МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Шахмометьева М.Р. 1
1РГПУ им. А. И. Герцена, факультет экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях развития экономики России остается актуальной проблема малого и среднего бизнеса. Именно к этому сектору экономики принадлежит главная роль в процессе увеличения среднего класса, повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества продукции и предоставляемых услуг, за счет роста конкуренции. Всемирный банк провел исследования, которые доказали, что если в стране на малый и средний бизнес приходится менее 40% ВВП, то инвестиции в экономику данной страны не приводят к необходимому, запланированному экономическому эффекту. Все это еще раз доказывает важность поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является молодежное предпринимательство [4]. В данной статье рассматривается проблема недостаточной поддержки молодежного бизнеса.

Предпринимательство способно быстро создавать новые рабочие места, следовательно, снижается безработица, также малый и средний бизнес обеспечивает высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней [3, С.3]. В настоящее время одной из приоритетных задач России является реализация государственной политики перехода к инновационному пути развития экономики и формированию национальной инновационной системы. Молодежная предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики [5].

Почему именно на молодежь должна делаться ставка? Во-первых, это связано со спецификой России: долгое время в нашей стране предпринимательство считалось мошенничеством, жульничеством, и оно ни просто не поддерживалось государством, но и было запрещено законодательно. Сейчас же пришло понимание необходимости развития малого и среднего бизнеса, важности оказания помощи, поддержки. Проблема предпринимательства широко обсуждается на государственном и региональных уровнях. Поэтому именно молодежь должна являться основной движущей силой развития малого и среднего бизнеса. Ведь молодое поколение уже выросло в новых реалиях, где предпринимательскую деятельность воспринимают, как основу материального благополучия и профессионального роста.

Во-вторых, молодежь в большей степени готова к переменам, легче и быстрее привыкают к новым условиям, что, безусловно, очень важно для современного общества. Молодежь, как правило, отличается креативностью мышления, что положительно должно повлиять на предпринимательскую деятельность, на конкурентоспособность бизнеса. Сегодня для успешного ведения бизнеса необходимо учитывать потребительские интересы, предпочтения. Запросы потребителей постоянно меняются, поэтому рынок очень сегментирован, и емкость таких сегментов весьма незначительна. Малые предприятия, создаваемые молодыми людьми, способны особенно быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов. Также молодые люди обладают высоким уровнем актуализации образования, т.к. совсем недавно окончили учебные заведения, либо учатся и их знания еще не устарели.

Необходимо помнить не только о положительных чертах, присущих молодому поколению, которые способствуют развитию молодежного предпринимательства, но и отрицательные. В первую очередь, это отсутствие опыта (управленческого, работы в команде), затем отсутствие финансов и недостаточное образование.

Основные проблемы, мешающие открытию собственного бизнеса молодежью:

53% - отсутствие финансов

16% - недостаток опыта

11% -недостаточное образование [2].

С этими же проблемами сталкиваются и взрослое поколение.

Исследования российского предпринимательства показывают, что молодежное предпринимательство имеет ряд характерных проблем:

  • ежегодный отток активной молодежи из России (в 2009 г. Россию покинуло 318320 человек в возрасте от 20 до 24 лет) [6];

  • отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство;

  • слабо развита система государственной поддержки молодежного предпринимательства, включая финансовые элементы;

  • неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства;

  • слабая информационная поддержка молодежного предпринимательства;

  • сильное налоговое бремя;

  • наличие коррупционных барьеров и «теневой» экономики (по данным Всемирного банка в 2011 году доля теневой экономики в отечественном ВВП составляет 48,6%, в рейтинге «ведение бизнеса» Россия занимает 123 место среди 183 стран);

  • недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности;

  • отсутствие знаний основ предпринимательства и отсутствие института менторства в бизнес-среде [3, С.6].

Для решения проблем молодежного предпринимательства необходимо законодательно закрепить понятия «молодежь», «молодежное предпринимательство», т.к. на сегодняшний день, не смотря на то, что многие апеллируют данными понятиями, они не где не записаны. Только в Москве принято отдельное постановление «О молодежном предпринимательстве», существует специальная комиссия и оказывается финансовая помощь.

Одной из форм поддержки молодежного предпринимательства являются бизнес-инкубаторы. Это специально созданные структуры, которые занимаются поддержкой предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе их деятельности. Бизнес-инкубатором, как правило, предоставляется целый ряд услуг: аренда офисных и бизнес-помещений (конференц-комплексы, комнаты для проведения встреч и переговоров, выставочные площадки), консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, повышение квалификации и обучения, осуществление инфраструктурного сервиса (техническая эксплуатация здания, уборка и т.д). Т.е. бинес-инкубаторы берут на себя решение многих проблем предпринимательства. Они помогают молодым предпринимателям начать свое дело, для этого со стороны молодых людей необходима бизнес-идея и желание начать предпринимательскую деятельность.

Главная задача бизнес-инкубатора— создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность. Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров аренды. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше [1].

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение особенно после 1983 года бизнес- инкубаторы получили в США. За последние десять лет в США их число выросло с нескольких десятков до 600, а в мире их насчитывается уже более 4000, лидерами являются Китай, США и Евросоюз. В России бизнес-инкубаторы стали создаваться в 90-е годы. Первый российский бинес-инкубатор был открыт в городе Томск в 1989 году.

В Санкт-Петербурге функционируют только два «настоящих» бизнес-инкубатора: «Кристалл» и «Ингрия» Могут ли эти два успешно работающие бизнес-инкубатора, удовлетворить потребности всех предпринимателей, нуждающихся в той или иной помощи, в том числе и молодых предпринимателей? Ответ: конечно нет. Об этом свидетельствуют многочисленные «круглые столы», конференции, семинары, посвященные проблемам поддержки малого и среднего бизнеса, обсуждения актуальности открытия новых бизнес-инкубаторов и т.д.

Для развития и поддержки молодежного предпринимательства в России необходимо создать комплексный подход решения данной проблемы: законодательно закрепить цели и задачи молодежного предпринимательства. С целью поддержки и помощи молодежи – открывать новые бизнес-инкубаторы, способствовать созданию бизнес-инкубаторов при Вузах. Необходимо вовлекать молодежь в сферу предпринимательства, ведь именно молодежное предпринимательство является фактором развития экономики страны.

Список источников:

  1. Бизнес-инкубаторы и технопарки в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт //Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osspb.ru/experts/otrasli_MB/bisness-inkubator.php

  2. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. — 2011. — № 10 Вып. 2 (194). — c. 11-16. — http://www.creativeconomy.ru/articles/13919/

  3. Концепция Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года

  4. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы

  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

Просмотров работы: 13634