Профессиональная компетентность специалиста – это один из внутренних инструментов успешной профессиональной деятельности.
Одно из определений профессиональной компетенции звучит как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач». [1]
Практического опыта! Абсолютно очевидно, что теория без практики бесполезна. Можно знать все методики, их особенности, интерпретацию, но не уметь правильно работать с ними. Можно знать психологические особенности различных возрастных этапов, но не учитывать их в работе. Для того чтобы этому научиться, мы и проходим практику в различных учреждениях.
Там мы знакомимся с основными направлениями работы психолога, а также учимся, в рамках психодиагностики, новым методикам, которые мы ранее не изучали и не встречали.
Практика помогает сформировать навыки психологического обследования, а это регулярная работа психолога. Знания, полученные во время практики, помогают нам в исследовательской работе.
Таким образом, практика дополняет наши уже имеющиеся знания.
В нашем университете уже на протяжении многих лет студенты-психологи проходят практику в воинской части г. Шуя. На втором курсе это довелось пройти и нам. Во время этой практики мы познакомились с основными направлениями работы психолога: заполнение протоколов, ведение различного рода журналов, составление психологических заключений, проведение первичной диагностики поступивших военнослужащих (заполнение анкет), обработка результатов диагностики и т.д. Мы научились правильно составлять психологическое заключение, протоколы, обрабатывать результаты таких методик, как 16-тифакторная методика Р.Б.Кеттелла, методики на адаптацию, определение суицидального уровня, темперамента. Нами была проведена групповая диагностика военнослужащих.
Также во время практики мы получили опыт выступления перед многочисленной аудиторией: проведение лекций на темы «Боевой стресс и его психологические последствия», «Суицид», «Аутоагрессивное поведение». Совместно с психологом, нами были составлены и оформлены психологические портреты, основанные на данных проведенных методик.
Во время прохождения производственной практики, мы проводили как индивидуальную работу с военнослужащими – беседа, диагностика личностных качеств, так и групповую – тренинги.
Впечатления от пройденной практики остались положительные. Все формы работы, предлагаемые нам в этом учреждении, были интересны и поучительны. За то время, в течение которого мы находились там, мы успевали сделать немало работы, то есть время было рассчитано правильно. Коллектив доброжелательный и дружный, общий язык мы нашли быстро. Работать было легко, но единственный момент, который вызвал неудобства, – это время индивидуальной работы с солдатами, так как у них существует определенный режим, распорядок дня.
Практика в воинской части была достаточно интересна, содержательна. Появилось желание проходить ее именно там на протяжении всего времени обучения в ВУЗе. Но в студенческие годы нам предоставляется уникальная возможность посмотреть на особенности работы психолога в различных учреждениях (образовательных, медицинских, социальных и других), выделить для себя преимущества и недостатки, определиться с направлением работы, которое подходит именно тебе. И эту возможность нужно использовать.
В результате этой практики мы получили опыт, который пригодится в нашей дальнейшей работе, а именно выступление перед многочисленной аудиторией, проведение диагностической работы (индивидуальной, групповой), тренингов, составление различного рода документов и т.д.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что практика, действительно, закрепляет наши знания, навыки и умения, а также и дополняет их.
Благодаря практике выпускники уже заранее могут определить будущее направление своей работы, они имеют представление о том, что их ждет в дальнейшем.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция