Создание современного предприятия – сложный и трудоемкий процесс. Управленческая деятельность выступает в современных условиях, как один из важнейших факторов функционирования и развития организации. Эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Использование технологий управления знаниями позволяет гибко настраивать схемы хранения данных, адаптировать поведение информационной системы и способы отображения информации к изменяющимся требованиям пользователей системы.
Для эффективного и удобного управления компанией, необходимо создать удобный и доступный сервис. Наиболее подходящее для этого средство это Web-сайт. Создание мощной и гибкой системы для подобных сайтов, требования к которой постоянно изменяются в процессе её роста (из-за возникающих у компании новых потребностей) - непростая задача.
Целью данной работы является проектирование общей структуры предприятия, на примере разработки структуры управления учебным процессом, а так же создание основных визуальных отображений.
Данная система предназначена для обеспечения взаимодействия всех подразделений предприятия, в данном случае взаимодействия студентов, академических групп, кафедр института. Функциями данной системы является:
заполнение объектной базы данных:
получение информации о структурных подразделениях.
Реализация поставленной цели может быть достигнута выполнением ряда сопутствующих задач:
описать информационную систему и принцип ее работы;
проанализировать проектируемую систему и выделить базовые (основные) элементы;
разработать объектную базу данных, для хранения всей необходимой информации, с учетом определенных требований;
реализовать удобные формы для заполнения информационной системы и вывода необходимой информации (студентов, сотрудников).
После рассмотрения поставленных задач, функций, выполняемых системой, можно приступить к технической реализации.
Для обеспечения адаптивности системы была разработана семантическая сеть классов - онтология, которая представляет собой информационную модель предметной области, имеющую вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура онтологии |
В ходе работы были выделены четыре основные классов: "Участник", "Группа", "Кафедра" и "Расписание". Для класса "Участник" дополнительно были созданы подклассы "Сотрудник" и "Студент"; для класса "Расписание" было создано большое количество дополнительных классов:"День недели", "Вид недели", "Номер пары", "Занятие", "Вид занятия", "Номер аудитории", "Преподаватель".
Для разработки данной системы был выбран OntoEditor— продукт расширения для системы разработки веб-приложений Plone, созданный сотрудниками и студентами нашей кафедры. Интеграция продукта в разработанное нами приложение позволяет создавать и модифицировать онтологии, заполнять базу знаний и сохранять ее в объектно-ориентированной базе данных в удаленном режиме.
Первым этапом реализации пользовательского интерфейса становится создание структуры сайта, включающей основные разделы: "Расписание", "Кафедры" и "Новости". Для этого данные элементы были помещены в корневую "папку" сайта RootFolder.
На главной странице будут помещаться актуальные новости учебного учреждения, а так же ссылка на расписание академических групп. Для их размещения и отображения их в качестве ссылок был использован стандартный редактор "Collection". Для отображения новостей на соответствующей вкладке "Новости" был использован стандартный портлет "News". Дополнительно созданы подразделы: "Группы", "Сотрудники", "Студенты".
Для ввода-вывода данных информационной системы необходимо создать визуальный интерфейс. Разработанные нами сервисы позволяют создавать сложные динамические формы ввода и вывода данных. Анализирую структуру классов онтологии, сервисы создают динамическую модель интерфейса пользователя и отображают его в клиентской программе пользователя. В данном случае для классов онтологии "Участник", "Сотрудник" и "Студент", были созданы новыеформы ввода-вывода "Сотрудники" и "Студенты", которые содержат все поля, соответствующие спроектированной системе.
Процесс создания форм ввода для ввода можно условно разделить на несколько этапов:
Получение всех свойств и связей класса онтологии;
Динамическое создание элементов ввода, необходимых для внесения данных, например текстовое поле для свойства «Фамилия»;
Создание обработчиков для кнопок добавления элемента по заполненной форме ввода.
Создание элементов семантической сети, представляющих введенные данные и сохранение их в объектно-ориентированной базе данных.
Пример генерации формы ввода представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Форма добавления элемента на примере добавления элемента в класс "Сотрудник" |
Процесс создания форм вывода так же можно условно разделить на несколько этапов:
Анализ семантических связей класса онтологии;
Динамическое формирование соответствующей информационной структуры данных;
Получение значений для каждого объекта выбранного класса и заполнение информационной структуры;
Выбор способа отображения информации и генерация элемента визуального отображения.
Пример форм вывода представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Форма просмотра элементов класса на примере класса "Сотрудник" |
Следующей формой для взаимодействия с системой является форма вывода расписания для конкретной студенческой группы. Создание этой формы можно разбить на следующие этапы:
Получение всех классов "день" для соответствующей группы;
Получение всех элементов класса «день»;
Получение всех свойств и связей соответствующих элементов каждого класса "день";
Получение значений свойств и связей;
Структурирование для удобного отображения полной информации расписания.
Результат выполнения представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Форма просмотра расписания |
В результате проделанной работы была создана интеллектуальная информационная система управления учебным процессом. Достигнуты следующие результаты:
Спроектированная система имеет простой и удобный интерфейс. Она может стать доступным средством хранения информации учебного учреждения. Для, более полного использования системы возможна ее модернизация, создание дополнительных форм ввода-вывода.
Достоинством данной системы является легкая масштабируемость, в случае увеличения подразделений учебного учреждения, а так же возможность удаленного использования посредством сети Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грегер.С. Э. Администрирование и интерфейс пользователя CMSPlone / С. Э. Грегер // Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Нижнетагильский технол. ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2009.-140с.
Грегер С. Э. Сервер приложений "Zope". Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2009. - 256 с.: ил.