Большинство экономических задач состоит в нахождении наибольшего и наименьшего значения. Например, предприниматель при производстве продукции имеет цель получить наибольшую прибыль от производства продукции, наименьшие затраты на ее производство, наименьшие транспортные расходы.
Для решения задачи экономико-математическим методом ее условие необходимо записать математически. Для этого:1)вводим переменные, 2) цель задачи записываем в виде функции, которая называется целевой, 3) ограничения на переменные образуют систему ограничений и имеют вид уравнений или неравенств.
Математическая запись целевой функции и системы ограничений называется математической моделью задачи.
Значения переменных, удовлетворяющие системе ограничений, называются решением задачи. Неотрицательное решение- допустимым решением. Решение, при котором целевая функция достигает наибольшего или наименьшего значения, называется оптимальным решением. Существует несколько методов решения. Одним из методов является графическое решение.
Графическим методом решаются задачи с двумя переменными.
Для этого: 1) составляем математическую модель задачи,2) строим область допустимых решений системы ограничений, 3) по теореме об экстремуме целевой функции оптимальное решение совпадает с одной из угловых точек области допустимых решений, находим координаты всех угловых точек, 4) вычисляем значения целевой функции в угловых точках , если задача решается на максимум выбираем наибольшее из полученных значений, если на минимум наименьшее, 5) координаты соответствующей точки дают оптимальное решение В таблице даны нормы содержания питательных веществ для подростков
Рассмотрим графическое решение на примере составления рациона питания для подростков ( задачу о диете )
Составить рацион питания для подростка, если известны содержание питательных веществ в каждом из используемых продуктов, цена единицы продукта каждого вида и норма питательного вещества каждого вида. Составить рацион таким образом, чтобы расходы были минимальным.
В таблице даны нормы содержания питательных веществ для подростков
Белки |
углеводы |
Витамин С |
Витамин А |
Витамин В1 |
Витамин В2 |
кальций |
Цена за100 г |
|
Мясо курица |
30 23 |
0,01 |
0,3 0,2 |
- - |
20 14 |
|||
Сыр молоко |
30 5 |
- - |
- - |
0,2 0,05 |
- - |
0,4 0,19 |
0,4 0,2 |
15 5 |
Гречка рис |
64 72 |
- - |
- - |
0,51 - |
5 3 |
|||
Капуста морковь |
5 8 |
50 5 |
- 9 |
- - |
- 0,3 |
- 20 |
2,6 1,5 |
В таблице даны нормы содержания питательных веществ для подростков
Пусть - количество мяса (на 100гр) ,входящее в рацион - количество курицы
Целевая функция – стоимость продуктов
– минимум
Система ограничений
Строим область допустимых решений
Целевая функция достигает наименьшего значения в точке пересечения второй и третей прямых. Координаты точки находим из системы уравнений
Следовательно в рацион питания включаем 225 г мяса и 40 г курицы
Пусть ; - соответственно количество сыра и молока, входящее в рацион, - капусты и -моркови, гречки и риса.
Получаем математические модели
Система ограничений
Аналогично первой задаче, простроив область допустимых решений системы ограничений, находим, что первая целевая функция принимает наименьшее значение в точке пересечения
первой и третей прямых. Оптимальное решение второй функции – точка пересечения первой и третей прямых. Координаты точки пересечения – решение системы уравнений
.
Функция достигает минимума в точке пересечения граничных прямых. Координаты точки пересечения прямых найдем из системы уравнений:
В рацион питания включаем Итак в рацион питания включаем:
225 г мяса, 40 г курицы, 30 сыра и 340 г молока; 20 г капусты и 190 г моркови и 250 г гречки и 30 г риса
Литература
1.Уфимцева Л.И. Математическое моделирование в курсе элементарной математики в экономических классах Материалы международной научно-методической конференции Санкт-Петербург 2001
2.Экономико-математические методы и модели: учебное пособие / под редакцией С.И.Макарова- 2-е изд. Перераб. и доп./ –М: Кнорус,2009 -240 с