Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет в качестве главных результатов образования в общеобразовательной школе не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Ученые (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделяют четыре основных типа УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Как показывают немногочисленные пока исследования, выполненные на материале преподавания разных предметов (Рубин Ю.Б., Хуторской А.В., Черных А.П. и др.), для формирования в учебном процессе универсальных учебных действий традиционных педагогических технологий недостаточно. Актуальным становится использование современных образовательных технологий, с помощью которых может быть реализована новая образовательная парадигма.
Одним из эффективных средств активизации мышления ученика и формирования у него универсальных учебных действий является проблемное обучение.
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.
К методам проблемного обучения относят изложение нового материала с проблемным началом, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
Обучающиеся проводят мини-исследование или творческую практическую работу, в ходе чего приобретают новые знания: факты, понятия, закономерности, принципы, теории, правила, алгоритмы. Структура процесса обучения следующая:
Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы.
Опытная проверка принятых гипотез.
Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.
Степень активности учителя, как организатора обучения, и учащихся определяется сложностью материала, подготовленностью и уровнем развития учащихся, наличием оборудования и соответствующих материалов, а также уровнем владения учителем технологией проблемного обучения.
Одной из главных понятий проблемного обучения является проблемная ситуация. На уроках физики проблемная ситуация может быть представлена в виде задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, эксперимента, материала из научного журнала или личных наблюдений учащихся. Анализируя ситуацию, учащиеся приходят к формулировке проблемы или вопроса, которые требуют решения.
Еще одно немаловажное понятие в проблемном обучении – это гипотеза – предположение о возможном объяснении противоречия, заключенного в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого. Выдвижению гипотез способствует хорошее знание материала и получение новой информации, что и происходит, когда учащиеся наблюдают опыт, изучают явление или выполняют лабораторную работу на уроке физики.
Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:
личностных - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
регулятивных - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
познавательных - умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование; анализ, синтез, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство;
коммуникативных - планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, слушать высказывание других.
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики способствует воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.