АНАЛИЗ РЫНКА ПОЛИМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ РЫНКА ПОЛИМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инвестиционная активность среди производителей полиэтилена в России не очень велика. Причины этого понятны: рынок полимерных пленок еще не сформирован полностью. Пленка, как способ упаковки, все еще находится в процессе внедрения. Российские потребители упаковочных материалов уже понимают, что гибкая упаковка намного привлекательнее и экономичнее. Рынок полимерных пленок в ближайшие годы будет только развиваться.

По информации компании КОРТЭС [1] 47,1% потребляемого полиэтилена и 14,7% потребляемого полипропилена идут на изготовление различных видов полимерных пленок. На основании представленных данных можно оценить объем рынка полимерных пленок в РФ в натуральном выражении. В денежном выражении оценка объема рынка выполнена на основании данных Росстата о средних ценах на пленочную продукцию (см. таблицу).

Таблица

Объем рынка пленки из полиэтилена и полипропилена в 2011 г.

Полимер

Объем рынка, тыс. тонн

Объем рынка, млн.руб.

Полиэтиленовая пленка

835

75 996

Полипропиленовая пленка

119

10 837

Данные о динамике объемов рынка пленки из полиэтилена и полипропилена в 2007-2011 гг. представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Рынок ПЭ и ПП пленки в РФ, тыс. т.

Как видно из представленного выше рисунка, в 2007-2011 гг. наблюдался постоянный рост рынка пленки из полипропилена в РФ, который не был прерван в период экономической нестабильности 2008-2009 гг. Рынок пленки из полиэтилена остановился в росте в кризисные 2008-2009 гг., но в последующие периоды продолжил расти. За этот период прирост рынка пленки из полиэтилена составил 18%, рынок пленки из полипропилена вырос на 47%.

Наиболее интенсивно объемы рынка пленки из полиэтилена росли в 2010 г. и в 2011 г. когда были зафиксированы показатели прироста 9,4% и 7,4% соответственно. В среднем в рассматриваемом периоде темпы роста рынка пленки из полиэтилена составили 4,6% в год. В 2010-2011 гг. также интенсивно рос и рынок пленки из полипропилена, в 2010 г. его прирост составил 18,8%, в 2011 г. – 10,4%. В среднем в рассматриваемом периоде темпы роста рынка полипропилена составили 11,8% в год.

На рисунке 2 приведена структура рынка полимерной пленки в РФ по данным портала Unipack [2].

Рисунок 2. Структура рынка полимерных пленок

Как видно из рисунка 2, в структуре рынка полиэтиленовая пленка (ПЭ) и полипропиленовая пленка (ПП) имеют самые крупные доли – 57% и 17% соответственно. Также достаточно велика доля полихлорвиниловой пленки (ПВХ) – 15% и полистирольной (ПС) – 5,7%. Доли пленки из остальных полимеров – полиэтилентерефталата (ПЭТ), поликарбоната (ПК) и существенно меньше. Отдельные категории пленочных изделий представляют собой биориентированная полиэтиленовая пленка (БОПЭ) и соэкструзионные пленки.[3]

БОПЭ пленки – пленки с твист-эффектом. Пленки с твист-эффектом разработаны специально для кондитерской промышленности. Эффект твиста достигается благодаря тому, что материал основного слоя пленки ориентирован в одном направлении и обладает высокой остаточной деформацией, т.е. способностью сохранять скрутку при упаковке конфет. БОПЭ пленки – это наиболее качественный и дорогой вид твист пленок. Пленки из БОПЭ используются в основном для этикетировки конфет класса «премиум».

Двух или трехслойные соэкструзионные пленки используются в пищевой промышленности для упаковки продуктов питания, как правило, подвергающихся глубокой заморозке или охлаждению, обработке в агрессивных средах. Они имеют необходимые барьерные свойства, для того чтобы обеспечить продукту необходимую защитную среду, и выдержать низкие температуры. Такие пленки очень прочные и могут использоваться в любой другой отрасли как упаковочный материал. Каждый слой данной пленки может окрашиваться в индивидуальный цвет.

На следующем рисунке приведена структура использования полиэтиленовой пленки по данным Агентства «MARKET GUIDE»[3].

Рисунок 3. Использование ПЭ пленки

Как видно из рисунка 3, в основном (на 85%) полиэтиленовая пленка используется для упаковки товаров, преимущественно, в пищевой промышленности. Наиболее крупным сектором в сегменте ПЭ пленки является сектор стреч-пленки, на втором месте – термоусадочные пленки.[3]

На краткосрочную перспективу следует ожидать роста рынка полиэтиленовой и полипропиленовой пленки с темпами, характерными для 2010-2011 гг. В указанный период темпы роста рынка в натуральном выражении составляли в среднем для полиэтиленовой пленки – 8% в год, для полипропиленовой пленки – 15% в год. В период 2012-2013 гг. данные темпы роста сохранятся, в последующие периоды предполагается снижение до 6-4% прироста рынка в год. Прогноз рынка в натуральных показателях представлен на следующих рисунках.[3]

Рисунок.4. Прогноз объемов рынка ПЭ пленки, тыс.т.

Рисунок 5. Прогноз объемов рыка ПП пленки, тыс.т.

Как видно из приведенных выше рисунков, в 2012-2017 гг. объем рынка, предположительно, будет расти. Рост рынка обусловлен ростом численности населения, увеличением среднедушевого потребления рассматриваемых пленок в результате более широкого их использования при производстве товаров и упаковки. Прогнозный объем рынка в денежных показателях выполнен на основе прогноза в натуральных показателях и данных «Сценарных условий для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2013-2015 годах» Минэкономразвития РФ.[3]

Для российского рынка полимерных пленок последних лет характерны достаточно высокие темпы роста и существенные объемы импорта, которые могут быть заполнены отечественным производством. В настоящее время производственные мощности по рассматриваемой продукции размещены по территории страны крайне неравномерно, в результате чего наблюдаются региональные диспропорции, определяющие перспективы размещения новых производств. Материалы международной конференции «Полимерные Пленки 2012» свидетельствуют о том, что стоимость сырья в данном секторе экономики все еще достаточно высока и это отрицательным образом влияет на показатели рентабельности производства пленки. Импорт продукции демонстрирует рост. Крупные производители пленок сглаживают пики цен на сырье, однако даже средним компаниям это делать сложно. В текущих условиях оптимальным производственным решением является применение вторичной переработки полимеров.

Основными потребителями пленочной продукции являются предприятия пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, мебельной, автомобильной промышленности, сельского хозяйства, медицинские и строительные организации.

Точные данные по распределению потребления непищевых пленок отсутствуют, но примерное представление можно получить на основании распределения производителей пленок непищевого назначения, представленного на следующей диаграмме.

Рисунок 6. Распределение производителей пленок непищевого назначения

Для Российского рынка полимерной пленки характерны достаточно высокие и положительные темпы роста, несмотря на период экономической нестабильности. На рынке сложилась благоприятная ситуация для реализации различных проектов. Как говорилось ранее, рынок не охвачен полностью. Постепенно потребители упаковочных материалов понимают, что привлекательность упаковки – решающий критерий при выборе продукций, приблизительно одинаковых по цене [4].

Удержаться на данном рынке достаточно не простая задача для производителей. Потребители упаковочных материалов постоянно вынуждают производителей снижать себестоимость и улучшать основные свойства. Поэтому в условиях роста затрат и жесткой конкуренции изготовителям пленочной продукций приходиться заниматься совершенствованием оборудования и оптимизацией технологических процессов.

На любом производстве время от времени на одной и той же экструзионной линии приходится срочно изготавливать небольшую партию пленки с уникальным набором свойств. На уже имеющемся оборудовании можно только немного варьировать толщину пленки и ширину готового сложенного полотна. Возможные решения для выполнения нестандартных требований заказчика – изменить технологии, купить новое и сырье, но вначале лучше попытаться выжать из старых машин дополнительные возможности.

Производителю пленок необходимо убедиться, что дополнительные капитальные затраты на изменения процессов или на новые приспособления действительно помогают увеличить мощность и улучшают экономичность процесса.

В любом случае оптимизировать процессы – уменьшить затраты, увеличить мощность, одновременно сохраняя характеристики получаемых пленок, или тем более целенаправленно улучшить эти характеристики, меняя технологические режимы – можно только после проведения серии опытов, требующих немалых расходов, прежде всего на сырье.[4]

Основная сложность при выполнении специальных требований заказчика состоит в том, что чем больше нужно улучшать то или иное свойство или ужесточать для него пределы допустимых отклонений, особенно если необходимо одновременно изменять несколько характеристик, тем сложнее и дороже это сделать.

В заключение можно сказать, что инвестиции в полимерные упаковки являются достаточно эффективными. Тонкие полимерные пленки широко применяются для разнообразных целей, например, упаковки, когда необходимы защита и сохранение свойств пищевых продуктов, медицинских препаратов и инструментов или электронных компонентов.

Список литературы

  1. ИАЦ «КОРТЭС». Обзор рынка полиэтилена России, 15.02.2011. Конференция «Полиэтилен 2011».

  2. Отраслевой портал об упаковке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://article.unipack.ru/20247/ (дата обращения: 20.12.2013).

  3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bplan4u.ru/data/documents/PEmarket.pdf (дата обращения: 20.12.2013).

  4. Пластикс: индустрия переработки пластмасс // Полезные инвестиции. 2013 №9/I (127). С. 30-32.

Просмотров работы: 1948