ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ

Кузнецова С.Н. 1, Фирсова Е.В. 1
1Коломенский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детское питание всегда находилось под тщательным вниманием различных проверяющих организаций. И неудивительно – ведь от его качеств напрямую зависит здоровье детей. В московском регионе недавно начался новый этап проверок детского питания, которое продается в магазинах. Специалисты заявляют, что химический состав детского питания на полках московских торговых точек не всегда подходит для кормления детей [2]. Также есть проблема с текстами на упаковках, в которых указывается содержание продукта – часто оно указано не полностью, отсутствует важная для покупателя информация.

Ежегодно проводятся исследования качества детских смесей и, к сожалению, все чаще находят несоответствие требований стандартов ГОСТ.

Существуют несколько ГОСТов, предназначенных для контроля качества и производства детских молочных смесей, а именно:

ГОСТ Р 52723-2007:

Продукты пищевые и корма. Экспресс-метод определения сырьевого состава (молекулярный)

ГОСТ 30390-95:

Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия

ГОСТ Р 52173-2003:

Сырье и продукты пищевые. Метод идентификации генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения

ГОСТ Р 50763-2007:

Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия

ГОСТ 18488-73:

Концентраты пищевые. Сладкие блюда. Технические условия

ГОСТ Р 53106-2008:

Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания

ГОСТ Р 53105-2008:

Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию

ГОСТ Р 53996-2010:

Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания

В связи с тем, что к продуктам детского и диетического питания предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования, в особенности к продуктам для детей первых месяцев жизни, употребляемым без термической обработки (смеси типа "Детолакт"), то для сырья и компонентов, используемых для их изготовления, также должны быть установлены повышенные требования.

Однако большинство компонентов (мука рисовая и гречневая, толокно, солодовые экстракты, сахар, растительное масло и др.), согласно действующей технической документации, не нормированы по микробиологическим показателям, тогда как продукты детского питания строго регламентированы по ряду санитарно-показательных микроорганизмов.

В рамках реализации Областной долгосрочной целевой программы «Защита прав потребителей в Ростовской области» на 2011-2014 годы департаментом потребительского рынка Ростовской области 8 октября 2013года проведены независимые экспертизы качества и безопасности 10 молочных детских сухих смесей [1].

В результате проведения независимой экспертизы можно заключить, что, например,

1) Каша молочная сухая быстрорастворимая кукурузная для детского питания «Малютка» не соответствует по массовой доле белка и энергетической ценности: на этикетке указано 448 ккал, а фактически 454 ккал. Содержание витаминов А, Е, В2, РР, С значительно отличается от информации на упаковке в меньшую сторону, а витамин В1 изготовитель «переложил». Нарушены требования по содержанию информации для потребителя: на лицевой стороне пачки не указано «для питания детей с 5 месяцев»; отсутствует запись «не требует варки».

2) Каша из овсяной муки молочная с бананом и яблоком быстрорастворимая, обогащенная витаминами и минеральными веществами, для питания детей раннего возраста «Фруто-няня» не соответствует по массовой доле белка и энергетической ценности: на этикетке указано 412,52 ккал, а фактически 421 ккал; по результатам испытаний выявлено заниженное содержание витаминов А, Е, С и завышенное содержание витаминов В1 и РР.

Информация для потребителя недостоверна: в наименовании отсутствует запись «быстрорастворимая» и с какого возраста продукт можно употреблять; отсутствует запись «не требует варки», в составе продукта нет обязательной информации о составе пюре из банана и яблок; на первом месте указано «молоко сухое цельное», а мука - на втором. Проигнорировано требование о выносе на упаковку информации о содержании сахарозы, однако в каше она содержится.

3) Каша сухая молочная быстрорастворимая овсяная, с фруктозой для детского питания с 5-ти месяцев «Агуша» не соответствует требованиям нормативной документации по массовой доле белка и углеводов, соответственно неправильно указана на этикетке энергетическая ценность: 403 ккал вместо 408 ккал. Не обнаружен витамин А, витаминов Е, В2, РР, С – больше заявленного на упаковке, В1 – меньше. Не выполнено требование о вынесении на этикетку количества сахарозы; на лицевой стороне пачки отсутствует запись «сухая, быстрорастворимая», а также «не требует варки».

При разработке технических условий был неправильно выбран код ОКП, первые четыре цифры которого входят в номер технических условий. Согласно этому коду каша относится к продукции детского питания – концентраты. Однако, каша молочная должна соответствовать требованиям ФЗ №88-ФЗ от 12.06.2008 г., что подтверждается знаком обращения на рынке, указанным на упаковке.

Что касается детских молочных смесей, то по результатам экспертизы молочные смеси фирмы Friso не соответствует основным показателям безопасности, поэтому его не стоит покупать, а лидерами по результатам программы «Контрольная закупка» стали детские сухие молочные смеси марок — Nutricia, Nestle, Малютка [3] .

Независимые маркетинговые исследования показывают, что только 2/3 населения имеют возможность приобретать продукты для детского питания промышленного производства. Ежегодные продажи продуктов детского питания достигли порядка 15,9 млрд. долл. США, что составляет приблизительно 1,9 млн. т в пересчете на сухую массу продуктов, а в пересчете на энергетическую ценность – 3,8•1012 кДж. Это лишь небольшая доля в общей энергетической потребности детей в возрасте до 3 лет – 1014 кДж в год. Таким образом, мировое производство продуктов детского питания покрывает не более 4 % общей энергетической потребности детей, которые в принципе могут потребить эти продукты [4].

Согласно оценке компании КОМКОН, показатели объема рынка детского питания в 2004г. находились в пределах от 200 до 300 млн. долл. На сегодняшний день этот рынок имеет большой потенциал. Ежегодный его рост в России составляет 15-20%. Главным образом это связано с увеличением рождаемости. Кроме того, немаловажным является рост доходов россиян и, как следствие, изменение культуры потребления продуктов детского питания: потребители все больше приобретают готовые продукты промышленного производства, а не готовят их самостоятельно. В 2005г. самостоятельное приготовление питания для детей от 0 до 3 лет среди московских мам сократилось практически вдвое по сравнению с 2002г [4].

Согласно исследованиям, российский рынок детского питания представляют такие крупные международные компании как Nestle (Швейцария), HiPP (Австрия), Nutricia (Голландия), Kolinska (Словения), Heinz (Германия). Необходимо отметить, что ведущие мировые производители стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на нашем рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны.

Одновременно с этим на рынке сильны и позиции российских игроков. Отечественная продукция составляет 99% – жидких и пастообразных молочных продуктов. Стоит отметить, что потребитель все больше доверяет российским производителям, предлагающим высококачественную продукцию по доступным ценам.

К началу 2012 года за счет расширения вкусовой гаммы и изменений в размере упаковки на рынке появилось около 300 новых ассортиментных позиций, около половины которых приходится на питание в баночках, примерно 60 - на соки, 40 - на каши, 20 - на смеси.

Согласно проведенными нами исследований, в настоящее время большинство потребителей-мам выбирают детское питание таких компаний как Remedia, Heinz, Фруто-няня. Большой процент среди опрошенных выбирают Heinz, а именно 85 %, так как данная компания представлена на рынке не только безмолочными сухими кашами, а также пюре, соки и другие продукты, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны. В то время как Remedia пользуется небольшой популярностью – 10% (возможно здесь играет ценовой фактор, по которому многие покупатели выбирают товары), и Фруто-няня заняла 3 место – 5%, так как по мнению опрошенных, все чаще проводят исследования, где продукции компании Фруто-няня редко проходит испытания.

Что касаемо внешних характеристик, то здесь важную роль играет упаковка. Но дело не в красочности рисунков, а в удобстве расфасовки. Ведь после открытия содержимое баночки нужно употребить в течение нескольких часов, максимум одного дня. Очень удобна порционная расфасовка.

Потребители предъявляют все более жесткие требования к продуктам детского питания: они желают приобретать высококачественный, разнообразный, удобный и безопасный товар. Поэтому цена уже давно перестала быть решающим фактором выбора. Основными критериями выбора детского питания теперь являются состав, неаллергенность, обогащенность продукта витаминами и минеральными веществами.

Список использованной литературы:

  1. http://zppdon.ru – Департамент потребительского рынка Ростовской области

  2. http://sertconsult.ru – Статья «Контроль качества детского питания».

  3. http://zakupka.tv/ - Официальный сайт программы «Контрольная закупка»

  4. http://www.rbc.ru/ - РБК. Исследование рынков

Просмотров работы: 5965