Праздники для любого народа, для любого государства – это момент единения. Этот факт не поддается сомнению. Как правило, многие политики говорят о том, что праздники это тот механизм, который формулирует или даже, формирует национальную идею страны. Но тут возникает два «но». Первое «но» заключается в том, что национальная идея не может быть спущена сверху вниз. Государство не может придумывать праздники, не может говорить, что народу праздновать.
Великий писатель А.Солженицын по этому поводу сказал, что «термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно» [1].
Второе «но» заключено в том, что очень часто суть и содержание и историческое обоснование этих праздников представляет собой искаженную, а порой лживую информацию. Таким образом, власть и властные структуры навязывает населению важность того или иного дня с различными целями: будь то разрушение старых устоев или навязывание новых праздников и традиций нового государства, фальсификация истории, стремления околовластных структур к господству.
В данной работе хотелось бы рассмотреть некоторые уже давно прижившиеся праздники, проанализировать их исторические подоплеки, а так же обратить внимание на вновь введенные праздники и их исторические корни и, то, как государство подает эти праздники населению.
Один из старейших из рассматриваемых праздников - это празднование Дня Защитника Отечества, празднуемый 23 февраля. Общеизвестная информация, которая подается как историческая основа к празднованию этого дня говорит о том, что это день первой победы Красной Армии под Псковом и Нарвой в годы Первой Мировой войны 23 февраля 1918 года. В СССР стал днем Красной армии и флота. Давайте обратим внимание на исторические факты Первой мировой войны.
После убийства Гаврилой Принципом Франца-Фердинанда и его жены в Сараево, начался конфликт между Австро-Венгрией и Сербией. В этом конфликте Российская Империя встала на защиту Сербии, а Германия – Австро-Венгрии. После чего Германия объявила войну Российской Империи. Так началась Первая мировая война для царской России. Война, где единственным светлым пятном был т.н. «брусиловский прорыв».
В 1918 году большевики утверждали то, что необходимо осуществлять тактику затягивания примирения с Германией, воевать уже не было смысла, но с миром Ленин и Троцкий тянули. В итоге, когда Германия выдвинула России ультиматум на куда более тяжелых условиях, чем предполагала советская власть, ничего не оставалось, как принять унизительный, позорный мирный договор. На принятие ультиматума давалось 48 часов. 23 февраля состоялось заседание ЦК РСДРП (б), на котором за немедленное подписание германских условий мира голосовало 7 членов ЦК, против 4, воздержалось 4. В ожесточённой борьбе против левых эсеров, меньшевиков, правых эсеров и «левых коммунистов» Ленин добился одобрения ВЦИК решения ЦК партии. В результате страна потеряла огромные территории, понесла страшные человеческие жертвы впустую.
Народ прекрасно помнил и понимал, что это за день и для того, чтобы этот день ассоциировался у граждан с чем-то позитивным, а не позором, Троцкий провел мощную государственную пропаганду и этот день был объявлен Днем Красной Армии. Затем проходил множество трансформаций и изменений, а сегодня – это праздник всех мужчин, а не день который стыдно вспоминать. В итоге, сегодня даже в детском саду девочки дарят открытки мальчикам.
Еще один, активно культивирующийся в нашем сознании праздник – День России, который отмечается 12 июня. В этот день Б.Н.Ельцин был избран I Президентом нового государства. Органы власти активно говорят о том, что это день с которого начинается отсчет новой России. Давай те же посмотрим в недалекое прошлое.
Это новое государство было построено на костях старого, по сути, нам говорят праздновать развал великой страны и создание на ее территории новой: слабой, незащищенной, страны, где проблем оказалось столько, что справится с ними, не могут до сих пор. Казалось бы, что праздновать день становления государства очень положительно отзовется на формировании патриотизма и прочих необходимых государству механизмов бесплатной эксплуатации населения. Если задуматься, то это день обострения проблем алкоголизации, продолжение обнищания экономики, которая выживает за счет сырьевого сектора, усиление коррупционной машины, по уровню которой мы на первом месте в мире, разгула преступности, масштабы которой были столь велики, что о ней даже кино снимали, активизация раздела сырьевых ресурсов, который сопровождался войнами, унесшей жизни огромного количества молодых людей. Именно это государство предлагает нам возвести в ранг праздника? Как минимум странно. Но с позиции власти – понятно. Новая метла метет по-новому. Старые порядки необходимо было искоренять.
Еще один праздник, насаживающийся нашему населению, хоть и не государственный, но странности не лишен. Взамен языческому и не православному дню Святого Валентина РПЦ предложила нам альтернативу – День Петра и Февронии. Хотя то, с какой маниакальной настойчивостью и упорством об этом говорят клерикалы, не позволяет говорить о том, что этот праздник предложили, его навязывают, не последнюю роль тут играют и СМИ. Есть факты, что после того, как РПЦ высказалась о том, что этот праздник будет отмечаться, губернатор одной из областей законодательно запретил празднование дня Святого Валентина. Так же, но под страхом отчисления, поступил ректор воронежского университета. Давайте обратим внимание на то, что нам ставят в образец верности и супружеской любви. Для этого достаточно прочитать житие этих святых. Важно абстрагироваться от витиеватых, красивых формулировок и фраз и логически проанализировать отдельные моменты из этого бытия. Начнем с того, что автором этого жития был священник Ермолай Прегрешный, «талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви»[2]. - эта информация об авторе уже должна настроить на то, что объективность и реальные факты в этом житии будут сведены к минимуму.
Итак, брак этих двух людей был плодом шантажа. Дело в том, что согласно этому житию Петр был болен, а Феврония обладала даром врачевания. И она взялась его лечить, но сказала, что «если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его» [3], т.е. она отказалась помогать человеку, если тот на ней не женится. Петр согласился на эти условия, но будучи сам княжеских кровей, тогда как она была крестьянкой.
Далее, Феврония решила подстраховать себя и «…зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного»[4], проще говоря, она решила вылечить его не до конца. Случилось так, что Петр решил ее обмануть и сбежал, но вскоре заболел вновь. Вернулся к Февронии, женился, и она вылечила его недуг до конца. Получается, что изначально речи о любви, доверии не может тут вестись. Отношения, которые ставятся нам в качестве идеала, строились на шантаже и обмане.
Дальше мы обращаем внимание, что после долгих лет совместной жизни они приняли постриг, ушли в монахи, а, следовательно, разорвали брак, проще говоря, развелись. Вот и еще один интересный момент.
Единственное «чудесное» явление, которое выдается как великая любовь, так это то, что трупы скончавшихся Петра и Февронии непременно сползались друг к другу, хотя их клали в разные гробы. Но вот что любопытно, это факт остается на уровне фольклора, сказки и фантазии автора и не более того.
Таким образом, нам дали праздник мало того, что с довольно сомнительным нравственным содержанием, так и грубо, настырно его насаждают.
И, наконец, последний праздник, который можно считать относительно новым – это День народного единства, отмечаемый 4 ноября начиная с 2005 года.
Этот день связывают со 2 Народным ополчением, именами Минина и Пожарского, Смутным временем. Если рассмотреть имевшие место факты, то не понятно в чем единство народа? В чем объединение?
С приходом к власти Лжедмитрия I, которого характеризовали как неплохого политика, энергичного человека, который горел реформаторскими идеями, начался период Смутного времени. Этот человек не заручался поддержкой польского короля, а лишь опирался на группу панов-авантюристов, а потом и на русский народ. Назвать его интервентом нельзя по определению. Только недовольство его личностью подписали ему смертный приговор. В результате заговора царя, законного, венчанного на царство царя, убили. Ситуация в стране обострилась с появление второго Лжедмитрия, а апогей кризиса пришелся на период «Семибоярщины». Тогда имел место быть договор с польским королем о том, что царем станет его сын, но приняв православие. Тогда началась та самая интервенция, польские войска вошли в Москву. Когда стало понятно, что Владислав не собирается исполнять условия договора своего царствования народ начал возмущаться и противиться. Тогда и появился купец Минин и князь Пожарский. Люди не из простого народа, люди образованные и прекрасно понимавшие, чем для них чревато складывающиеся положение дел. Тогда было созвано второе ополчение, поскольку первое распалось, так и не дойдя до Москвы. Поляки были выбиты из столицы, созван Земский собор и царем избран 16летний Михаил Романов, который в 1618 году заключил Деулинское перемирие с Польшей и отдал ей Смоленск.
На протяжении семи лет в России народ метался от одного самозванца к другому, от второго к третьему. Продажное боярство, которое умело лавировало в политическом болоте так, как им было выгодно, не думая о том, что происходит со страной и народом, которое, кстати, потом еще и выбирало Романова, продажная церковь, которая венчала на царство католика Лжедмитрия I, казачество украинское и донское, которое три раза переходило то на одну сторону, то на другую, когда одна переставала платить – это картина, которая имела место быть в Смутное время.
И только купец, и князь, чье княжество находилось в 3 сотнях километров от Москвы, будучи людьми не простыми и заинтересованными, собрали народ и ценой больших потерь разбили поляков, по моему мнению – это скорее эталон профессионализма и патриотизма отдельных людей, но никак не народа. Тем более нельзя говорить о единстве, ведь его там не было, народ страны был разрознен.
Важно отметить, что, на мой взгляд, эта дата – 4 ноября, была выбрана в максимальной близости от 7 ноября. Как известно, в это день в СССР праздновался день Октябрьской революции. Тогда все прекрасно понимали, что празднуют и делали это осознанно. Сегодня народ мало того, что не знает, что мы отмечаем, но и суть этого праздника сомнительна. Государство силой пытается вытеснить привычный и празднуемый праздник советской эпохи. И снова мы сталкиваемся с ненавистью ко всему советскому и попытками самими нелепыми способами избавляться от этого.
Безусловно, не только наша страна «славна» такими праздниками. Во Франции день взятия Бастилии – это день, когда группа плохо вооруженных, хулиганов ворвалась в тюрьму, которую охраняли военные инвалиды, а содержались 6 пьяниц арестованных за долги, а т.ж. известный всем маркиз де Сад, но, тем не менее, в сознании французов – это великое событие. Важно понимать, что эта мысль сформировалась не сразу, а постепенно и самостоятельно в сознании граждан. В истории нашей страны ярким примером можно считать подвиг-легенду Ивана Сусанина, который «всплыл» при Николае I и этот герой укоренился в умах многих естественным образом, тогда, когда это было необходимо.
Таким образом, можно заметить, что, безусловно, праздники – это положительная составляющая жизни страны, но только когда с этими праздниками есть здоровые ассоциации, понимание того, что этот праздник собой представляет, что народ празднует, а так же, пожалуй, самое важное, любая идея должна быть взращена в умах народа естественно, а не засажена силовыми методами, методами навязывания и жесткой пропаганды.
Список использованных источников
Национальная идея // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F (дата обращения: 5.12.13)
Житие Петра и Февронии Муромских // URL:http://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskix/ (дата обращения: 5.12.13 )