РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСИРОВАНИИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСИРОВАНИИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Дмитерко Г.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Темпы развития промышленности постоянно растут, особенно добывающей отрасли. В условиях плановой экономики экологическая политика и планирование были централизованы, и расходы в первую очередь определялись федеральным бюджетом. В настоящее время на средства федерального бюджета осуществляется только природоохранные мероприятия, включенные в состав государственных программ, к которым относится программа 2013 года «Год защиты окружающей среды». Вопросы охраны окружающей среды на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране не рассматривались в качестве приоритетных. При наличии малейшей возможности получить от природы ресурсы, человек забирал их, не задумываясь о последствиях. Состояние окружающей природной среды на сегодняшний день во многих субъектах РФ и в мире в целом расценивается как критическое, и, к сожалению, ситуация с течением времени только усугубляется. Меры должны быть приняты незамедлительно, а необходимые мероприятия нужно осуществить в кратчайшие сроки.

Очевидна теснейшая связь планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Адекватное финансирование - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансовоемкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятии составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.

В данной работе объектом исследования являются источники финансирования окружающей среды, в качестве цели исследования ставлю перед собой выработку рекомендаций по улучшению качества финансирования.

Также следует выработать рекомендации по улучшению качества финансирования природопользования в России

Факторы, ухудшающие состояние окружающей среды:

  • Устаревшие технологии промышленного производства;

  • Резкое увеличение парка транспортных средств;

  • Растущие объемы неочищенных сбросов сточных вод и атмосферных выбросов;

  • Растущие объемы промышленных и бытовых отходов.

В связи с факторами, ухудшающими состояние окружающей среды, выделим основные цели природоохранной политики:

  • Искоренение очагов загрязнения;

  • Снижение ресурсо- и энергоемкости производства;

  • Создание стимулов к природоохранной деятельности;

  • Разработка системы финансовых взысканий;

  • Государственное финансирование экологических проектов.

Таблица 1- Затраты на охрану окружающей среды. По данным МВФ за 2011 г.(в процентах к ВВП)

Страны

Затраты на охрану окружающей среды

Россия

0,9

Болгария

2,1

Великобритания

1,0

Германия

0,5

Греция

0,5

Испания

0,9

Италия

0,8

Казахстан

0,1

Украина

0,2

Финляндия

1,1

Франция

0,9

Чехия

1,9

Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды (ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.). В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» имеется два принципиально важных положения относительно финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды (ст. 17). Первое касается указания источников финансирования таких прог рамм и мероприятий. К основным источникам финансирования охраны окружающей среды относятся:

  • Федеральный бюджет РФ;

  • Бюджеты субъектов РФ;

  • Местные бюджеты;

  • собственные средства предприятий-загрязнителей;

  • Фонды защиты окружающей среды (экологические фонды);

  • Коммерческие банки.

  • Лизинговые компании.

  • Специальные инвестиционные фонды.

  • добровольных взносов юридических лиц и граждан;

  • прочие источники.

Существуют международные и внутренние источники финансирования, первые получили наибольшее распространение в странах ОЭСР, когда правительства выдвигают определенные экологические задачи. Часть средств поступает из бюджета в основном в виде налоговых и прочих льгот, а предприятия выделяют значительные собственные средства. Лизинговые компании успешно функционируют во многих странах, но не во всех странах лизинговые операции охватили природоохранную деятельность. Специальные инвестиционные фонды создаются для финансирования крупных инфраструктурных проектов по решению экологических проблем.

Экологические фонды являются важными механизмами финансирования природоохранных расходов и мобилизации зарубежных средств. В целом их капитал формируется за счет природоохранных налогов и сборов. Экологические фонды широко распространены в странах с переходной экономикой, они создавались для финансирования среднесрочных и долгосрочных экологических проектов в тех странах, где финансовые рынки были слабо развиты.

Важное в практическом отношении, касается финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды - в федеральном, республиканских и других бюджетах оно должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами. Это положение Закона призвано служить гарантией того, что Правительство РФ при планировании государственного бюджета обязательно предусмотрит финансирование охраны окружающей среды. Затем при принятии Закона о бюджете представительный орган должен проверить, выполнено ли Правительством требование о финансировании природоохранных программ и мероприятий отдельной строкой.

Закон "Об охране окружающей среды" не определяет конкретные суммы, которые должны выделяться на осуществление природоохранительных мероприятий. Он лишь указывает, что порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития РФ устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Анализ структуры расходов экологических фондов в 90-х годах показал, что, с одной стороны, со временем уменьшается доля статьи «прочие расходы», с другой стороны, растет доля средств, направляемых на строительство природоохранных объектов. В целом структура расходов экологических фондов существенно зависит от их размеров. С увеличением размеров фонда доля расходования средств на строительство природоохранных объектов возрастала. Возможности финансирования природоохранных мероприятий из ЭФ определялись имеющимся потенциалом финансирования из внутренних и внешних источников, который в десятки раз превосходит имеющиеся доходы ЭФ России. Проекты финансировались на сумму меньшую, чем получено доходов, из-за компенсации административных расходов фонда и использования средств по нецелевому назначению. Переход на возвратное финансирование даже без уплаты процентов позволило капитализировать доходы ЭФ и с каждым годом наращивать объем имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов. 1

Основные распорядители бюджетных средств по разделу «Охрана окружающей среды»

  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  • Федеральная служба по надзору в сфере природоиспользования;

  • Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору.

Таблица 2- исполнение объемов финансирования расходов федерального бюджета РФ по разделу Охрана окружающей среды

Год

Годовые отчисления, в млн. руб.

Удельный вес в общей величине расходов, в %

2006

6 544,9

0,151

2007

8 096,5

0,148

2008

9 329,6

0,142

2009

9 900,0

0,132

2010

10 245,1

0,123

В следующей таблице показано распределение общих объемов финансирования по направлениям природоохранной деятельности.

Таблица 3- Затраты на охрану окружающей среды* (млн. рублей)

 

2005

2006

2007

2008

2009

Всего затрат:

233 930

259 228

295 200

368 627

343 368

в том числе по направления природоохранной деятельности:

         

Охрана атмосферного воздуха

53 765

60 722

64 065

76 773

60 101

Очистка сточных вод

105 369

111 705

126 816

159 299

162 175

Обращение с отходами

22 739

26 076

28 247

40 326

38 806

Защита почвы

13 444

16 770

21 607

27 321

18 696

Сохранение биоразнообразия и среды обитания

12 542

16 052

21 681

26 597

21 463

* Включают расходы федерального, региональных и местных бюджетов, а также инвестиции предприятий.

Рассмотрим бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» за 2011-2013 год (плановый период).

Таблица 4-бюджетные ассигнования федерального бюджета 2011-2013 год

 

2011 год (проект)

2012 год (проект)

2013 год (проект)

Объем, млрд. рублей

16,8

17,4

16,7

изменения к предыдущему году:

     

млрд. рублей

3,6

0,6

-0,7

в %

26,7

3,5

-4,2

доля в общем объеме расходов. %

0,16

0,15

0,14

доля в ВВП, %

0,03

0,03

0,03

Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей

16,2

16,8

16,1

изменения к предыдущему году:

     

млрд. рублей

3,5

0,6

-0,7

в %

27,4

3,6

-4,2

Межбюджетные трансферты, млрд. рублей

0,6

0,6

0,6

доля в разделе, %

3,9

3,7

3,6

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулирующими деятельность органов исполнительной власти в части охраны окружающей среды, вопросы охраны атмосферного воздуха, животного мира, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ. Расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 – 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 – 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу. 2

Также рассмотрим дальнейшее планирование расходов по разделу на 2014-16 гг, основываясь на данные «Бюджет для граждан», к проекту федерального закона о федеральном бюджете .

на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Таблица 5 -Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы

(млрд. руб.)

Индикаторы

2014

Проект

2015

проект

2016

проект

Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта, тонн на млн. руб. ВВП

0,36

0,35

0,34

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.

124

118

112

Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7), млн. человек

52,5

50,0

47,4

Объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта, тонн на млн. руб. ВВП

86,7

83,3

81,2

Численность населения, проживающего на территориях, с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью, тыс. человек

923,4

909,9

836,5

Доля площади Российской Федерации, занятая особо охраняемыми природными территориями всех уровней, %

12,1

12,4

12,6

Таблица 6 – расходы на реализацию государственной программы 2012-2020 гг.

Показатель

2014

2015

2016

Проект

Проект

Проект

ВСЕГО

31,7

33,5

35,1

из них:

     

Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды»

10,7

10,3

10,3

Подпрограмма «Биологическое разнообразие России»

6,0

5,9

5,7

Подпрограмма «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды»

9,7

11,0

11,5

Подпрограмма «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике»

1,2

1,2

1,2

Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы»

1,2

1,0

1,0

ФЦП «Охрана озера Байкал и социально- экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»

2,95

4,1

5,3

Каким же был 2013 год «Охраны окружающей среды »? Какие мероприятия были проведены? И каким было финансирование данных мероприятий ?

Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2012 №1157).

В рамках плана, утвержденного Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2189-р), Росприроднадзор ответственен за проведение 11 мероприятий. Одновременно Службой утвержден расширенный ведомственный план из 105 мероприятий (Приказ Росприроднадзора от 21.01.2013 №25).

Одним из основных мероприятий является проведение в течение 2013 года тематических всероссийских совещаний с руководителями промышленных организаций по следующим вопросам:- использования современных систем газоочистки, подготовки к внедрению наилучших доступных технологий;

- утилизации опасных промышленных отходов; - водоснабжения и водоотведения (пути снижения ущерба водным объектам).Реализуется прием обращений граждан о несанкционированном размещении отходов по телефонной линии – «Горячий зеленый телефон».В зданиях, занимаемых территориальными органами Росприроднадзора, запланирован и организуется раздельный сбор отходов (картон, бумага, пластиковые отходы, отработанные картриджи, батарейки, ртутные люминесцентные лампы).

Проведено Расширенное совещание о перспективах разработки и развития нормативной базы для управления стойкими органическими загрязнителями и внесении изменений в законодательство в соответствии со Стокгольмской конвенцией.

В течение 2013 года проведены в рамках Всероссийского фестиваля документальных экологических фильмов «Меридиан надежды», ярмарки «Экология Сибири», с общественными общероссийскими и международными движениями «Сделаем!», «Мусора больше нет», «Сделаем вместе!», «Блоггеры против мусора» участие в проведении всероссийской акции по уборке мусора в рамках общемировой акции, в том числе при поддержке региональных органов власти.3

11 декабря 2013 года в Государственном Кремлевском Дворце при поддержке Социальной платформы ВПП «Единая Россия», Проекта «Экология России», Экологического движения «Сделаем Вместе!» и Международного Экологического Движения «Terra Viva» («Живая Планета») состоялась Торжественная церемония подведения итогов Года Охраны Окружающей Среды – 2013.

Более 4500 человек приняли участие в Торжественной церемонии подведения итогов Года Охраны Окружающей Среды в Кремле. Мероприятие и стало настоящим праздником для всех активистов экологических проектов и участников. Главная цель праздника «Живая Планета – Сделаем Вместе» выразить слова благодарности и признательности всем тем, кто своим ежедневным трудом и заботой вносит вклад в дело сохранения нашего общего дома – Планеты Земля.

В своем приветственном слове Заместитель Председателя Государственной Думы РФ, заместитель секретаря Генерального совета ВПП «Единая России», координатор Социальной платформы Сергей Железняк сказал: “Мы вместе много сделали за год и обязательно продолжим нашу созидательную деятельность в 2014 году". Также он отметил важность реализации программ экологического движения в жизни всей страны.

Следует отметить, что объем финансирования государственной программы "Охрана окружающей среды" составит в 2013-2015 годах 112,002 млрд. рублей. Об этом сообщается в материалах Минприроды.

Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить 80,7 млрд рублей - 70,2% от общей объема финансирования, из бюджетов субъектов РФ - 19 млрд. рублей. Также предполагается, что юридические лица в 2013-2015 годах вложат в охрану окружающей среды 12,3 млрд. рублей.

В рамках подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" предполагается финансирование мероприятий в объеме 43,343 млрд. рублей, подпрограммы "Биологическое разнообразие России" - 22,399 млрд. рублей, "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" - 30,437 млрд. рубле.

В то же время на организацию и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике предусмотрено финансирование в объеме 3,48 млрд. рублей, а на охрану озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории - 9,645 млрд. рублей.4

Таким образом, современное состояние программно-целевого планирования в области охраны окружающей среды и природопользования нельзя в полной мере признать эффективным с точки зрения полноты охвата проблем, однако реализация государственных программы способствуют достижению целевых показателей.

Объективная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды, о намечаемых и реализуемых хозяйственных решениях, оказывающих влияние на природу, здоровье людей, социальную сферу и состояние экономики – это важнейший инструмент построения прозрачных, взаимно ответственных отношений между бизнесом, обществом и государством.

Следует выделить основные направления развития эффективного финансирования, некоторые рекомендации по развитию источников финансирования охраны окружающей среды.

Некоторые области экологической безопасности, которые не находятся в сфере интересов компаний - природопользователей должны в первую очередь находится под жестким контролем государства. Параллельное развитие новых источников финансирования способно в значительной мере исправить ситуацию.

Один из упущенных источников финансирования охраны окружающей среды - приватизация государственных и муниципальных предприятий. При разумном подходе к политике приватизации часть средств, полученных от приватизации, могла быть использована на цели экологической санации приватизируемых предприятий. Необходимо решить вопрос об ответственности за нанесение экологического ущерба в прошлом. Неопределенность в том, кто будет нести ответственность за экологический ущерб, нанесенный в прошлом, может затруднить осуществление иностранных и национальных инвестиций и помешать процессу приватизации. В практических целях правительству можно порекомендовать нести основное бремя расходов, связанных с загрязнением в прошлом

Экологические приоритеты должны основываться на тщательном анализе затрат и выгод.

Следует использовать рыночные механизмы для контроля загрязнения там, где это возможно. Инструменты рыночного типа, такие как плата за загрязнение, налоги на топливо и схемы возмещения залогов, могут помочь в достижении желаемого состояния окружающей среды при гораздо более низких затратах, чем в случае применения традиционных подходов в области регулирования. Меры регулирования потребуются, однако, для контрольных выбросов микрозагрязнителей, таких как тяжелые металлы, в особенности свинец, и токсичные химические вещества.

Современный период российской экономики создает благоприятные потенциальные возможности для достижения экологически устойчивого развития и нахождения ресурсов для его финансирования.

Следует отметить, что реформа экологической политики заключается в принятии реальных и выполнимых экологических норм, стандартов, графиков введения экологического законодательства, а также в разработке экономических стимулов, системы антистимулов, налогов, платежей для улучшения экологической обстановки и эффективного природопользования на основе использования природосберегающих технологий и участия общественности в реализации экологических мероприятий. Все вышесказанное говорит о необходимости увеличения государственного вмешательства в эту проблему, тут важна не только грамотно разработанная политика, но и ужесточенный контроль над исполнением новых законов.

Данный вопрос должен рассматривать как приоритетный. Расходы федерального бюджета на природоохранные мероприятия должны быть существенно увеличится, но главным образом необходим надзор за их целевым использованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» http://www.consultant.ru/popular/okrsred

2. Федеральный законот 03.12.2012 N 216-ФЗ 3. Федеральный закон от 02.12.2013 № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»4. Голуб А.А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: 20095. Бобылев С.Н., Перелет Р.А. Раздел «Экономика» // приоритеты национальной экологической политики России // под ред. В.М. Захарова. М.: Наука, 20106.Яндыгонов М.В/ Экономика природопользования // М 20057.Бессонова Т Н, Сазонова Н А. Вестник Томского государственного педагогического университета// формирование системы финансирования охраны окружающей среды. № 9,20078.Глобальная инициатива международных экологов http://www.terra-viva.ru/ecoaudit/role-soc-org

9. Итар-тасс, Главные новости 3 октября, 11:51 http://www.itar-tass.com/glavnie-novosti/685521

10. Расходы проекта федерального бюджета 2011 -2013 http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/05-tree_files-fl-367.pdf.

1 ДМИТРИЕВ М.Н., КОШЕЧКИН С. А. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ http://www.bibl.nngasu.ru/electronic%20resources/uch-metod/Financing_Ecology/3.pdf

2 http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/05-tree_files-fl-367.pdf. Расходы проекта федерального бюджета 2011 -13

3 Глобальная инициатива международных экологов http://www.terra-viva.ru/ecoaudit/role-soc-org

4 Итар-тасс Главные новости 3 октября, 11:51http://www.itar-tass.com/glavnie-novosti/685521

Просмотров работы: 6057