Весьма важная составляющая социально-культурной анимации, по мнению Н.Н. Ярошенко, – это ее духовный, мировоззренческий потенциал.
Под социальной анимацией понимают целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми, в основе которого лежит соединение формального руководства и неформального лидерства специалиста. В результате такого взаимодействия удовлетворяются не только образовательные потребности и интересы участников, релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие потребности, но и создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.
Социокультурная анимация как целостное понятие, как явление и как практическая деятельность привлекает, прежде всего, своей особой феноменальностью, пробуждающей научный и практический интерес к ее осмыслению и изучению.
На основании вышеизложенного автором было предложено внедрить в социально-коррекционное поле волонтерами из числа студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» филиала Южного федерального университета в г.Новошахтинске метод арт-терапии «Изотерапию». А именно, в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Новошахтинска (далее, СРЦ).
Теоретическая часть терапии в основе которой лежит изобразительное искусство, исходит из психоаналитических воззрений З.Фрейда и аналитической психологии К.Юнга, который использовал свои рисунки для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх.2
Рисование – это творческий процесс, который позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, освободиться от конфликтов и сильных эмоциональных переживаний, выразить свободно свои чувства и мысли, развить эмпатию, свободно выражать надежды и мечты. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но так же ее моделирование, выражение собственного отношения к ней.
Изобразительное искусство развивает чувственно-двигательную координацию детей. Его достоинство состоит в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.3
Искусство и культура являются хорошими образовательными и реабилитационными технологиями, обеспечивающими: развитие различных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение личности; развитие коммуникативных навыков; формирование активной жизненной позиции.
В связи с жесткими реалиями современного мира искусство может сделать жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации наиболее богатой и содержательной. Программная анимационная деятельность во время участия детей в художественной анимации в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления их здоровья: соматического, физического, психического и нравственного.
В современном мире социокультурная анимационная деятельность приобретает все большую популярность. Социокультурная анимация – духовно-социальное явление, совокупность самоорганизующихся общественно-педагогических движений, реализуемых по большей части непрофессионалами, представляющее собой синкретическое слияние различных видов социальной и культурной деятельности на основе реализации общественной группой и отдельным индивидом духовных потребностей. Особое значение социокультурная анимация приобретает в реабилитации социально уязвимых категорий населения, например, таких как дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, которые в силу своего либо физического или психологического состояния оказываются изолированными от общества и ведут пассивный образ жизни.
Таким образом, можно сказать, что роль социокультурной анимации в реализации реабилитационных и коррекционных социальных технологий недооценить сложно, так как она способна разрешать проблему социального и культурного отчуждения.
Анализ деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и его взаимодействие с Научно-экспериментальной лабораторией технологий социальной работы филиала Южного федерального университета в г.Новошахтинске вдохновил к разработке и реализации социального анимационного проекта «Изотерапия».4
Цели проекта:
- активное вовлечение в социальную практику волонтеров из числа молодежи;
- создание условий воспитания и социализации детей групп риска через приобщение к детскому творчеству;
- дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным эмоциям. Работая над рисунками можно безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.
- облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии;
- развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм;
- развивать художественные способности и повысить самооценку детей. Побочным эффектом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- раскрытие и развитие творческих способностей, талантов и умений как детей;
-формирование коммуникативных качеств у детей;
- организация досуга детей;
- мотивирование детей к рисованию.
Кроме описанных целей и задач, использование изо-терапии в работе с детьми групп риска даёт дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься.
Сроки реализации проекта:
Цикл проекта осуществляется в течение одного учебного года. Предполагается, что как постоянно действующий проект будет реализовываться с сентября 2014 года.
Содержание проекта:
Социально-анимационный проект «Изотерапия» – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
К реализации проекта в качестве основных исполнителей на добровольческой основе привлечены студенты, обучающиеся по специальности и направлению подготовки «социальная работа». Вовлеченность в данный проект позволит сформировать профессиональные компетенции участников, а так же поможет сформировать активную гражданскую позицию ее исполнителей.
План реализации проекта:
Этапы реализации проекта |
Мероприятия |
Срок реализации |
1. Подготовительный этап |
- подбор методик обучения; - подбор и подготовка учебно-методической литературы; - формирование творческой группы для организации и проведения обучающих теоретических и практических занятий из числа студентов; - подготовка инвентаря для проведения занятий; - составление расписания занятий. |
Январь-февраль 2014 года |
2. Основной этап |
- организация творческих занятий в СРЦ г.Новошахтинска. 1. Индивидуальное рисование. Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции и помогает познакомиться друг с другом (30 мин); 2. Парное рисование. Цель этого упражнения: исследование межличностных отношений, конфликтов (1 час); 3.Групповое рисование. Это упражнение позволяет каждому в классе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других (1,5ч). |
Март 2014 года |
3. Рефлексия |
- анализ проведенных мероприятий - адаптирование методик изотерапии к детскому учреждению; - подведение промежуточных итогов реализации проекта; - подготовка материалов к публикации в СМИ и научно-практических сборниках; - внесение корректировки в социокультурную программу. |
Апрель-май 2014 г. |
Механизмы реализации проекта являются:
- привлечение студентов и выпускников кафедры социальной работы и гуманитарных дисциплин к реализации проекта (и последующее распределение ролей между участниками проекта);
- воспитание интереса к данному виду деятельности, в том числе технологии социальной работы (изотерапии);
- стремление к качественному проведению социокультурных программ;
Критерии оценки эффективности:
- предпроектная оценка;
- промежуточная оценка для корректировки ожидаемого эффекта;
- использование метода экспертной оценки проекта;
Ожидаемые результаты:
- вовлечь в социокультурную деятельность исполнителей проекта – волонтеров;
- создание постоянно действующей социокультурной анимационной программы «Изотерапия»;
- размещение методических материалов анимационной программы на сайте филиала Южного федерального университета в г.Новошахтинске;
- дальнейшее сотрудничество с исполнителями проекта - волонтерами в дальнейшей реализации проекта «Изотерапия».
Установлено, что, изотерапия в СРЦ не всегда может быть применима в соответствии с существующими методиками. И для того, чтобы повысить эффективность социально-коррекционной работы необходимо соответствие методик арт-терапии всем функциональным особенностям применения данного метода. Например, в условиях СРЦ г.Новошахтинска возникает необходимость использования изотерапии в «экспресс-режиме», что в свою очередь требует создания новых способов и форм изотерапевтической деятельности.
Таким образом, для выполнения функций СРЦ по организации социальной реабилитации необходимо применять социальную анимацию как технологию социальной реабилитации детей, составляющих группу риска. В этой связи разработанный автором на основе изотерапии проект позволит достигнуть гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Реализация социально анимационного проекта «Изотерапия» позволит улучшить имеющиеся у детей способности и потенциалы: познавательный, морально-нравственный, коммуникативный, творческий и эстетический. Этот процесс активизации потенциала личности дает возможность поверить в свои силы.
Рассмотренные особенности применения изотерапии в условиях СРЦ позволяют сделать вывод о том, что перспектива использования данного метода в социально-коррекционной работе с детьми, составляющими группу риска достаточно жизнеспособна и имеет актуальность в современных условиях реабилитации.
Список использованных источников
1. Карвасарский Б.Д. Психотерапия [Текст] / Б.Д.Карвасарский. – СПб.:Питер, 2002. – 672с.
2. Сайкина Л.В. Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков [Текст] / Л.В.Сайкина, О.В.Шаракпова // Вестник ТГУ. – 2007. - №4. – с. 294.
3. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография [Текст] / Л.В.Тарасов. – М.: Русаки, 2012. – с. 16.
4. Яковлева Н.Ф. Инновационные технологии в воспитании характера дезадаптированных детей и подростков в социально – реабилитационном центре [Текст] / Н.Ф.Яковлева, К.А.Овчинникова // Инновации в непрерывном образовании. – 2010. - № 1. – с. 70.
5. Ярошенко Н.Н.Социально-культурная анимация [Текст] / Н.Н.Ярошенко. – М, 2009. – 126с.
6. Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся [Электронный ресурс]. – URL: molokovo.edusite.ru
7. Официальный сайт Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Новошахтинска» [Электронный ресурс]. – URL: http://guro-src.org.
1Ярошенко Н.Н.Социально-культурная анимация [Текст] / Н.Н.Ярошенко. – М, 2009. – с. 112.
2Карвасарский Б.Д. Психотерапия [Текст] / Б.Д.Карвасарский. – СПб.:Питер, 2002. – с 216.
3Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся [Электронный ресурс]. – URL: molokovo.edusite.ru
4 Официальный сайт Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Новошахтинска» [Электронный ресурс]. – URL: http://guro-src.org.