ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема государственно-частного партнерства с каждым годом становится все более актуальной. Активное взаимодействие государства и бизнеса в современном обществе необходимо, так как существуют проекты, реализация которых без участия одной из вышеуказанных сторон невозможна.

Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) – это эффективный альянс, основанный на взаимовыгодных условиях, который позволяет максимально успешно и полно использовать лучшие возможности и качества каждой из сторон, минимизируя при этом издержки и риски. Стоит заметить, что государственно-частное предполагает, как правило, равные доли участия, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса

Необходимость в государственно-частном партнерстве возникает в разных случаях. Например, когда государству не хватает бюджетных средств на финансирование капитальных затрат на имеющиеся у него активы или же у него недостаточно технических возможностей эффективно ими управлять, а бизнес не хочет рисковать своими ресурсами даже в условиях неизбежности технической и технологической конкуренции на рынке. Государственно-частное партнерство позволяет повысить эффективность управления собственностью, грамотно распределить риски между государством и частным сектором, а так же решать стратегические и социально-экономические задачи.

Заметим, что ГЧП развивается в разных жизненно и общественно важных сферах: социальная сфера, например образование, здравоохранение, инфраструктура и, конечно, инновации.

Инновации - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Они является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации [1].

Работать с нововведениями один бизнес не может, ему нужно государственное присутствие, которое обусловлено необходимостью подъема тех областей экономики, развитие которых бизнес либо не заинтересован взять на себя без опоры на государство, например из-за длительности сроков окупаемости вложений, либо не может обойтись без него вследствие значительной капиталоемкости проектов. В инновационной сфере присутствуют оба эти обстоятельства. То есть в любом случае, государство должно стимулировать бизнес инвестировать свои средства в проекты государства. В свою очередь, бизнес выступает гарантом по отношению к государству, так как каждый проект должен приносить прибыль.

Рассмотрим ГЧП в инновационной сфере на примере Сколково, представляющего собой многофункциональный научно-индустриальный комплекс, включающий в себя университеты, предприятия и бизнес-инкубаторы, образуя экосистему получения, передачи и коммерциализации инновационных технологий [2]. Конечной целью данного проекта является производство высокотехнологичных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, востребованных на глобальных рынках. Сколково входит в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» и экономически окупаемый для государства проект. В проект к 2020 году планируется привлечь частные инвестиции в размере 367 миллиардов рублей, что к 2025 году позволит государству не затрачивать средства из государственного бюджета.

Сколково - это масштабный проект, следовательно, привлечение иностранных инвесторов, то есть международное сотрудничество – одна из целей. Среди партнеров проекта числятся исследовательские центры, университеты, а также крупные международные корпорации. Странами-партнерами значатся Финляндия, Германия, Швейцария, США, Швеция, Франция, Нидерланды, Австрия, Индия, Италия и Южная Корея. Большинство из этих зарубежных компаний планирует в скором времени разместить в Сколково свои центры.

Комплекс «Сколково» имеет ряд сложностей в строительстве: транспортная проблема, связанная с расположением, нехватка и проблема принадлежности земли. Но один из главных «минусов» - отсутствие спроса на инновации на российском рынке. А исходя из этого, в инновационной сфере финансовая поддержка данного проекта зарубежными бизнес-партнерами просто необходима.

Инновационная сфера в государственно-частном партнерстве остается перспективной как для государства, так и для частного сектора. Обе стороны взаимодействуют на официальной юридической основе, взаимодействие сторон имеет равноправный характер. В процессе реализации проектов вклады сторон объединяются, что позволяет сократить затраты и риски, или распределить их в равных пропорциях.

Литература:

1. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // Организация объединенных наций, Женева, 2008.

2. Снельсон П. Государственно-частные партнерства в странах с переходной экономикой // http://www.ebrd.com

3. Gerrard M. B. What are Public-private Partnerships, and how do they Differ from privatizations? // Finance&Development, V. – 2010. - №3

4. Hodge G. Risks in Public-Private Partnerships: shifting, sharing or shirking? // Asia pacific journal of Public administration. - 2006. - № 26(2). – С. 157 – 179.

6. Miller J. B. Principles of Public and Private Infrastructure Delivery, Kluwer. - 2008.

7. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/ГЧП

8. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновации

9. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сколково

Просмотров работы: 1285