КАЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КАЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в России большое внимание уделяется качеству литературного образования. Значительное место в образовании отводится начальной школе. Главной целью литературного образования является пробуждение нравственного сознания, развитие личности, способной не только потреблять, но и создавать культурные ценности. Литературное образование в начальной школе всегда способствовало духовному воспитанию через приобщение обучаемых к искусству слова. Значительных успехов достигла методика литературы в области разработки теории и практики анализа художественного произведения в исследованиях (Г.И. Беленького, Т.Г.Браже, Г.Н.Ионина, М.Г.Качурина, Т.Ф.Курдюмова, В.Г, Маранцман, З.И.Реэ),в изучении проблем литературного развития школьников (В.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавской). В изучении проблем формирования читательских умений (Л.Я.Гришиной, Н.Я. Мещеряковой, А.М.Сафоновой и др.).

За последнее десятилетие методисты, литературоведы, психологи предложили целый ряд интересных концепций и программ литературного образования младших школьников, построенных на разных основаниях, но объединенных общей идеей развития личности, воспитания читателя в исследованиях (Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеева, О. В. Джежелей, М.Г.Качурина, Л. Ф. Климанова и В. Г .Горецкого, Г.Н. Кудиной и З. Н. Новлянской , В.А. Левина, 3.И.Романовской, Л. Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко). Существует множество преимуществ литературного образования в начальной школе. Которое заключается, прежде всего, в формировании основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Формирование художественного и эстетического вкуса

Формирование осознанного восприятия и оценивания содержания и специфики различных текстов;

Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что литературное образование в начальных классах закладывает фундамент в развитии личности обучаемых, формируя у них духовные, эстетические и нравственные ценности.

Цель работы исследовать качество литературного образования в начальной школе на примере Старооскольского городского округа.

Объект исследования литературное образование в начальной школе.

Предмет исследования качество литературного образования.

Задачи исследования:

1) Раскрыть сущность понятий литературное образование, качество образования в контексте новых требований.

2) Охарактеризовать содержание литературного образования в начальной школе.

3) Проанализировать эффективность педагогических условий, изучить качество литературного образования на примере Старооскольского округа.

Проблема исследования заключается в эффективности литературного образования в начальной школе.

Гипотеза исследования – литературное образование младших школьников будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий: проведение курса «Литературное чтение», использование специально подобранных упражнений, направленных на развитие техники чтения; - опора

при чтении на воссоздающее воображение учащихся. Освоение обучаемыми эстетического уровня художественных произведений, воспитание читательского интереса. Процесс создания творческих работ. Изучение литературоведческой терминологии. Изучение фольклорного материала.

Методы исследования: Анализ литературы, синтез, метод обобщения.

База исследования: школы Старооскольского городского Округа.

Структура работы исследовательская работа состоит из 2 х. глав, введения, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

1.1 Сущность качества литературного образования в начальной школе

Начальное общее образование - это первый этап общего образования детей. Получая начальное образование обучаемые первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решение прикладных задач. На этом этапе начинает развиваться личность ребенка.

Качество образования - это совокупность свойств образования обуславливающих его способность удовлетворить определенные потребности гражданина общества [Электронный педагогический словарь:22].

Качество литературного образования – это категория, определяющая состояние и результативность процесса литературного образования [Электронный педагогический словарь:35]. Таблица 1.1

Рассмотрим определение литературного образования с позиции разных источников.

Источник

Термины

Электронный педагогический словарь. (Авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова)

Литературное образование - это соотношение знаний теории литературы и собственно круга чтения.

Педагогический словарь [45;46]

Литературное образование - это изучение художественных произведений с учетом литературоведческого этно-филологического и историко-культурного компонента.

Словарь педагогических терминов [34;66],

Литературное образование - это один из компонентов, составляющих филологическое образование, которое, в свою очередь, входит в систему гуманитарного образования

Педагогический словарь под ред. А. Г. Кутузова,

Литературное образование - это освоение литературы как искусства слова

Новый педагогический словарь [56;57]

Литературное образование - это основа формирования духовности личности, выработки личностного отношения к общечеловеческим морально-этических и эстетических ценностей.

Мнение автора

Литературное образование - это один из компонентов филологического образования, основанный на освоении художественного текста и литературоведческих терминов.

Исследуя данные термины, мы пришли к следующему выводу литературное образование - это один из компонентов филологического образования,

основанный на освоении художественного текста и литературоведческих терминов. Литературное образование включает в себя совокупность образовательных компонентов программы литературного чтения, техники выразительного и скоростного чтения. В трудах литературоведов, писателей, философов, выделяются такие функции литературного образования, как:

эстетическая

расширенное конкретно-чувственное освоение мира

познавательная

идеологическая

воспитательная.

Требования к качеству литературного образования учащихся определяется особым статусом литературы как типа учебного предмета, стоящего на стыке искусства и науки, развития речи и эстетического воспитания. Современное литературное образование включает в себя изучение текстов художественных произведений и элементов литературоведения – вопросов истории и теории литературы. Школьники также должны получать знания о способах деятельности по освоению художественной литературы. Под этим понимается обучение приемам анализа и оценки литературного произведения. Исходя из содержания литературного образования, можно определить такие общие показатели достижения школьниками целей литературного образования, как:

начитанность учащихся в области художественной литературы разносторонность, систематичность чтения, сформированность эстетического вкуса [Качество литературного образования].

В современной методике можно выделить три основных подхода к определению концепции начального литературного образования.Сторонники первого подхода или игнорируют начальную школу, или отводят ей роль подготовительной ступени, А.В.Княжницкий считал, что систематическое литературное образование начинается в среднем звене обучения. Авторы выделяют в школьном литературном образовании два крупных этапа: базовое литературное образование (5 – 9 классы) и историко-литературный курс "Мировая литература" (10 -11 классы). ["Концепции и программе литературного образования"].

Ко второму подходу академик В.Ф.Кривошеев относит введение в начальной школе интегрированных курсов, в частности курса "Родное слово", объединяющего обучение грамоте, русский язык, чтение, литературу и риторику. Изучение литературы как отдельного предмета планируется лишь на четвертом году обучения в начальной школе, да и то с целью подготовки ученика в средней школе [Концепции литературного образования]. В рамках этого подхода разрабатываются курсы русской словесности, объединяющие развитие речи, обучение чтению и русскому языку. Коммуникативная направленность, познавательная ориентация, использование семиотического принципа при построении курса "Введение в словесность". Однако эти же принципы, примененные к изучению литературы, ведут скорее к нивелированию специфики литературы как искусства слова. Литературное чтение является составной частью курса, но логика программы такова, что в центре внимания оказывается родной язык, его функционирование в речи, в том числе и в художественном тексте. Таким образом, художественное произведение рассматривается с позиций речевой деятельности. Об опасности такого подхода к литературе справедливо писали Э.А. Красновский и Ю.И. Лыссый: « Существует опасность утраты специфики каждой из интегрируемых дисциплин, сведения их изучения лишь к аспектам языка и речи, игнорирования их духовного содержания. Особенно опасно это для литературы как учебной дисциплины, содержание которой составляет нетолько текст произведения, но и надтекстовые и контекстные связи» [Концепции литературного образования]. Изучение литературы как отдельной дисциплины ориентировано на освоение духовного содержания литературного творения и потому требует специфических методов художественного познания. Более рациональным и эффективным представляется третий подход, сторонники которого рассматривают начальное обучение как первый этап литературного образования, стараются определить его специфику и его место в общем литературном образовании школьников. Этот подход более всего соответствует требованиям Образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, опубликованного на сайте Министерства образования и науки в 2004 году. В стандарте ставятся цели, отражающие идеи модернизации образования: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; воспитания потребности в общении с миром художественной литературы. Среди сторонников данного подхода нет единства в понимании того, в чем именно состоит специфика начального этапа образования, какие задачи он призван решить.Наиболее традиционна, на наш взгляд, концепция О.В. Джежелей – литературное образование рассматривается как часть подготовки в области родного языка, подчеркивается практическая направленностькурса, прикладной характер речевых умений, что сближает данную концепцию с первым и вторым подходом. Цель курса "Чтение и литература": "Формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах". На первое место автор ставит формирование навыка чтения и обучение "работе с текстом". Сам термин "работа с текстом" специфичен для начальной школы и означает, прежде всего, работу над пониманием прочитанного на уровне фактического содержания. Начальное обучение, по мнению автора, должно лишь создать предпосылки для будущего литературного развития. С этим трудно согласиться. Неясно, что имеет в виду автор, говоря о гарантии перехода к изучению литературы в средней школе. Такая гарантия создается отнюдь не программой, а учебным планом и обязательным образованием; о том, что должно обеспечить успешность перехода к изучению литературы, в авторской формулировке речь не идет [Концепции литературного образования]. Литературное образование можно рассмотреть с позиций его компонентов. Программа литературного чтения является содержанием компонента литературного образования

Анализ Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, показывает, что на ступени начального общего образования "Литературное чтение" преподается с 1 по 4 класс. В БУПе на этот учебный предмет отводится 2 ч в неделю.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным [Программа «Литературное чтение»]. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам. Программа «Литературное чтение» была введена в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образовании: теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного образовании. Программа литературного чтения рассматривается как предмет, обеспечивающий решение не только функциональных задач обучения, но и как более широкое литературное образование младших школьников: воспитание интереса к чтению и художественной литературе, развитие культуры восприятия художественного текста, формирование умения ориентироваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора. [«Программа литературное чтение»].

Важнейшей функцией художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. В связи с этим на ступени начального общего образования наиболее важным является формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Исходя из сказанного концептуальной особенностью программы «Литературного чтения» является осознанная установка на дистанционное общение с писателем, откуда вытекают базовые позиции программы:

обеспечение мотивационной стороны

внимание к личности писателя;

бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации.

Программа «Литературное чтение» закладывает основы всех регулятивных учебных действий. Наибольшее внимание при этом уделяется развитию способности к прогнозированию. Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Программа «Литературное чтение» стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернутся к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному изучению произведения, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения. Программа успешно реализуется в общих среднеобразовательных учебных заведениях. Также введена итоговая аттестация по курсу литературное чтение в младших классах в виде тестовых заданий.

Таким образом, с введением в учебный план предмета «Литературное чтение» изменяются приоритеты в организации процесса литературного образование младших школьников. В начальной школе проверяются так же и навыки выразительного чтения. Техника выразительного чтения является компонентом литературного образования в начальной школе.

Выразительное чтение - это искусство художественного чтения. Значение выразительного чтения в формировании мировоззрения, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Главным средством выразительности речи и чтения является интонация. Интонация как результат проявления в речи мышления, чувств, волевой направленности говорящего. Воображение, подтекст, исполнительские задачи, словесное действие. Логическая пауза, ударение, мелодия и их роль в передаче мыслей автора. Основой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных классах стала теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах К.Д. Ушинского, Р.Р. Маймана, М.Р. Львова, Т.Ф. Завадской, О.В.Кубасовой, Н.М. Соловьевой, Т.И. Кондратиной. Выразительное чтение является неотьемлимой частью литературного образования в начальных классах. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи, мелодика тона, логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением [Статья техника выразительного чтения: 27].

Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона включает выразительность и понимание. Большое значение для

выразительного чтения делать логические ударения. Помимо этого, немаловажную роль играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Основные компоненты интонации - логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска. Для того что бы освоить технику выразительного чтения обучаемый должен соблюдать:

1. Логическое ударение - выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.

2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.

3. Темп и ритм чтения. Темп чтения - степень быстроты произношения текста. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Обычно характер ритмического рисунка зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, иначе при чтении могут возникать ошибки.

4. Мелодика речи. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая, или психологическая, которая определяется содержанием и отношением к нему.

5. Основная эмоциональная окраска. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможем разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного текста. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа. [Статья техника выразительного чтения в начальной школе:144].

В литературное образование начальной ступени входит так же техника скоростного чтения.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе;

умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:

понимание учащимся прочитанного текста;

способ целыми словами, по слогам, правильность, беглость, выразительность чтения;

владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Следует особо подчеркнуть, что «чтение— это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть обучаемому, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам».

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения, то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения. В нормативах проверки техники скоростного чтения указывается количество слов, которые должен читать обучаемый. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного текста. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения, и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени. [Техника скоростного чтения.:120]

Рассмотрим требования к уровню сформированности навыка чтения.

Чтение в I классе должно быть правильным, сознательным, читать необходимо целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения — 45-50 слов в минуту.

Во II классе от учеников требуется сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста — не меньше 80 слов в минуту.

Чтение в III классе должно быть, правильным, сознательным и выразительным. Необходимо соотносить интонацию с содержанием читаемого текста. Темп чтения — 100 слов в минуту.

Темп чтения

в IV классе задача усложняется чтение должно быть, беглым, сознательным, правильным. Выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Темп чтения не меньше 120 слов в минуту.

Следовательно, литературное образование — это освоение литературы как искусства слова. Сущность качества литературного образования заключается в воспитании грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

1.2 Специфика литературного образования в начальной школе

Специфика литературного образования в начальной школе как одна из форм общественного сознания рассматривается в работах ученых с различных позиций. Если литература изучается как особый вид художественного творчества, то в центре внимания оказывается писатель, познающий мир, творящий особую художественную реальность и изменяющийся сам в процессе творчества. Если рассматривается воздействие искусства на человека, то предметом изучения становится читатель – сотворец, его труд по воссозданию художественной действительности и тот эмоциональный, духовный опыт, который приобретает читатель от общения с произведением. Если в центре внимания само художественное произведение как эстетический феномен, то на первый план выходят вопросы специфики содержательной формы литературы, соотношения текста и художественного мира произведения, взаимодействия писателя и читателя. Все названные аспекты важны для методики, которую в связи с определением цели литературного образования интересуют, прежде всего, те личностные изменения, которые происходят в растущем человеке в процессе его читательского общения с художественным произведением и собственного литературного творчества. Наш анализ показывает, что к специфике литературного образования в начальной школе относится

1. Сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

2 Работа с текстом как с литературоведческой единицей, а с литературным произведением – как с искусством слова;

3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей;

4.Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

5.Различение художественных и научно-популярных произведений;

6.Формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

7.Освоение литературного произведения в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира.

Рассматривая различные функции искусства, ученые подчеркивают, что и познание, и воспитание, и формирование убеждений, и развитие чувств литература осуществляет только ей присущими способами и средствами, что вне эстетического восприятия функциональная направленность литературы не реализуется. "В искусстве перманентно совершается процесс осознавания человеком себя и как творца и как личности. В акте творчества и в акте восприятия произведения происходит воплощение универсальной творческой личности и, следовательно, универсальное присвоение окружающего как объекта эстетического освоения", - отмечал Н.К.Гей [5: 6].

Специфика искусства раскрывается обычно при сопоставлении искусства с наукой с точки зрения целей, предметов изучения, и средств, присущих этим видам общественного сознания.

Цель искусства состоит в том, чтобы эстетически осмыслить действительность, утвердить меру, закон красоты, вызвать у человека эстетическое чувство. "Мы усваиваем знания, которые сообщает нам ученый, к этому и сводится наше впечатление от научной работы, – пишет Л.И.Тимофеев. – Произведение же искусства вызывает у нас чувство непосредственного волнения, сочувствия героям или негодования, мы относимся к нему, как к чему-то лично затрагивающему нас, непосредственно к нам относящемуся" Если ученый стремится познать законы природы, общественного устройства, то писатель "преследует цель одарить читателя своим открытиемжизни, приобщить к поэтической тайне бытия, заразить художественным пафосом» [Специфика литературного образования].

Приобщение к авторскому пафосу выводит читателя из привычного состояния, напоминает о человеческом достоинстве, о подлинных и мнимых жизненных ценностях, формирует убеждения. "Придавая реальному жизненному опыту человека всеобщее значение и определенную идейную направленность, искусство делает это, в конечном счете, для того, чтобы творчески воздействовать на духовно-практическую жизнь человека» [12: 28]

И наука, и искусство познают действительность, но познание направлено на разные предметы. "Отражая самые различные области жизни, писатель изображает их не непосредственно, как это делает ученый, а показывая людей, связанных с данной областью жизни. Писатель отражает в своем творчестве всю действительность, всю сложность жизненных отношений, но показывает их в определенном преломлении, так, как они проявляются в конкретной человеческой жизни. Предмет его познания – действительность, предмет изображения – человек в его сложных и многогранных отношениях к действительности, человек как личность". Искусство концентрирует человеческий опыт, оно гуманно по своей природе, в его основе лежит представление о прекрасном, а в основе прекрасного – представление об идеале, т.е. о наиболее ценном, наиболее значимом для человека [Специфика литературного образования].

Специфика литературного образования как искусства слова состоит в том, что представления о самих явлениях в их чувственном бытии она создает опосредованно, а непосредственно выражает реакцию сознания на эти явления, их оценку с точки зрения соответствия идеалу, закону красоты. Подчеркивая связь между предметом и средствами изображения в искусстве, И.Ф. Волков отмечал: "Своеобразие собственно художественного познания состоит в том, что общее, существенное в мире познается на основе его конкретно-чувственных форм – не обязательно в формах самой жизни , но непременно в единств с конкретно-чувственной неповторимостью индивидуального бытия. Искусство достигает этого благодаря типизации характерного" [23:21]. Важнейшие свойства художественного образа – обобщенность и конкретность, наличие вымысла – невозможны в науке.

Цель, предмет изображения, средства тесно связаны между собой. «Основной сущностью искусства является то, что и его содержание, и предмет изображения, через который проявляется его содержание освещены эстетической целью: оценкой действительности применительно к "угаданным умом и воспроизведенным фантазиею писателя идеалам" [190:194]. Создаваемые писателем "картины человеческой жизни соотнесены им с мерой, им соответствующей. Искусство отражает действительность применительно к человеческой жизни и соответственно мере, отвечающей этой жизни" [Специфика литературного образования].

Таким образом, художественная литература дает возможность обучаемому практически освоить духовный опыт поколений людей, вырабатывает мировоззрение, воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление. Влияние искусства на человека не может быть заменено ничем другим, поскольку оно обладает только ему присущими свойствами. Причем все функции искусства существуют "как вторичный момент, как некоторое последействие произведения искусства, возникающее не иначе, как вслед за осуществившимся вполне эстетическим действием". [Специфика литературного образования]. Следовательно, осуществление целей искусства зависит во многом от уровня подготовки читателя, от того, как происходит общение читателя и писателя, в какой степени востребован читателем духовный потенциал художественного произведения.

Задача литературного образования – обеспечить условия для наиболее плодотворной реализации функциональной направленности искусства, для того, чтобы духовный рост юного читателя осуществлялся под воздействием самого художественного произведения, а не нравственных сентенций или познавательного материала, извлеченных из текста педагогом.

Очевидно, что при определении цели литературного образования следует опираться на представление о полифункциональности искусства, стремиться к гармоничному сочетанию различных функций литературы, не допуская превалирования познавательных, воспитательных или идеологических задач над эстетическими, и сосредоточивать основное внимание на содержании эстетической деятельности ребенка, включающей не только восприятие художественного произведения, но и литературное творчество.

Если цель обращения к художественной литературе – это эстетическое переживание, формирование личности средствами искусства, то цель начального литературного образования – создание условий для полноценного общения с искусством и литературного творчества обучаемого. Следовательно, функцией начального литературного образования является литературное развитие младших школьников, понимаемое как двусторонний процесс, направленный на формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, с одной стороны, и на развитие литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове, с другой стороны. Спецификой является отражение литературного образования как сферы искусства, которая обеспечивает духовное развитие обучаемого, формируя у него морально-этические качества. Обучаемый приобщается к литературе, как к искусству слова, в этом заключается специфика литературного образования.

1.3 Проблемы и задачи обеспечения качества литературного образования в начальной школе

В 2 х предыдущих параграфах мы определили, что литературное образование это основа формирования духовности личности, выработки личностного отношения к общечеловеческим морально-этическим и эстетическим ценностям. Благодаря художественной литературе формируются духовные и нравственные ценности. Очень важно заложить эстетический фундамент еще в начальной школе. Но, к сожалению, педагоги сталкиваются с такой проблемой как отсутствие у обучаемого желания прочтения художественной литературы. Основные причины снижения интереса к чтению. Во-первых, книга перестала быть главным источником информации для современных детей, появилось множество более легких способов удовлетворить природное детское любопытство – Интернет, телевидение, компьютерные игры. Во-вторых, школьная образовательная программа усложнилась, увеличилось количество предметов, и, как следствие, у хорошего ученика – потенциального библиофила – физически нет свободного времени, когда можно было бы уединиться с любимой книгой. Часто обучаемые читают только то, что необходимо для учебы.

Кроме того, изобилие массовой, легкой, картиночной литературы и глянцевой журналистики отвлекает читателей от литературы классической. По словам обучаемых, серьезная литература требует больших духовных и временных затрат. К сожалению, практически исчезла культура семейного чтения: большинство родителей мало читают или не читают вообще.

И, наконец, хороший учитель, который бы мог направлять ребенка в мире книг, авторских имен, интересных произведений, – большая редкость.

На сегодняшний день многие школы озабочены как проблемой детского чтения, таки проблемой подготовки учителей в условиях современной технократической и ускоренной жизни.

Обучаемые сталкиваются с трудностями в процессе чтения, часто они не могут понять смысла печатного слова из-за небогатого словарного запаса, неспособности анализировать и интерпретировать художественный текст. Текст для большинства обучаемых , а иногда и педагогов становится тайной за семью печатями.

Перестав читать книги о своих сверстниках и их проблемах, о животных и дальних странах, настроившись на волну фэнтези, обучаемые постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствию, утрачивают привычку к духовной работе. Для того что бы обеспечить качество образования необходимо мотивировать обучающихся на изучение произведений школьной программы. Поскольку нынешнее поколение не читает книг обычных, а только в электронном варианте, то необходимо усовершенствовать электронные учебные пособия, что бы обучаемый получал знания, находил интересующую его информацию, читал и осваивал произведения, изложенные в учебном пособии. Как можно меньше делать ярких иллюстраций, так как они лишь отвлекают внимания ученика от прочтения. После каждого раздела необходимы поверочные вопросы, которые помогает обучаемому самостоятельно размышлять, тем самым закрепляя изученный материал. Современные школьники все больше внимания уделяют прочтению фэнтези, а не прочтению произведений классики. Большинство современных учеников не знают сказок, поскольку их внимание устремлено на прочтение комиксов и фэнтези. Задача учителя заключается в том, что бы возродить интерес у детей к фольклорным произведениям. В качестве наглядно примера можно дать ученикам задание инсценировать сказку. Обучаемые при подготовке инсценировки начнут проявлять большой интерес к фольклорным произведениям.

Обоснование цели и задач начального этапа литературного образования требует рассмотрения следующих вопросов:

роли литературы как искусства слова в жизни человека и общества, специфики художественной литературы как особой формы общественного сознания;

функций и качеств речи;

цели общего образования, определяемой социальным заказом общества и разрабатываемой дидактикой;

методических подходов к определению цели литературного образования в средней школе;

возрастных особенностей учащихся начальных классов.

Выявленные проблемы литературного образования :

Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированнность читательской самостоятельности школьников;

не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях;

не всегда связно передают содержание прочитанного текста;

испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения;

допускающих ошибки при чтении, что говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса .

Задача – показать особенности подходов к организации и проведению уроков литературного чтения в деятельностной парадигме [Задачи литературного образования].

Следовательно, задачей литературного образования является, мотивирование обучаемых на изучение художественных произведений акцентирование внимания на классические произведения, а не современную литературу.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

В ходе нашего исследования было уставлено, что литературное образование в начальных классах имеет ряд положительных качеств. Литературное образование формируют у обучаемых нравственные ценности. Изучая произведения классиков, они знакомятся с такими понятиями как патриотизм, терпимость, безусловно, формируется и отношение к религии. В младших классах акцент делается на произведения патриотического характера. Большое внимание уделяется и фольклорным произведения сказкам, загадкам, пословицам, скороговоркам. Поскольку они положительно влияют на детей, учат находить ответы на интересующие их вопросы. Развивают творческое и логическое мышление. В этом и заключатся качество литературного образования научить детей не только быстро и выразительно читать, но и понимать смысл прочитанного. Обучаемые в процессе получения литературного образования приобщаются к искусству слова. Так же они учатся выразительно читать текст, соблюдать логические ударения и паузы. Большое внимание в начальных классах уделяется и технике скоростного чтения, формируя у обучающих беглое, связанное осознанное и выразительное чтение. В качестве итоговой проверки знаний в начальных классах проводится тестирование по изученному материалу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

2.1 Характеристика литературного образования в контексте современных задач школьной практики

Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта показывает что, в российских школах, существуют обязательные программы литературного образования в начальной школе. Эти программы, в том числе и применяются в Старооскольском городском округе, в общеобразовательных учреждениях.

Программы литературного образования ФГОС применяемые в школах Старооскольского округа .

Проанализируем компоненты, входящие в программу литературного образования, применяеющиеся в школах Старооскольского городского округа с 2009 года.

Аудирование

Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению [ФГОС:121]

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов [ФГОС: 121].

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная.

Типы книг книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии, компьютерные издания).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой [ФГОС:122].

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения, описание места действия. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев [ФГОС:123].

Работа с учебными и научно-популярными текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста [ФГОС:123].

Говорение.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений в рассказе описание, рассуждение, повествование. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему [ФГОС:123].

Письмо.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку отражение темы, места действия, характеров героев, использование в письменной речи выразительных средств языка в мини-сочинениях, рассказ на заданную тему, отзыв [ФГОС:124].

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справоч-но-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения [ФГОС:124].

Литературоведческая пропедевтика, практическое освоение

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения.

Фольклор и авторские художественные произведения.

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, композиция. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах [ФГОС:124].

Творческая деятельность обучающихся на основе литературных произведений.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работыс деформированным текстом и использование их установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта [ФГОС:125].

Следовательно, в современной школьной практике, происходит внедрение ФГОС, программы литературного чтения ,являющейся одним из компонентов литературного образования ,действует во всех школах Старооскокольского городского округа.

2.2. Показатели качества литературного образования

Показателями качества литературного образования в школах Старооскольскго городского округа является обладание учащихся навыками выразительного и скоростного чтения, умение работать с книгой, пересказывать, читать по ролям, чтение наизусть Исследованиями в области техники выразительного и скоростного чтения занималисьК.Д. Ушинского, Р.Р. Маймана, М.Р. Львова, Т.Ф. Завадской, О.В.Кубасовой, Н.М. Соловьевой, Т.И. Кондратиной.. Рассмотрим подробнее показатели качества литературного образования. Оценка выразительности чтения.

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами). Итоговый контроль следует проводить 1–2 раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (1/2 страницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Оценка умений работать с книгой.С 1-го класса постоянно идет обучение детей работе с книгой и формирование у них основ читательской самостоятельности. В соответствии с требованиями программы разработаны проверочные и контрольные работы, определяющие умения работать с книгой для 1-го и 2-го классов. Начиная со II полугодия 2-го класса задания по работе с книгой входят в текущие и итоговые контрольные работы, предлагаемые для проверки уровня начитанности, знания изученных произведений и читательских умений. По результатам текущих и итоговых работ учитель может, выявив сформированность читательской самостоятельности и читательских умений, скорректировать работу с детской книгой так, чтобы повысить уровень подготовки начинающего читателя.

Чтение наизусть.

Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

правильная постановка логического ударения;

соблюдение пауз;

правильный выбор темпа;

соблюдение нужной интонации;

безошибочное чтение;

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям.

Оценка "2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям.

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова.

2. Подбирать правильную интонацию.

3. Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования.

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка "2" - допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ.

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Средствами выявления показателей являются следующие формы контроля знаний:

Тесты.

Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных.

Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей. Тест имеет два эквивалентных варианта для 1-го класса и для I полугодия 2-го класса. Начиная со II полугодия 2-го класса предлагается три варианта теста.

Литературные диктанты.

Литературные диктанты – это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разбить на три вида: лексические, информационные, литературоведческие.

Диагностические задания.

Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи,

составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.) [Показатели литературного образования].

Результаты итоговых контролей по Старооскольскому государственному округу показали, что большинство обучаемых в начальном звене усваивают материал, обладают навыками пересказа. Умеют работать с книгой. Большинство обучающихся при проведении итогового тестирования показывают отличные результаты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Следовательно, показателями литературного образования в Старооскольском городском округе это результаты проведенного итогового контроля. Подобный метод проверки знаний необходим для выявления качества знаний по пройденному материалу. Существует несколько видов тестирования стандартное, электронное и тестирование в форме ЕГЭ (Приложение 2).Последний же вид тестирования внедрен в школы Старооскольского городского округа выявляется готовность перехода обучаемых в среднее звено.

ВВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

В ходе нашего исследования было уставлено, что литературное образование в Старооскольском городском округе оказывает эффективное влияние на обучаемых. Задачами является мотивировать обучаемых на прочтение художественной литературы. Они овладевают навыками выразительного и скоростного чтения. Учатся писать сочинения, изложения, диктанты. Работают со справочной литературой. Анализ Федерального Государственного Образовательного анализа показал, что программы, реализованные в Страооскольском городском округе, направлены на работу с текстом художественного произведения. Изучение литературоведческой терминологии. На прочтение фольклорных произведений сказок, колыбельных, потешек, загадок. Обучаемые знакомятся не только с фольклором своего, но и других нардов. Изучают произведения патриотического характера. Прививается изначально любовь к Родине. Изучение наизусть стихотворений фрагментов из текста. Итоговое тестирование не единственные метод проверки знания. В конце каждой четверти проводится литературный диктант, который выявляет не только знания по прочитанному произведению, но и грамотность обучающихся. Проводится так же такой мини контроль знания как письменный пересказ произведения. Методы контроля позволяют выявить качество знаний учеников. После их проведения педагог начинает акцентировать внимание на тех учениках, у которых отсутствуют знания по изученному материалу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературное образование - это основа формирования духовности личности, выработки личностного отношения к общечеловеческим морально-этическим и эстетическим ценностям. В работе подтверждаются, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Вхождение ребенка в мир книги осуществляется, в первую очередь, с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум, воображение обучаемого, открывает ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что успех литературного образования определяется учебным опытом, который приобретают учащиеся. В исследовательской работе были раскрыты следующие определения литературное образование с позиции разных источников. Была проведена характеристика литературного образования на примере школ Староскольского городского округа, где указывались реализованные программы литературного образования. Так же были установлены показатели литературного образования, в которых мы вывели средства показателей качества литературного образования, так же на примере одной Старооскольского городского округа, были приведены результаты итогового тестирования. Так же мы проанализировали программы ФГОС. В связи с актуальностью для системы литературного образования школьников взаимодействия с другими предметными областями становится очевидным, что качество литературного образования определяется, в том числе и характером обучения школьников в рамках соответствующих школьных предметов. Следовательно, качество литературного образования будет заключаться в том, что бы обучаемый получал моральное и этическое развитее. Знакомятся с литературоведческими терминами. Изучают произведения классического и фольклорного характера, развивают свою речь и абстрактное мышление. В качестве подведения итогов обучения провидится тестирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б. Г. Т Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко – М., 1964.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г.Ананьев– 2 т. - М., 1980.

3. Ананьев, Б.Г Формирование одаренности // Склонности и одаренности. [Текст] / Б. Г. Ананьев – М., 1962.

4.Барышников, Е.Н. О воспитании и воспитательных системах [Текст] / Е. Н. Барышников, И.А Колесникова – СПб,1996

5. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения [Текст] / С. П.Баранов - М., 1981.

6. Баранова, Г. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами учебника (на материале предметов гуманитарного цикла): Тезисы докладов [Текст] / Г.А.Баранова – Новокузнецк: , 1999.

7. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П.Беспалько - Воронеж, 1977

8.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] В.П.Беспалько - М., 1989

9. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995, №4.

10. Волков, И. Ф. Теория литературы [Текст] / И.Ф. Волков – М,1995.- с 256

11. Волков, И. П. Много ли в школе талантов [Текст] / И. Ф.Волков -М, Знание, 1989г.

12. Волков, И.П. Учим творчеству [Текст] / И.П. Волков М, Педагогика, 1982г.

13. Гонеев, А.Д Основы педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев // Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.

14. Джуринский, А.Н. –. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н. Джуринский //– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст] / Под ред. акад. РАО. А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

16. Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы [Текст] / О.В. Кубасова -М.: Академия, 2006.

17. Кубасова, О. В учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / О.В. Кубасова - М ,2006

18. Краевский ,В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова // Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений – М.: Академия, 2006.

19. Луков, В. А. Литература. Практикум [Текст] / В. А. Луков / / Издательство МГУ – М,2007

20. Мижериков, В.А . Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.

21. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: [Текст] / А.В. Мудрик // Учеб. для студентов пед. вузов– М , 2004.

22. Орлов , А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст ] / А.А. Орлов, А.С. Агафонова // Практикум: Учеб.-метод. пос./ Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004.

23. Пидкасистый, П. И. Педагогика: [Текст] / П.И. Пидкасистый // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М.: Пед. общество России, 2005.

24. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

25. Педагогические технологии [Текст] // Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М, 2004.

26. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст] / В.Ю.Питюков // Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.

27.Роботова , А.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В .Леонтьева , И.Г Шапошникова – М.: Академия, 2004. – 208с.

28 .Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: [Текст] Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов // Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» - М, 2003.

29.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М , 2008.

30.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений– М.: Академия, 2005.

31. Татур, Ю. Г. Образовательная система России [Текст] / Ю. Г. Татур - М., 1999.

32 .Таффель, Р. Е. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей [Текст] / Р. Е. Таффель, В. Н. Файн// Вопросы психологии. - 1974. - № 6.

33. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] М.И.Рожков, Л.В Байбородова //Учеб. Пособие .— М., 2000.

34. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] — в 2 ттМ , 1993.

35. Российская социологическая энциклопедия. [Текст] // Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. — М, 1998.

36 . Ямбург, Е. А. Школа для всех. [Текст] / Е. А.Ямбург— М, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Таблица 1.2

Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)

Оценка

Учебные четверти

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Первый класс

«5»

 

больше 20 слов

больше 35 слов

больше 40 слов

«4»

 

16–20 слов

26–35 слов

31–40 слов

«3»

 

10–15 слов

20–25 слов

25–30 слов

«2»

 

меньше 10 слов

меньше 20 слов

меньше 25 слов

Второй класс

«5»

больше 45 слов

больше 55 слов

больше 65 слов

больше 70 слов

«4»

35–45 слов

40–55 слов

50–65 слов

55–70 слов

«3»

25–34 слова

25–39 слов

35–49 слов

40–54 слова

«2»

меньше 25 слов

меньше 25 слов

меньше 35 слов

меньше 40 слов

Третий класс

«5»

больше 70 слов

больше 75 слов

больше 85 слов

больше 90 слов

«4»

55–70 слов

60–75 слов

70–85 слов

75–90 слов

«3»

40–54 слова

45–59 слов

55–69 слов

60–74 слова

«2»

меньше 40 слов

меньше 45 слов

меньше 55 слов

меньше 60 слов

Четвертый класс

«5»

больше 90 слов

больше 100 слов

больше 110 слов

больше 120 слов

«4»

75–90 слов

85–100 слов

95–110 слов

105–120 слов

«3»

65–74 слова

70–84 слова

80–94 слова

90–104 слова

«2»

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 80 слов

меньше 90 слов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкция проведения теста

На тест отводится два урока. Тест состоит из двух частей. Каждая часть выполняется учащимися в течение одного урока. Каждому ученику выдается отдельный экземпляр теста, с которым он и будет непосредственно работать. Учащиеся должны быть обеспечены ручкой. Это единственное, что им понадобится в ходе тестирования. После проведения первой части теста работы учащихся собираются. На следующем уроке учащимся выдаются листки с заданиями второй части. Обязательное условие: учащийся не должен на втором уроке сменить вариант. На первом уроке теста распределите учащихся по вариантам. Раздайте им в соответствии с этим, листочки с заданиями теста (вариантов всего два). Распределение по вариантам проведите традиционным образом. На втором уроке сохраните выбранный вами способ распределения учащихся по вариантам. Проследите за тем, чтобы все учащиеся писали на втором уроке тот же вариант, что и на первом. Не забудьте проверить, чтобы все учащиеся подписали свои листочки с заданиями теста.

Основная задача учителя во время тестирования - максимально обеспечить самостоятельную работу каждого учащегося, минимизировать влияние “коллективного разума” на результаты тестирования. С этой целью целесообразно обратить внимание ваших учащихся на то, что при оценивании результатов тестирования вы учтете самостоятельность выполнения теста, а в течение всего тестирования будете тщательно за этим следить, отмечая всех учащихся, работавших совместно.

Постарайтесь сформировать у учащихся положительное отношение к тестированию, нацельте их на достижение максимально высоких результатов. Будет неплохо, если все учащиеся попытаются выполнить все задания теста.

Сразу после раздачи учащимся текстов с тестовыми заданиями обратите их внимание на объем предстоящей работы, отметьте, что справиться с ней смогут только те из них, кто будет действовать организованно и не будет отвлекаться на консультации с соседом. Посоветуйте выполнять задания в последовательности, предложенной в тесте. Лучше, если учащиеся не будут задерживаться слишком долго на одном задании. В случае если ученик не может выполнить очередное задание, он должен переходить к следующему. К заданиям, вызвавшим затруднения, можно вернуться, когда ученик выполнит все остальные задания.

Постарайтесь ответить на все вопросы до начала тестирования так, чтобы во время работы учащиеся не отвлекались на вопросы, касающиеся формы заданий. На вопросы, касающиеся содержания, вы отвечать не должны вплоть до сдачи работы последним учащимся.

Время, которое вы потратите на организационную работу, не должно включаться во время, отведенное на тестирование учащихся.

Сразу после окончания тестирования соберите вместе обе части теста, выполняемые одним учащимся. Далее рассматривайте этот материал как одно целое. Разложите работы учащихся по вариантам. Для каждого варианта предусмотрена своя матрица фиксации результатов тестирования.

Школа Класс Фамилия, имя

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами интересная работа. Вам предоставляется возможность проверить, насколько хорошо вы научились читать в начальной школе.

При выполнении теста Вам понадобится только ручка. Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.

Все задания выполняйте прямо на этих страничках.

Часть I (задания 1-17)

Указания

Ниже приведен текст. Внимательно прочтите его. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста.

Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте, сразу после слова «Ответы».

Виктор Хмельницкий

- Очень интересно, - начал Лягушонок, - придумать что-нибудь такое!... А потом это увидеть!

- Плод воображения, - поддержал, подпрыгнув, Кузнечик.

На поляне собрался весь цвет поля и леса.

Здесь были голубые васильки, алые маки, белые бабочки, красные в белую точечку божьи коровки и так далее и тому бесподобное...

Кузнечик решил придумать слона.

Большого-большого слона!

«У меня, наверно, самый большой плод воображения!» - не без тайной гордости подумал он.

Но Кузнечик напрасно тайно гордился.

Белая Ромашка придумала облако. А облако очень часто бывает больше, чем слон.

Ромашка придумала облако такое же белое, как она сама.

«Если уж что-то придумывать, - решил Лягушонок, - так очень приятное...»

И придумал дождь и лужи.

Божья Коровка придумала солнце.

На первый взгляд, это очень просто. Но только на первый... А если на второй или на третий? Наверняка глаза заболят!

-Ну, кто что придумал? - спросил через некоторое время Лягушонок.

(Переверни страничку)

- Я придумал большого-большого слона! - громче обычного объявил Кузнечик.

- А я - белое-белое облако, - сказала Ромашка. И увидела белое- белое облако в голубом прозрачном небе. - Вон облако! - воскликнула Ромашка. - Как раз такое, как я придумала!

Все посмотрели вверх и стали завидовать Ромашке. Но чем ближе подплывало облако, тем сильнее оно напоминало большого-большого слона.

- Вот он, мой слон! Это я его придумал! - обрадовался Кузнечик.

А когда над поляной из облака-слона вдруг пошел дождь и появились лужи, заулыбался Лягушонок.

Вот уж у кого улыбка действительно до ушей!

И, конечно... конечно, потом появилось солнце.

- Это я его придумала! - Божья Коровка от счастья не знала, куда себя деть. Но потом догадалась - залезла на Ромашку и - улетела!

Задание 1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в данном тексте (обведите в кружок верный ответ).

Ответы:

А. Весна Б. Лето В. Осень Г. Зима

Задание 2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?

Ответы:

Действие происходит _________________________________________________

Задание 3. Что решили сделать Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка?

Ответы:

Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка решили __________________

____________________________________________________________________

Задание 4. Как ты думаешь, почему слова Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка автор написал с большой буквы?

Ответы:

Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка - это _____________________

____________________________________________________________________

Задание 5. Перечисли главных героев этого текста.

Ответы:

Главные герои - это___________________________________________________

Задание 6. Как бы ты озаглавил этот текст?

Ответы:

Это текст можно озаглавить так________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст (обведи в кружок верный ответ)?

Ответы:

А. Повесть Б. Рассказ В. Сказка Г. Пьеса

Д. Басня

Задание 8. На сколько частей по смыслу делится этот текст? Покажи цифрами прямо в тексте, где начинается каждая часть.

Ответы:

В этом тексте я выделил ___________частей.

Задание 9. Озаглавь выделенные тобой части.

Ответы:

Первая часть называется: ______________________________________________

____________________________________________________________________

Вторая часть называется: ______________________________________________

____________________________________________________________________

Третья часть называется:______________________________________________

____________________________________________________________________

Четвертая часть называется:____________________________________________

(Напиши названия только для того количества частей, которое ты реально выделил.)

Задание 10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.

Ответы:

План

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 11. Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Лягушонка. Подчеркни в тексте слова, которые тебе об этом рассказали.

Ответы:

Лягушонок, был ____________________________________________

___________________________________________________________

(Переверни страничку)

Задание 12. Какими словами ты бы мог охарактеризовать автора этого текста. (Обведи в кружок верное. Если нужно, допиши свое).

Ответы:

Автор этого текста Виктор Хмельницкий - человек веселый, чуткий к красоте, наблюдательный, общительный, открытый, строгий, доверчивый, мудрый, ироничный, смелый ..._______________________________________________

Задание 13. Кратко объясни, почему всем героям удалось увидеть то, что они придумали.

Ответы:

Всем героям удалось увидеть то, что они придумали, потому что ...

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 14. Говоря о васильках, маках, бабочках и божьих коровках, автор написал « и так далее и тому бесподобное» Что это означает, и как изменится смысл, если написать «и тому подобное»?

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 15. Что имел в виду автор, говоря «... собрался весь цвет поля и леса». Когда еще можно так сказать? Приведи пример.

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 16. Назови тему данного произведения.

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ 1 вариант

Школа Класс Фамилия, имя

Часть II (задания 18-22)

Указания

Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.

Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте.

Задание 18. Назови любимые тобой произведения, относящиеся к различным жанрам.

Ответы:

Название сказки:_____________________________________________________

ее автор (если он есть)________________________________________________

Название рассказа:___________________________________________________

его автор____________________________________________________________

Название повести:____________________________________________________

ее автор_____________________________________________________________

Название стихотворения:______________________________________________

его автор____________________________________________________________

Название пьесы:______________________________________________________

ее автор_____________________________________________________________

Задание 19 Перечисли 5 стихотворений, которые ты знаешь наизусть. Запиши фамилию автора и название. (Будь готов рассказать их на ближайшем уроке.)

Ответы:

1-ое стихотворение (его название):_____________________________________

его автор ___________________________________________________________

2-ое стихотворение (его название):______________________________________

его автор____________________________________________________________

3-е стихотворение (его название):_______________________________________

его автор____________________________________________________________

4-ое стихотворение (его название):______________________________________

его автор____________________________________________________________

5-ое стихотворение (его название):______________________________________

его автор____________________________________________________________

(Переверни страничку)

Задание 20. Закончи пословицы.

Ответы:

1. Тише едешь_______________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Книга - книгой, а___________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Не имей_______________________________________, а имей_____________

____________________________________________________________________

4- Без труда_________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Старый друг_______________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 21. Укажи, из какого типа книг могли быть взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги.

Текст

Тип книги

1. Глобус, - а, м. Наглядное пособие - вращающаяся модель земного шара или другого сферического небесного тела. Глобус Луны, Небесный глобус (модель небесной сферы)

А. учебник

2. Все спали, и только соловей пел...

- Для кого ты стараешься? - спросила у соловья бабочка. - Ведь тебя никто не слышит.

- А ты? Я пою для тебя! - улыбнулся соловей.

С тех пор и появились ночные бабочки.

Б. Словарь

3. Лист бумаги и карандаш, стол и стулья были когда-то деревьями в лесу, а любые железные предметы пришли к нам из подземной кладовой - месторождения железной руды.

Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдает нам свои природные богатства.

В. Художественное произведение

Задание 22. Опиши своего любимого сказочного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать.

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты итогового тестирования по литературному чтению на примере МОУ СОШ № 27.

Класс

Кол-во об-ся

^Кол-во выполняв-ших работу

"5"

"4"

"3"

"2"

Качество

Успев.

^Сред-ний балл

1

25

23

11

4

7

1,0

65

96

4.0

2

25

24

16

7

1

-

96

100

4.6

3

23

22

2

5

9

6,0

32

73

3

4

24

23

20

1

2

-

91

100

4.7

Итого

97

92

49

17

13

7,0

72

92

4.1

Просмотров работы: 15223