В последние годы стало появляться все большее количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться и т.п. В ряде случаев, родители правы, но чаще всего за этими проявлениями стоят более серьезные вещи, связанные с физиологическими, психологическими, неврологическими, а также речевыми проблемами.
Начальная школа – это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребенка, когда легче восполнить, с учетом сенситивных периодов, недостатки дошкольного развития, скорректировать негативные проявления в их развитии.
Проблема нарушений речи у детей младшего школьного возраста в настоящее время является достаточно актуальной, так как с каждым годом количество таких детей в начальной школе увеличивается. Важность данной проблемы обусловлена также тесной связью речевых дефектов с успеваемостью в школе, психологическим статусом, а также социальной адаптацией в социуме. Чтобы успешно проводить коррекцию дефектов речи у таких детей, необходимо хорошо представлять сущность психологических и психофизиологических факторов формирования данной патологии [1, с. 15]
Отклонения в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков, другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи - выражаются в общем недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении школьной программы [3, с. 24].
В современной литературе практически не отражены подходы комплексного обследования и результаты сочетанной психолого-логопедической коррекции детей с речевыми расстройствами.
Долгое время дети данной категории рассматривались, преимущественно, в проблемном поле логопедии, решающей задачу преодоления имеющихся у них трудностей речевого развития (Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Г.А.Волкова, Л.С.Волкова, В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Б.М.Гриншпун, Г.А.Жаренкова, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.В.Лопатина, С.С.Ляпидевский и т.д.).
Новое понимание сущности проблем детей с недостатками речи ориентировано на межпредметные связи логопедии с практической психологией, что определяет выделение психологического компонента в системе коррекционного обучения детей данной категории. Психологическая помощь становится сегодня не только необходимым условием оптимизации их образования, но и значимым фактором, оказывающим влияние на успешное решение задачи логопедического сопровождения детей с недостатками речи и их успешной интеграции в общество.
Проблему исследования обусловили выявленные противоречия между: социальной значимостью психологической помощи детям с недостатками речи и отсутствием современных концептуальных оснований для ее формирования; неразработанностью диагностических показателей, отражающих вариативность психологических особенностей детей с недостатками речи, и возрастающей потребностью в реализации дифференцированного подхода к выбору методов коррекционного воздействия; неразработанностью механизмов профессионального взаимодействия психолога и логопеда в едином коррекционно-образовательном пространстве и возрастающим значением интегративного сотрудничества специалистов в процессе коррекционной работы как необходимого условия достижения ее положительных результатов.
Основная цель такой комплексной работы – способствовать полноценному и личностному развитию ребенка. Необходимо правильно понимать психолого-логопедическую позицию по отношению к школьникам; направления комплексного сопровождения корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей с нарушениями речи. И при этом, осуществлять логопедическое сопровождение в тесной связи с развитием высших психических функций и всей познавательной деятельности.
Система подобного логопедического сопровождения включает следующие направления: развитие средств языка, развитие языковых особенностей, развитие коммуникативной функции речи. Коррекционные задачи направлены на преодоление отрицательных характерных особенностей и воспитание положительных черт общего и речевого поведения: умения вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь. Так же направлены на развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью и оказывающих большое внимание на устранение речевых нарушений: направленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе [2, с. 56].
В исследованиях научных деятелей логопедический статус при речевых нарушениях описан достаточно подробно, но психологические и психофизиологические особенности детей в процессе коррекции изучены не достаточно полно. В связи с тем, что в последнее десятилетие в систему образования широко внедряются инновационные программы, становится необходимым оценить эффективность психологического и психофизиологического подходов к коррекции речевой патологии.
Список литературы
1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
3. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.