СТИПЕНДИИ КАК ФОРМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТИПЕНДИИ КАК ФОРМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ

Суметова Е.Н. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стипендия (от лат. stipendium – плата)- это денежное пособие, регулярно выдаваемое обучающимся на дневных отделениях различных учебных заведений (чаще всего в системе профессионального образования).

В российской практике существуют несколько видов стипендий. В государственных учебных заведениях основными являютсяакадемическая и социальная стипендии.

Академическая стипендия выдаётся в течение семестра по итогам успеваемости студента в предыдущей сессии. Размер этой стипендии устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 899 в соответствии с частью 10 статьи 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В настоящее время установлены следующие нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в отношении государственной академической стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам:

среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) - в размере 487 рублей в месяц;

высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры) - в размере 1340 рублей в месяц [1].

Социальная стипендия начисляется льготным категориям студентов вне зависимости от их успеваемости: детям-сиротам; детям до 23 лет оставшимся без попечения родителей; инвалидам I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; инвалидам и ветеранам боевых действий; детям из малоимущих семей. При назначении нуждающимся студентамсоциальной стипендии учитывается среднедушевой доход, который рассчитывается как сумма доходов семьи студента, поделенная на число членов семьи, и не может превышать величину прожиточного минимума на одного члена семьи.

Так же существуют другие виды стипендий. Повышенная стипендия – назначается за особые успехи в учебе, науке, спорте, общественной или культурно-творческой деятельности. Решение о назначении повышенной стипендии принимается руководством вуза при участии членов студенческого совета

Президентская и Правительственная стипендии – назначаются студентам и аспирантам, обучающимся на приоритетных для модернизации экономики направлениях, за особые заслуги и научные достижения [4].

Существует мнение, что государственную стипендию можно отменить. (Полпред правительства РФ в высших судах) считает что они не нужны.

"Если мы приходим в магазин и просим батон, мы же за него платим, а не нам платят. Что за история со стипендиями, почему, если человек хорошо учится, ему надо платить стипендию? Я не говорю о социальных стипендиях",— сказал полпред правительства РФ М.Ю. Барщевский на заседании экспертного совета при председателе Госдумы [3].

С ним солидарен и помощник Президента по экономике А. Дворкович:

"Скажу непопулярную вещь, но считаю, что это правильно: если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать должно стать модным, нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации. Можно работать после учебы: на кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать. Если талантливый математик - может работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования и получать за это деньги", - сказал Дворкович[2].

С этими высказываниями сложно согласиться. Ведь академическая стипендия играет стимулирующую роль, её получает лишь тот, кто достойно учится. Процесс образования выгоден обеим сторонам: студенту (он получает знания, которые в будущем помогут в его работе) и государству (оно получит квалифицированных специалистов). Другими словами выделяя средства на стипендии студентов сейчас, государство вкладывает деньги в качественных специалистов через несколько лет.

Сравним российскую систему образования с образованием в США. Все американские стипендии можно разделить на две категории: это стипендии, выделяемые различными фондами и организациями (государственными и частными), и стипендии, выделяемые самими университетами. Первые обычно больше, вторые – скромнее.

При всем многообразии отдельных стипендиальных программ можно выделить несколько общих позиций, характерных для этого вида финансовой поддержки. Первая заключается в том, что в отличие от российских американские стипендии чаще всего представляют собой скидку (иногда весьма существенную) на оплату стоимости обучения.

Вторая особенность состоит в том, что шансы на получение американской стипендии резко возрастают по мере повышения уровня образовательной программы. Это означает, что участнику магистерской программы гораздо проще стать обладателем стипендии, чем студенту, обучающемуся на программе бакалавриата. Еще больше перспектив в этом смысле у участников докторских программ.

Различны принципы, по которым происходит выделение стипендий. В первую очередь университеты оценивают личные достижения студента – академические, общественные, спортивные. Учитываются так же такие факторы, как высокая успеваемость (в идеале – отличная), активное участие в проведении всевозможных общественных мероприятий (то, что в США принято называть добровольной работой), а также участие в спортивных состязаниях, в том числе в соревнованиях между университетами.

Необходимо отметить, что каждый университет имеет свой стипендиальный фонд (нередко он формируется из взносов бывших выпускников), которым распоряжается по своему усмотрению[5].

Однако, по нашему мнению академические стипендии в России следует оставить, развивая возможности вузов по формированию собственных стипендиальных фондов.

Литература

  1.  
    1. Постановление Правительства Российской Федерации: Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета//РГ. - 2013.- 16 окт.

    2. РИА Новости: Аркадий Дворкович: Стипендии студентам нужно отменить [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/society/20130827/958908845.html (дата обращения: 21.12.13).

    3. РИА Новости: Барщевский не понимает, зачем студентам платить стипендии [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/society/20130827/958908845.html (дата обращения: 21.12.13)

    4. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://mon-ru.livejournal.com/23424.html (дата обращения: 21.12.13).

    5. Стипендии и гранты в США [Электронный ресурс] URL: http://www.studyamerica.ru/cgi-bin/issue.cgi?action=article&ar_id=90 (дата обращения 21.12.13).

Просмотров работы: 990