ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Сотникова И.В. 1
1ФГАОУ ВПО « Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Слово является основным элементом языка и речи и рассматривается с точки зрения нескольких научных подходов: лингвистического, психофизиологического, психолингвистического. Прежде всего, в каждом из подходов выделяются особенности изучения процесса согласования слов. Исследование словоизменения вызывает большой интерес потому, что согласование слов является неотъемлемым компонентом коммуникативной деятельности, процесса восприятия и передачи информации, оно является основой речевого мышления.

При изучении особенностей лексики у детей очень важным и значимым является психолингвистический подход, а также современные исследования процесса развития лексики, семантического поля, структуры значений слов и их согласование.

В психолингвистическом подходе можно выделить основные аспекты изучения процесса согласования у детей. В работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, говорится о том, что слово не только выполняет номенативную функцию, но вызывает целую систему ассоциаций, и за каждым словом имеется комплекс разных связей, а именно ситуационных, понятийных, звуковых.

А.П. Клименко, А.Р. Лурия, О.С. Виноградов в своих исследованиях выяснили следующее:

- слово актуализирует цепь ассоциаций, что вызывает множество новых слов;

- облегчает поиск слов, более точных по смыслу;

- учит строить словосочетания;

- порождает схему целого высказывания;

- распространяет простое предложение до сложного предложения, на основе словосочетаний.

Это является основой для формирования схемы целого высказывания. [7]

Значение части речи связано с усвоением звукового языка, с его грамматической и семантической структурой. В этой связи существуют некоторые данные о словесных ассоциациях у детей и взрослых, полученные американскими психологами Мак-Нилом и Клифтоном. Они пришли к выводу, что «парадигматические» реакции детей распространяются на большее число классов слов, чем парадигматические реакции взрослых.

Эти классы могут включать слова различных лексических категорий. Некоторые из детских ассоциаций могут включать стимулы и реакции, относящиеся к различным частям речи. Когда ребенок становится старше, класс слов, которым минимально противопоставляется данное слово, становится уже и все более тяготеет к включению слов лишь одной лексической категории». [5]

С позиции лингвистического аспекта, процесс согласования является важным неотъемлемым компонентом развития и формирования правильной речи. У детей с нормальным речевым развитием становление согласования проходит несколько этапов, которых характеризуются определенными особенностями.

В трудах замечательного лингвиста А.Н. Гвоздева рассмотрено развития всех сторон речи дошкольника в норме. Также описан процесс согласования. Рассмотрим развитие речи в онтогенезе по А.Н. Гвоздеву.

В 2 года 6 мес. – 3 года развитие сложного предложения, появляются сложноподчинённые предложения, усваиваются служебные части речи. Остаётся неусвоенной категория рода. Усвоены падежные окончания множественного числа. Начинается влияние окончания –ов на другие окончания форм склонения, усваиваются другие окончания; появляются суффиксы увеличительности, принадлежности. Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение. Происходит согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечается смешение форм рода у притяжательных местоимений, правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Усваиваются звуки: «ч, ш, ж, щ, ц». Заканчивается усвоение сочетания согласных. В 3 – 4 года. дальнейшее развитие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. Различаются по типам склонения и спряжения. Появляются собственные словоформы. Часто наблюдается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, появляются неологизмы с использованием приставок. Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Появляются формы сравнительной степени прилагательных. Усваиваются сравнительная степень наречий. Появляются предлоги «по, до, вместо, после», союзы «что, куда, сколько». Отмечается употребление в условном наклонении частицы «бы». Звуковая сторона речи усвоена полностью.

В 4 года – 6 лет дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом «который». Практически усваиваются все частные грамматические формы. Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм . Овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие «сидя». Предлоги употребляются в самых разных значениях. Звуковая сторона речи усвоена полностью, звуки дифференцируются на слух и в произношении.

Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. [3]

Цейтлин С. Н. рассматривает развитие согласованной речи в онтогенезе. Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса». [10]

Белянин В. П. считает, что овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности. [1]

По мнению Лопатиной Л. Е., число граммем, повторяющихся в компонентах словосочетания, зависит как от количества словоизменительных категорий главенствующего слова, так и от набора категорий зависимого. Так, в русском языке прилагательное в полной форме, выступающее в качестве определения, согласуется с существительным в числе, роде (для единственного числа) и падеже, существительное-приложение — лишь в числе и падеже (ср. мужчина-космонавт, женщина-космонавт), а во французском языке как прилагательное, так и артикль согласуются с существительным в числе и роде (для единственного числа).[6]

Ширяев Е. Н. считает, главным словом при согласовании считается то, форма которого определяется исключительно передаваемым в высказывании смыслом; форма зависимого выбирается ещё и в соответствии с формой главного. Однако в некоторых сочетаниях данный критерий не позволяет различить главный и зависимый элементы, и они выделяются исключительно из смысловых соображений. [11]

С точки зрения Зализняк А. А., обычно в описаниях грамматик языков согласование представляется как совпадение грамматических значений (или их определённых элементов, например падежа, числа, рода) у существительного и связанного с ним слова. Однако это не единственный способ описания: так, в традиционной эстонской грамматике содержится правило о том, что в эстонском языке при существительном в сопроводительном падеже прилагательное употребляется в родительном падеже. [4]

Тестелец Я. считает, что существует также вариант рассмотрения согласования, при котором общая для компонентов связи граммема объявляется характеристикой не отдельных словоформ, а содержащей их составляющей в целом. [8]

По мнению таких ученых, как Серебрякова Н.В., Ткаченко Т.А., дети могут выражать в полной мере свои знания об окружающем с помощью овладения правилами грамматики. Для воплощения своих мыслей, ребенку необходимо правильно построить фразу. Это будет невозможно, если не сформирован процесс согласования. Правильное соотнесение слов между собой развивается в процессе экспрессивной речи. В возрасте 2-3 года, когда происходит становление речи, фразы ребенка носят примитивный характер. Постепенно в процессе развития у ребенка накапливается словарный запас, совершенствуется речевое общение. Слова начинают более грамотно согласовываться между собой. В результате чего, речь ребенка становится правильной и понятной для окружающих. [9]

Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. В настоящее время в психологической и лингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. [2]

Таким образом, согласование в речи детей изучали специалисты различных отраслей знаний, в том числе лингвистики и психолингвистики. В каждом направлении исследователи выделяли определенные особенности, которые позволили специалистам создавать различные диагностические и коррекционные методики.

Список литературы:

  1. Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2009.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. —— М.: Лабиринт, 2009.

  3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка. – М.-2010.

  4. Зализняк А. А. Согласование // Большая советская энциклопедия, 1991.

  5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность-М.: Просвещение, 2011.

  6. Лопатина Л.Е. Согласование // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.

  7. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 2010.

  8. Тестелец Я. Г. Глава VII. Способы выражения синтаксических отношений // Введение в общий синтаксис. — М.: РГГУ, 2009.

  9. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. –– М: Гном и Д. – 2011.

  10. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2012

  11. Ширяев Е. Н. Согласование // Русский язык. Энциклопедия / Ю. Н. Караулов (гл. ред.). — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Большая российская энциклопедия, Дрофа, 1997

Просмотров работы: 4710