. 67.
4. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учебное пособие [Текст] / Н.И.Гаранин. – М.: Советский спорт, 2008. – 128с.
5. Никитский М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности [Текст] / М.В.Никитский // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2008. - № 10. – С. 29.
6. Тихоновская Г.С. Инновационные технологи обучения культурно-досуговой деятельности [Текст] / Г.С.Тихоновская. - М.:МГУКИ, 2008. – 352с.
1Дедурина Т.В. Специфика сущностных свойств социокультурной анимации [Текст] / Т.В.Дедурина // Вестник МГУКИ. - 2008. - №5. - С. 101.
2Ганьшина Г.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению [Текст] / Г.С.Ганьшина. - Тамбов,ТГУ, 2010. – с. 67.
3Никитский М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности [Текст] / М.В.Никитский // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2008. - № 10. – С. 29.
4Тихоновская Г.С. Инновационные технологи обучения культурно-досуговой деятельности [Текст] / Г.С.Тихоновская. - М.:МГУКИ, 2008. – с. 89.
5Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учебное пособие [Текст] / Н.И.Гаранин. – М.: Советский спорт, 2008. – с.26.
6Панов Н.И. Значение анимационных услуг в развитии современного туризма[Текст] /Н.И.Панов // Вестник НАТ. – 2008. - №3. – с.15.
7Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации[Текст] / Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – с.60.
8Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учебное пособие[Текст] / Н.И.Гаранин. – М.: Советский спорт, 2008. – с. 55.