ПРИМЕНЕНИЕ ИЗОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ИЗОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стахеева Е.А. 1, Бакунова И.В. 1
1Северо-Кавказский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Так, изотерапия позволяет человеку без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Результат гармоническое отношение к действительности.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с данным видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика по всем странам мира. В результате, на первый план выходит задача создания условий для всесторонней коррекции нарушений развития и повышения уровня адаптированности детей с умственной отсталостью.

Существуют различные техники работы с умственно отсталыми детьми, в том числе, изотерапия. Этот подход даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - ЗПР, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Актуальность данного исследования подтверждается, тем, что в последние годы все больший интерес в нашей стране и за рубежом вызывает применение изотерапии в школьном образовательном процессе, что обуславливает выбор темы: «Изобразительное искусство у детей младшего школьного возраста в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида».

В Российском энциклопедическом словаре изобразительное искусство — это специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.

Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, биологов, психологов, педагогов. Сложную историю теоретического анализа детского рисования изложила в своем исследовании Мухина В. С.. Изучением детского рисования начали заниматься в конце XIX века, но особенно в первой трети XX века. В этот период в Германии вышли работы В. Прейера (1894), Г. Кершенштейнера (1914), В. Креча (1917), В.Штерна (1922), Г. Гартлауба (1922), К. Бюллера (1924), X. Энга (1931), Г. Фолькельта (1930), О. Краутера (1930); в Англии - Дж. Сели (1904), в Италии - К. Риччи (1911), во Франции - Ж. Люке (1927), в Польше - С. Шаумана (1927) и т. д. В России первыми исследователями детского рисунка были В. М. Бехтерев (1910), С. А. Левитин (1911), Ю.Н.Болдырева (1913). В советский период этим вопросом занимались Ф. И. Шмит (1924), А. В. Бакушинский (1925), Н. А. Рыбников (1926) и другие. В русле своих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л. С. Выготский (1956) и Д. Н. Узнадзе (1927).

Современные психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Наиболее важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.

Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

Умственно отсталые дети - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Большой вклад в развитие процесса обучения умственно отсталых детей внес В.Н. Синев, по его мнению, подготовка умственно отсталого ребенка к восприятию излагаемого или демонстрируемого материала является трудной и важной задачей, без решения которой, ребенок воспринимает и осознает лишь незначительную часть предъявляемого материала.

Исследование особенностей рисунков умственно отсталых детей Т. Н. Головина разделяет на три основных блока: отражение форм предметов рисунков, отражение пространственных отношений предметов при изображении и особенности восприятия цвета и его использование в изобразительной деятельности. Каждый раздел содержит описание экспериментальных исследований, определение выявленного недостатка и обозначение путей его преодоления.

В своих исследованиях Л. А. Аксенова пришла к выводу о том, что привлечение умственно отсталых школьников к художественно-прикладному творчеству позволит сформировать у них устойчивый интерес к художественно-трудовой деятельности, понять ее целесообразность и ощутить в ней радость и потребность.

Проанализировав вышеуказанные исследования, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность умственно отсталых детей достаточно изучена с точки зрения особенностей рисунков умственно отсталых, содержания коррекционно-воспитательной работы и методики ее проведения. Все авторы исследований указывают на то, что умственная отсталость оказывает значительное влияние на уровень развития изобразительной деятельности детей, в связи с чем, необходимо своевременная специально направленная коррекционно-воспитательная работа на занятиях изобразительным искусством.

Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей чаще всего рассматривают в соответствии с тремя степенями их интеллектуального развития.

При глубокой степени олигофрении (идиотии) черкание карандашом в подавляющем большинстве случаев невозможно: для этого нет ни физических возможностей, ни потребности к черканию. Ребенок черкает лишь при усиленном побуждении со стороны взрослых, и если и начинает подражать действию другого человека, то очень быстро бросает карандаш. У детей-идиотов абсолютно исключается рисование, и даже возможность черкания, то есть та деятельность, которая способствует развитию ориентировочной активности в технике рисования у нормальных детей раннего возраста.

Имбецилы, в отличие от нормальных детей, чрезвычайно пассивны с карандашом и бумагой, не любят черкать, начав наносить каракули, быстро прекращают эти действия. Особенностью большого числа имбецилов является внешняя подражательность движениям другого человека. Именно благодаря этой удивительной внешней подражательности ребенок воспроизводит рисунки других людей. Однако при изображении имбецил воспроизводит не графический образ, а действия человека, который рисовал этот образец, поэтому изображение не получается.

Среди особенностей передачи формы изображаемых предметов детей -дебилов можно назвать: примитивность и схематичность, статичность, стереотипность изображения. Главное изобразительно-графическое средство, преобладающее у подавляющего большинства умственно отсталых учащихся - «проволочная линия». Однако такой вид графического изображения как контурный рисунок у большинства умственно отсталых школьников способен эволюционировать на протяжении обучения. Кроме этого, следует отметить способы применения симметрии в изображениях, когда дети-дебилы используют этот закон при рисовании деревьев, домов и других простых предметов, но не могут достроить заданное симметричное изображение по его половины.

Таким образом, многие из перечисленных недостатков изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста можно частично преодолеть, сформировать стойкий интерес к рисованию, занятиям с кубиками, повысить осмысленность и общую направленность деятельности. Дети - олигофрены к старшему дошкольному возрасту оказываются способными рисовать долго, с увлечением, выполнять изображения не только отдельных предметов, но и создавать рисунки по сюжетам знакомых сказок (без подсказки взрослого), а также по своему изобразительно-игровому замыслу.

«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

Программа коррекционной работы.

Цели программы:

– комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие;

- гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Задачи:

  • обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.

  • облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.

  • создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

  • оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

  • повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком

Оборудование: листы А- 4,простые карандаши, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки.

Формы работы: игра, беседа.

Этапы работы.

1.Подготовительный этап.

На данном этапе осуществляется знакомство с детьми. В ходе беседы с детьми, им предоставляется информация об особенностях планируемой работы. Подчеркивается, что на занятиях не требуется наличие каких-либо художественных способностей или навыков изобразительного искусства. Так же подчеркивается, что основной акцент делается на свободном выражении участником своих переживаний и чувств, с помощью имеющихся материалов.

Подготовительный этап включает в себя два занятия:

-Занятие №1.«Нарисуй себя»

2. Основной этап.

Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В терапевтических целях во время рисования необходимо акцентировать внимание детей на их ощущениях, чувствах, настроении.

- Занятие №2. «Что ты сейчас чувствуешь?»

- Занятие №3. «Лепим свой страх».

- Занятие №4. «Монотипия».

3.Заключительный этап.

На заключительном этапе проходит оценка занятий, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятий, повышение самооценки, собственной значимости уверенности в себе у детей.

- Занятие №5. Тест «Несуществующее животное».

В итоге можно сделать вывод, что рисунок является хорошим показателем уровня усвоения знаний и представлений детей, с помощью которого можно вовремя увидеть их недостаточность и проконтролировать усвоение.

Наше исследование проходило на базе Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" с. Падинского Новоселицкого района Ставропольского края. Группу испытуемых составили дети младшего школьного возраста в количестве 4 человек. Данные дети имеют диагнозы легкая умственная отсталость. Группа была сформирована на основе педагогических рекомендаций воспитателя.

Занятие №1 «Нарисуй себя».

К этому занятию дети подошли очень серьезно, были активными, свое задание выполняли с удовольствием и с интересом. И в итоге мы получили следующие результаты:

Ксюша С.- маленькие глаза говорят об избегании социальных контактов и так же девочка озадачена своими собственными мыслями, что доказывает лицо закрытое челкой.

Андрей И.- большие уши обозначают чувствительность к критике. На рисунке отсутствует рот, что означает вялость в общении. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы.

Сергей С.- изобразил выделенный рот, который говорит о возможной затрудненности с речью, у мальчика действительно существует такая проблема. Он нарисовал себе скованные руки, которые говорят о замкнутой личности. На рисунке присутствует шея – это наличие своего мнения. Ноги стоят на опоре, что свидетельствует о поддержке, которую чувствует ребенок со стороны взрослого.

Дима Ш.- хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Большое количество мелких деталей на рисунке свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок. Большие руки и множество пальцев – символизируют силу изображаемого персонажа.

Таким образом, дети являются интуитивными интровертами, об этом говорят рисунки детей.

Занятие № 3. «Что ты сейчас чувствуешь?»

Андрей И.- изобразил дорогу домой, только все в черно-белом тоне. Это свидетельствует о том, что он скучает по своим родным и близким, которых он редко видит.

Ксюша С.- девочка нарисовала свою семью, нарисовала всех своих родственников кроме своей мамы, потому что мама её оставила. В её рисунке преобладает розовый цвет, который означает романтичность, доброту, любовь. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но этому человеку свойственна чрезмерная чувствительность. Так же о любви и теплоте можно судить по нарисованному сердцу.

Дима Ш.-В его рисунке идет смешение цветов. Эмоционально уравновешен. Он нарисовал то, чем бы он хотел бы заняться в данное время.

Сергей С.- нарисовал машину. В его рисунке преобладает фиолетовый цвет - опасный. Он давит на психику, вызывает апатию. При этом фиолетовый повышает низкую самооценку. Фиолетовый выбирают люди, которым сложно реализоваться в жизни.

Занятие № 6.«Лепим свой страх»

Работа с пластилином для детей была интересна. Они с удовольствием вылепили из пластилина свои страхи. Фигуры, которые получились дети, говорят о том, что у всего класса страхи есть. Это обусловлено в первую очередь тем, что дети не чувствуют поддержки от своих родителей, так как они воспитываются в школе - интернате для детей сирот.

Так же это упражнение было продуктивно, так как занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности, вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.

Занятие № 7.«Монотипия».

В результате этого занятия дети показали себя уже не так агрессивно как на предыдущих занятиях, стали спокойнее. Задание он выполняли с большой заинтересованностью в полученном результате. Конечно, рассказ составить для них было трудно, но все же попытки были. В начале наших занятий дети стеснялись излагать свои мысли и чувства, и уже на седьмом занятии дети без стеснения могут сказать все, о чем они думают.

Занятие № 8. «Несуществующее животное.

Детям был предложен тест “ Несуществующее животное”. В отличие от первых рисунков у детей уже намечаются положительные результаты. Уже отсутствуют элементы, указывающие на агрессию, страхи, тревоги. И мы получили следующие результаты.

Сергей С. - расположение рисунка в левой части листа свидетельствует об обращение человека к бессознательному. Для него характерны импульсивность, эмоциональность, акцентированность на прошлом.

Голова, повёрнутая влево, означает человека размышляющего, переживающего. У него часто бывают приступы нерешительности, боязни активных действий.

Сергей С. нарисовал животному рога, что означает агрессию и стремление защищаться. Но эта агрессия - ответная, а не нападающая. Ноги с корпусом тела соединены тщательно - это говорит о степени самоконтроля, об умении рассуждать, делать выводы и нести ответственность. Панцирь, - это энергия, охват разных областей деятельности, уверенность в себе, любознательность, желание быть среди людей, завоевание себе места под солнцем, увлечённость своей деятельностью. Наличие панциря - это защита от окружающих.

Название животного юмористическое. Оно характеризует позитивное отношение к миру.

Андрей И.- сдвиг рисунка несуществующего животного влево – социальная бездеятельность, застенчивость, выраженное чувство вины интроверсия, акцентирование на прошлом. Голова животного, повёрнута вправо, означает человека действия. Мальчик постоянно что-то задумываете и осуществляете свои планы, активны и нацелены на результат.

Глаза детально прорисованы, это говорит о высоком страхе. Рот изображен с зубами - агрессия. Такой человек часто огрызается, грубит.

Андрей И. нарисовал животному рог, то это означает агрессию и стремление защищаться. Но эта агрессия - ответная, а не нападающая.

Ноги с корпусом тела соединены тщательно- это говорит о степени самоконтроля, об умении рассуждать, делать выводы и нести ответственность. Однотипность ног говорит о традиционности, банальности, отсутствии своеобразия.

Наличие шипов - это защита от окружающих. Защита особенно агрессивная. Щит, направлен вверх, это значит, что такой человек часто сталкивается с запретами, ограничениями, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху». Наукообразные названия животного говорят об эрудиции, которую мальчик любит демонстрировать.

Дима Ш.

Положение головы в анфас означает эгоцентризм. Страх у ребенка сильно не проявляется, потому что глаза маленькие. Уши изображены большими, что говорит о том насколько значимо мнение окружающих и зависите от него. Если вы нарисовали животному рога в сочетание с когтями на руках, то это означает агрессию и стремление защищаться. Мальчик является эмоциональным так как нарисовал тонкие маленькие ножки, что означает поверхностность, импульсивность, легкомысленность, неумение принимать решения.

Шупальцы - это энергия, охват разных областей деятельности, уверенность в себе, любознательность, желание быть среди людей, завоевание себе места под солнцем, увлечённость своей деятельностью. Кудри - демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность. Животное похоже на человека - это свидетельство инфантилизма, эмоциональной незрелости. Название несуществующего животного «звуковое», безо всякого осмысления. Это обычное легкомыслие и ничего больше.

Ксюша С. -рисунок расположен в нижней части листа, это значит что ребенка низкая самооценка, подавленность, нерешительность, отсутствие желания самоутверждаться.

Положение головы в анфас означает эгоцентризм. Рот с зубами - агрессия. Такой человек часто огрызается, грубит. Если вы нарисовали животному рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с когтями, щетиной, иглами). Но эта агрессия - ответная, а не нападающая. Полное или частичное отсутствие лап усугубляет следующие качества : поверхностность, импульсивность, легкомысленность, неумение принимать решения. Встречаются названия «звуковые», безо всякого осмысления. Это обычное легкомыслие и ничего больше.

Нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь между применением изотерапии и динамикой уровня тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Результат показал, что проведенная психокоррекционная работа имеет положительный эффект, так как уровень тревожности снизился. Это позволяет говорить о том, что более продолжительная коррекционная работа с детьми приведет к тому, что уровень тревожности и страхов у него понизится до минимума, а уверенность в себе возрастет. В ходе практических занятий произошла стабилизация психологического состояния детей и отреагирование ребенком укоренившихся аффектов, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.);

Изотерапия в детских группах при работе с младшими школьниками не только предоставляет ее участникам дополнительные возможности для самовыражения и воздействует на эмоционально-аффективную сферу ребенка, но и положительным образом влияет на внутригрупповую коммуникацию, повышает самооценку младших школьников, помогает моделировать и «проигрывать» различные проблемные ситуации, формируя адекватную социальную компетентность личности. Эффективность программы была подтверждена результатами контрольного эксперимента.

 

Просмотров работы: 6874