ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Зайцева Ю.С. 1, Бобылев Д.С. 1
1Институт экономики, управления и права, филиал ФГБОУ ВПО «ТюмГУ», г. Сургут, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время экономика большинства стран находится в состоянии стагнации, выход из которой предполагается через дополнительные вливания финансовых ресурсов. Однако это способствует наращиванию государственного долга, что обычно приводит к дефолту в масштабах страны и банкротству корпораций.

Сегодня ситуацию в финансовой системе на постсоветском пространстве с определенной долей оптимизма не берется оценивать никто. Слишком велика зависимость экономик России и отдельных стран-участниц СНГ от мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, которая существенно отражается на темпах экономического развития всех суверенных государств.

Экспертное сообщество в последнее время все больше волнуют вопросы зависимости глобальной экономики от тенденций изменения совокупного спроса и предложения в мировом масштабе, политической стабильности в регионах присутствия, и на примере отдельных стран и регионов – крупнейших потребителей продукции общемирового производства, таких как США, Европейский союз, Россия, Китай и страны Юго-Восточной Азии; предпринимаются попытки описать сценарии развития предстоящих событий с учетом макроэкономических интересов крупнейших мировых финансовых элит.

В 2013 году, в частности, прогнозируется обострение проблем в финансовой системе США – всевозрастающий внешний долг этой страны, который по прогнозам экспертов, до конца этого года перевалит за 17 000 млрд долларов (106% ВВП). Не исключено, что летом 2013 года мы будем наблюдать повторение сценария развития событий августа 2011 года, когда в этом крупнейшем мировом потребителе решалась проблема увеличения лимита государственного долга со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Структура госдолга США, по состоянию на 18 апреля 2013 года: общий госдолг составил — 16 779 млрд долл. Долг перед частными юридическими и физическими лицами — 11 917 млрд долл. (72 % от общего объёма). Долг перед иностранными государствами — 4 862 млрд долл. (28 % от общего объёма) [2].

Государственная финансовая политика США, направленная на стимулирование спроса и, соответственно, потребление, как основной стимул для увеличения объема производства и обогащения отдельных лиц и компаний вынуждена постоянно увеличивать объем государственного долга, не в силах покрыть разрывы между объемами накапливаемых богатств и вывозимого за рубеж капитала и фактически находящимися в обороте на территории США объемами финансовых ресурсов.

По такому же сценарию разворачиваются события и в Еврозоне. Проблемы, возникшие в ряде стран-участниц Европейского союза (Греция, а в скором времени Италия и Испания) очень схожи с американскими, отличаются лишь масштабами бедствия из-за относительно молодой единой финансовой системы, которая насчитывает пару десятилетий, за которые Еврозона еще не успела накопить столь внушительный, как у США, долг. Еврозона будет постоянно, с определенной периодичностью, сталкиваться с дилеммой, когда банкротство отдельной страны (например, Греция) потянет цепную реакцию в виде сначала обвала кредитного рейтинга, а затем и финансового (долгового) кризиса следующих на очереди стран: Италия, Испания, Португалия и т.д., что окажется намного дороже, чем увеличить госдолг Греции и успокоить инвесторов дополнительными ресурсами (эмиссией евро) для стабилизации финансовой обстановки в этой стране. Это наглядно было продемонстрировано в 2012-2013 годах, когда Греция получила долгожданную финансовую помощь.

Этот «порочный круг» никто не в силах разорвать. Развитые страны по обеим сторонам океана будут и в дальнейшем подкармливать свои экономики дополнительными стимулирующими эмиссиями денег с целью избежать кризиса. Вместе с тем наблюдаются тенденции к разрешению финансовых проблем посредством тотальной экономии, что становится мировым трендом. В свою очередь экономия спровоцирует снижение потребления природных ресурсов в мировом масштабе, что также является существенным риском для экономик отдельных стран, основным источником дохода которых является экспорт сырьевых ресурсов. Россия, к сожалению, в их числе.

Что касается перспектив другого крупнейшего потребителя в мире – Китая, – то там ситуация не менее запутанная, а скорее даже еще более непредсказуемая в силу «закрытости» (обособленности) этой страны. Китай активно стимулирует собственное потребление по схожему с США и Еврозоной сценарию, при этом товарное производство практически всех крупных мировых производителей сосредоточено в этой стране. Импортировать Китай будет только сырье и энергию в объемах, адекватных общемировому спросу. Но совокупный мировой спрос будет снижаться и «перегретая» финансовая система Китая может не справиться с «перевариванием» столь больших объемов выпущенных в оборот денег, что приведет к инфляции и девальвации национальной валюты.

Проблемы мировых свободно конвертируемых национальных валют во многом схожи и причины, их породившие, уходят корнями в саму суть капиталистического уклада экономики развитых стран. По мнению экспертов, капиталистическая модель экономических взаимоотношений сегодня уже исчерпала себя, но альтернативы ей пока нет.

В сфере корпоративного управления финансовыми ресурсами особенно международных (транснациональных) корпораций сегодня наблюдается различие подходов при оценке рисков в зависимости от стандартов бухгалтерской отчетности (например, в России и за рубежом), а соответственно и методик оценки рисков. Сегодня рынок делает практически все показатели для оценки рисков волатильными. Поэтому для более качественной оценки и хеджирования рисков необходимо четко определить, какие из них особенно важные.

Сегодня одной из наиболее значимых проблем в сфере управления финансовыми рисками являются устаревшие подходы и укоренившиеся стереотипы финансовых менеджеров старшего поколения, которые в большинстве своем сейчас управляют ресурсами корпораций. В век информационных технологий многие ключевые управленческие решения до сих пор принимаются часто интуитивно, а проведение транзакций во взаиморасчетах с партнерами или структурными подразделениями осуществляется в лучшем случае безбумажным способом через системы удаленного доступа «банк-клиент», в худшем – еще и дублируются на бумажных носителях, что оказывается дорого и долго.

Разработчики программного обеспечения платежных систем сегодня представляют не только широкий спектр специализированных продуктов для обслуживания отдельных операций, а также коммуникационные каналы для осуществления банковских платежей и передачи информации между банками и их клиентами, но и универсальные программные комплексы с функциями анализа данных, контроля и моделирования процессов и прогнозирования результатов экономической деятельности компании с функцией разработки рекомендаций по оптимизации финансовых потоков. Данные инструменты позволяют значительно сократить время на сбор, обработку и анализ потока информации и финансовых показателей. Отечественные и зарубежные разработчики программного обеспечения сегодня предлагают на рынке автоматизированные программные комплексы обработки и анализа финансовых потоков компании. Программные продукты позволяют оперативно получать информацию о движении денежных средств в режиме реального времени, а встроенные в систему блоки анализа позволяют мгновенно оценивать текущее финансовое состояние всей компании, рассчитывая показатели ее ликвидности.

Большинство систем обучаемы и могут быть настроены с целью информационного обеспечения при принятии управленческих решений по глобальным проблемам компаний. Полученные данные могут быть использованы для оценки финансовых рисков, контроллинга, моделирования различных алгоритмов взаимодействия между всеми управленческими структурами предприятий единого холдинга: финансовой службы, бухгалтерии, казначейства, отделов анализа рисков, контрольно-ревизионной службы (внутреннего аудита). С использованием коммуникационных каналов современные системы позволяют оперативно получать необходимые данные о взаиморасчетах между структурными подразделениями компании (холдинга) и ее контрагентами, а в интеграции с ней in-house-модулем они выступают в качестве «платежных фабрик» для осуществления внутрифирменных взаиморасчетов вне зависимости от месторасположения структурных подразделений компании, в т.ч. и за границей, что позволяет существенно экономить время и финансовые ресурсы на платежах между подразделениями и контрагентами (особенно на международных платежах), а также повысить контроль за их осуществлением.

Данные системы являются отличным инструментом повышения эффективности информационного обеспечения контроллинга хозяйственной деятельности компании, но для более эффективного использования данных систем необходимо точно сформулировать цель внедрения, определить конкретные задачи, которые должны они решать. Универсальные системы удобны в применении, но если точно не определиться с задачами, решение которых должно осуществлять данное программное обеспечение, затраты на внедрение системы могут оказаться неоправданными, а учитывая стоимость самого продукта и особенно его обслуживание, а также затраты на обучение персонала, то для некоторых компаний внедрение данных продуктов может оказаться критическим, примеров чему немало в корпоративной практике управления. Поэтому ответ на вопрос: «Стоит ли внедрять сложные системы или ограничиться простыми, разработанными в самой компании?», должны задавать топ-менеджеры всегда, когда встают перед проблемой автоматизации бизнес-процессов.

Еще одним инструментом управления финансовыми потоками и снижения издержек контроллинга деятельности корпораций является кэш-менеджмент в казначействе холдингов. Передовой опыт организации работы казначейства сегодня предусматривает осуществление своих функций на трех уровнях:

- корпоративный – отвечает за централизованные функции: фондирование, управление рисками и кэш-менеджмент на глобальном уровне между дивизионами (структурными подразделениями) и компаниями внутри холдинга, устанавливает правила и стандарты для всех казначеев;

- управление казначейством рядом с бизнесом – производством основной продукции и контроль за финансовыми потоками;

- операционный центр – непосредственно «платежная фабрика», технически осуществляющая взаиморасчеты, платежи, транзакции и контроль.

На этих трех уровнях казначейству следует сфокусировать всю ответственность. Сами производственные бизнес-единицы проблемы казначейского обслуживания решать не должны. Им следует сконцентрировать усилия на своих прямых обязанностях – непосредственно на производстве.

Такое разделение сфер ответственности внутри компании позволит сконцентрировать лучшие силы на эффективном управлении финансовыми процессами, минимизировать финансовые риски и практически обнулить остатки на счетах, постоянно запуская временно свободные средства в оборот.

Услуги по организации системы управления казначейством для тех компаний, которые не в состоянии сами справиться с такой работой, сегодня оказывают банки-партнеры. Сформированный специалистами банка-партнера комплекс услуг базируется, как правило, на стандартной информационной платформе, принятой во всем мире за основу осуществления внутренних и внешних транзакций и платежей; банк использует стандартные коммуникационные каналы (SWIFT и др.). Банк-партнер сам выступает в качестве инструмента функционирования управленческой системы казначейства.

В качестве еще одного инструмента эффективного управления денежными потоками компании сегодня может выступить так называемый механизм факторинга и обратного факторинга. Разработанный специалистами транснациональной корпорации «Крафт Фудс» на основе факторинга механизм организации товарных и финансовых потоков, основанный на уменьшении товарных запасов, логистике, оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности, т.е. оптимизации и эффективном управлении оборотными средствами. Это позволило значительно сократить производственный цикл, в два раза повысить оперативность взаиморасчетов и увеличить скорость оборачиваемости капитала, тем самым снизить необходимый его уровень, что позволило компании из «глубоко кэш-негативной» превратиться в «высоко кэш-позитивную» компанию. Достичь этого удалось благодаря реализации разработанных совместно с банком-партнером специальных программ обслуживания контрагентов (поставщиков и дистрибьюторов), реализация которых позволила партнерам рассчитываться более оперативно не в ущерб собственным интересам в плане отсрочки платежа. Высвобожденные финансовые ресурсы после реализации этого механизма позволили корпорации построить новый завод на территории России.

Приведенные инструменты повышения эффективности управления финансовыми ресурсами предприятий, несомненно, многократно будут усовершенствованы, адаптированы к реалиям конкретных компаний, эволюционируют в комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению. Но, в заключение, хотелось бы отдельно озвучить тему управления финансовыми рисками в цепочке поставок. В современном экономическом пространстве сегодня весьма остро стоит вопрос надежности и своевременности осуществления транзакций во взаиморасчетах в цепи «поставщик – компания» и «компания – потребитель». В частности, хотелось бы в качестве примера привести подходы к организации информационных, финансовых и материальных потоков на японских предприятиях.

Экономические показатели деятельности компаний «страны восходящего солнца» обосновано доказывают их превосходство в период обострения противостояния между американскими и азиатскими производителями товарной продукции. Так, например, исследователи «японского чуда» выяснили, что на японских предприятиях была идеально налажена наряду с производственной системой коммуникационная система финансовой информации и движения финансовых ресурсов, отличающаяся от американской небывалой оперативностью, своевременностью и надежностью, что позволяло японцам наиболее гибко реагировать на изменения на товарном и финансовом рынках.

В производстве японцы много усилий, времени и средств тратили на установление тесных и доверительных отношений между поставщиками и сборочными предприятиями в рамках единого производственного комплекса посредством интеграции и целевого финансирования аффилированных компаний, и это в то время, когда во всем мире с целью снижения издержек прослеживалась тенденция внедрения в практику аутсорсинга, переноса отдельных материальных производств, инженерных, проектных и управленческих функций на относительно отдаленные от рынков сбыта территории с дешевой рабочей силой, особенно не задумываясь о том, что это может привести к сбоям в цепочке поставок продукции конечным потребителям и весьма запутывает сам процесс управления предприятием. Именно благодаря нестабильности в цепи поставок снижается конкурентоспособность компании, ставятся под угрозу не только производственные планы, ухудшается репутация компании, снижается ее стоимость, но и возникают дополнительные риски. Поэтому сегодня во всем мире тренд поменялся в направлении внедрения японской модели менеджмента, и большинство ведущих зарубежных компаний более глубоко отслеживают всю цепочку поставок, вне зависимости от собственного места в ней. Цель одна – достичь максимальной прозрачности всей цепочки поставок для того, чтобы минимизировать всевозможные, в том числе и финансовые, риски.

Использование передового отечественного или зарубежного опыта организации финансового управления компании отдается на откуп в каждом конкретном случае высшему руководству этих компаний. От того, какой путь выберут отечественные топ-менеджеры системообразующих предприятий и какие механизмы организации потока финансовых ресурсов они изберут, будет во многом зависеть конкурентоспособность отечественных товаров, да и России, в целом, на глобальном рынке. При этом изобретать что-то новое и уникальное – подобно промедлению в период бури, что в настоящее время недопустимо. Необходимо учиться у тех, кто успешно реализует эффективные механизмы финансового оздоровления, перенимать и адаптировать опыт, и уже затем изобретать и внедрять на его базе свое, уникальное, позволяющее повысить конкурентоспособность отечественной управленческой системы и, соответственно, продукции отечественных предприятий. Наглядным примером служит опыт машиностроительных и металлургических холдингов (Русал, Северсталь, Камаз и др.), а также продовольственных холдингов (Крафт Фудс - Россия). Особенно это актуально сейчас, когда Россия уже вступила в ВТО.

Повышение внутренней конкурентоспособности компаний значительно облегчит государству усилия по защите отечественного товаропроизводителя от импорта на местном рынке и будет способствовать продвижению новых российских товаров и технологий за рубеж. Возрождение России на экономической основе, поднимет ее статус и на политической арене.

Просмотров работы: 2436