проанализировать речи Барака Обамы с точки зрения использования приемов манипулирования;
систематизировать эти приемы.
Отдельные индивиды, собранные в массу, представляют собой единый организм. Связано это в первую очередь с «коллективным мышлением», пережитком первого осевого времени и древнего человечества. А в период первого осевого времени по Ясперсу все представления, знания зависели лишь от коллектива и были навязаны «поколением», так жители древнего Египта практически не могли мыслить себя вне системы «Я часть механизма» и все их действия были заранее продиктованы велениями фараона и жрецов. Главным образом это связано сбессознательным, то есть теми психическими состояниями и процессами, которые осуществляются без участия сознания. В толпе люди поддаются своим древним животным инстинктам, когда в повседневной жизни под влиянием общества приходится сдерживать обуревающие их страсти. Вот как писал об этом Ле Бон: «…индивид испытывает чувство непреодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздывать». Культура накладывает определенные шаблоны и рамки на сознание человека, поэтому в повседневной жизни он не может позволить себе «ломать» эти барьеры, ведь за этим последует определенное наказание. В толпе же все эти границы стираются и единственный закон, который действует в ней, это подчинение самой толпе.
Значительное число психологов и ораторов исследовали тему манипулирования толпой, такие как Фрейд, Ле Бон, не говоря уже о Платоне и Аристотеле. А примеры использования сводятся к бесконечности.
Приведенные суждения вскрывают механизм о том, что нынешняя жизнь полна различных приемов манипулирования, а речь политиков является не чем иным, как средством влияния на бессознательное человека, с целью получить от этого как можно больше выгоды, а управлять массами гораздо легче, чем отдельным индивидом. «…Масса подпадает под поистине магическую власть слов…». Ле Бон так же выдвигает положение о том, что масса обладает «незаурядным воображением», из этого следует, что основной мотивацией для толпы являются чувства, поэтому лидер той или иной массы должен быть сильным и авторитетным, а так же мыслить образами, то есть строить определенные картины в сознаниях индивидов, составляющих данную толпу. К тому же каждому лидеру необходимо быть исключительно уверенным в своей правоте и в важности своих внутренних ценностей, только после приведенных выше черт, манипулятор может приступать к основным схемам манипулирования, таким как: убеждения, повторения и суггестии (внушения).
Ярким примером такого лидера является Барак Хуссейн Обама, ставший президентом Америки 20 января 2009 года. Его предвыборная компания «Yes! We can!» заполнилась всему миру своей уверенность и напором, она покорила сердца миллионов американцев и так же не оставила равнодушными представителей других наций и народностей. В данной статье мы подробно рассмотрим приемы, использованные сорок четвертым президентом США в своих выступлениях для управления толпой, и составим определенный речевой портрет на базе выявленных речевых структур, позволяющих тем или иным образом влиять на сознание такого единого организма, как масса.
В основу анализа приемов манипулирования в речевом портрете Обамы легли три речи: «Инаугурационная речь», знаменитая речь «Yes!Wecan!» и речь на вручении нобелевской премии мира «Справедливая война лучше мира».
Для того чтобы систематизировать отдельные элементы, мы решили, что, рассматривая определенные методы воздействия, следует разделить представленные в речах элементы на две группы. Первая группа представляет собой такое направление, как нейролингвистическое программирование, вторая группа – это общее эмоциональное воздействие.
Нейролингвистическое программирование – это наука об изучении и постижении мозговых кодов, а так же модель общения, основывающаяся на использовании стандартов мышления, влияющих на поведение человека, набор процедур, мерилом ценностей которых является их полезность, а не истинность. Основателями этой науки считаются Ричард Бандлер и Джон Гриндер.
В Нейролингвистическое программирование входят множество приемов манипулирования, но рассматривая речи Президента Барака Обамы, мы выявили следующие приемы:
Использование модальностей
Рассматривая вопрос модальностей, следует заметить, что модальности - это то, что позволяет воспринимать окружающий нас мир. И воспринимаем мы этот мир с помощью пяти чувств, которые в такой науке как НЛП и называются модальностями. Стоит всегда помнить, что каждый индивид отдает предпочтение лишь одной модальности, первичной, которая, в свою очередь, проявляет себя ярче, чем остальные. Чтобы установить близкий контакт с человеком или группой людей, следует всегда учитывать их первичную модальность, тем самым манипулятор, говоря на их языке, никогда «не разрушит вавилонскую башню» и легко донесет нужную информацию до адресата. Проанализировав три речи президента США, мы пришли к выводу, что в его речах присутствуют зрительно-визуальная модальность, аудиально-звуковая и кинестетическая. Об этом свидетельствуют такие речевые обороты, как «…душили нашу политику…», «…им представляется, что…», «строить кирпич за кирпичом», «будем прислушиваться и к нашим оппонентам», «протянет вам руку», «велись ужасные войны», «я сталкиваюсь с миром, как он есть», «я слышу ваши голоса», «вам нас не сломить», «некоторые из нас даже не могут представить», «давайте следовать их примеру». Определенные слова в структуре некоторых предложений показывают, какими модальностями оперирует субъект. В портрете Барака Обамы мы можем заметить, что кинестетическая модальность преобладает над остальными и определенные слова, связанные с тактильными чувствами, показывают это «борьба», «сделали» и т.д. Это связано со второй группой – общим эмоциональным воздействием. В сознании людей давно сложилось следующие клише, связанное с тем, что политики много «говорят», но мало «делают». Из этого можно сделать вывод о том, что если манипулятор хочет войти в доверие к толпе, ему следует доказать ей, что он действительно осуществит задуманное. С помощью определенных слов, манипулятору удастся вложить нужную информацию в бессознательное человека и таким путем заставить массу довериться. Реже всего в речах Барака Обамы встречается аудиально-звуковая модальность, что только лишь доказывает то, о чем говорилось выше.
Якорение
Якорение – это своего рода некая фразеологическая метафора, использующаяся для выработки определенных рефлексов у толпы на отдельные слова и выражения, будь то отрицательные ассоциации или же положительные. Но при их использовании манипулятор заведомо настраивает массу на нужное ему настроение и атмосферу. При рассмотрении речей были выявлены такие «якоря», как «дух патриотизма», «лучшее будущее», «двери возможностей», «фундаментальные правды», «бесценный дар», «фальшивые обещания», «всеобщее благо», «открыть новую эру», «движущая сила», «дар свободы» и некоторые другие, но приведенные выше словосочетания были самыми распространенными и повторены практически во всех трех речах.
Рефрейминг
Рефрейминг – это способность увидеть событие с другой точки зрения. Каждый человек в своей жизни возводит определенные стены своих убеждений и мировосприятия, а рефрейминг может помочь перепрограммировать эти убеждения, чтобы вынести из них как можно больше пользы. Приемом рефрейминга очень часто пользуются политики, для достижения собственных целей и для того, чтобы было легче «закрыть глаза» данной массе на пробелы совершенных этими же политиками действий. Один из примеров рефрейминга в речи президента США на вручении нобелевской премии мира «Несмотря на всю жестокость и трудность в мире, мы не являемся простыми заложниками судьбы». Здесь мы можем заметить яркий контраст между жестокостью мира и выбором определенной нации, чтобы побороть эту несправедливость. Главным признаком использования приема рефрейминга являются такие слова, как «несмотря на» «зато», «или же», когда манипулятор направляет и фокусирует внимание манипулируемого на плюсах, чтобы все минусы сразу были исключены из сознания каждого отдельного представителя той или иной массы. Этот прием так же действует и в обратную сторону, концентрируя все внимание индивида на минусах, чтобы плюс на фоне упадка и разложения мог заиграть более яркими оттенками и создать в сознании манипулируемого нужный настрой, позволяющий сделать «правильный» с точки зрения лидера выбор.
Игра на ценностях и убеждениях
Нейролингвистическое программирование исключает из набора своих терминов такое слово, как «ценности» и заменяет его исключительно словом «убеждения». Убеждения индивида формирует основу его личности и является определенным компасом в его жизни, подстраивая поведение под рамки, которые эти убеждения и возводят. Энтони Роббинс пишет по этому поводу следующее: «Ваши ценности – это система убеждений о том, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно». Из этого следует, что для того, чтобы воплотить свои желания, лидер толпы может навязать свои ценности или же наоборот, оперирую уже заранее «заякоренными» убеждениями настроить массу на выполнение выгодных лидеру данной толпы задач. Последний пример использования определенных убеждений мы как раз и можем наблюдать в речах Барака Обамы. В НЛП подразумевается несколько способов получения новых ценностей или же, как было сказано выше, оперирования старыми. На примере политиков мы видим такое влияние, которое называется ролевой моделью, когда индивид усваивает ценности того человека, которым он восхищается. Так речи Обамы пропитаны «заякоренными» убеждениями, связано это, так же как и в случае использования кинестетических модальностей, с общим эмоциональным воздействием, призванным побуждать толпу к положительным светлым образам, заставить её верить в «светлое будущее». Примеры оперирования убеждениями: «необходимо, чтобы настала эра ответственности, ответственности каждого гражданина Америки перед самим собой, перед страной и перед миром», «наша сила не в деньгах и не в оружии, а в наших идеалах», «В этот день мы собрались, потому что предпочли страху надежду, а единство целей – конфликту и раздору» и т.д.
Возможность осуществления
В сознании индивида желание воспроизводить свои убеждения в реальности может быть подавлено рядом факторов, например, такими факторами, при которых человек не верит в возможность осуществления чего-либо или же не верит, что заслуживает той или иной награды, наступающей по получению «положительного» результата убеждений. Чтобы заложить в массу идею возможности осуществления, а так же идею «заслуженности» определенной награды, лидеры идут на следующую уловку. Если мы верим в возможность осуществлениязаданных планов, то, наверняка, постараемся достичь поставленной цели.Так, в речах политиков, где Барак Обама не оказался исключением, можно встретить ссылки на уже «пройденный» этап истории, когда нация или представитель нации уже сталкивались с подобной проблемой и смогли преодолеть возникшие трудности. В голове каждого человека практически запрограммирована идея о том, что если смог один, то смогут и другие; если смог он, то смогу и я. Пример из инаугурационной речи президента: «Ибо они забыли, чего этой стране удалось достигнуть в прошлом, чего могут достичь свободные люди, если способность мечтать соединилась в их сердцах с мужеством действия на пользу общего дела».
Что же касается второй группы – общего эмоционального воздействия, то из названия самой классификации становится ясно, что, для того чтобы приемы манипулирования дошли до адресата, манипулятору необходимо дотронуться до образного мышления толпы и фактически начать играть на её эмоциях. В речевом портрете Барака Обамы были выявлены следующие компоненты общего эмоционального воздействия:
«Слово» или «дело»
Этот аспект был частично представлен выше, когда мы говорили о НЛП и, если быть еще точнее, о модальностях и способах воздействия посредством пяти человеческих чувств. В сознании индивидов заложено такое восприятие жизни «элиты общества», при котором эта самая «элита» живет и ни в чем себе не отказывает, когда как на спину народа возложены все тяготы существования – вот на такой отрицательной ассоциации, на таком отрицательном образе и может построить ту или иную уловку манипулятор. Нация ждет действий, а не обещаний, ждет «дел», а не «слов». Так построил в своей речи данный аспект президент США: «И сегодня мы спрашиваем себя не о том, не является ли наше правительство слишком громоздким или, напротив, слишком ограниченным, но и о том, является ли оно работоспособным, - помогает ли оно семьям…»
Образ врага
Создавая мнимый или реальный образ врага в своей речи, лидер тем самым помогает толпе избавиться от комплексов национальной неполноценности и уверить толпу в собственной исключительности. К тому же, создавая единый образ агрессора, массу легче сплотить и направить в нужное манипулятору русло. Так, в речах Барака Обамы можно найти значительно количество примеров употребления этой уловки: «Мы сегодня празднуем, но завтра нам придется решать очень серьезные проблемы. Две войны. Самый ужасный финансовый кризис в этом веке», «Наша страна находится в состоянии войны против широкой сети насилия и ненависти», «мы способны противостоять угрозам, требующим от нас еще больших усилий», «Тем, кто пытается погубить этот мир, я говорю – мы вас победим!».
Экспрессивный удар
Данный принцип, при его использовании, должен произвести некое подобие эмоционального шока. Так, манипулятор транслирует ужасы современной жизни, что должно выстроить в сознании массы «отрицательные» убеждения. При данной уловке в разуме каждого человека должен начать созревать конфликт, протест а за ним последует желание наказать виновных. Пример употребления экспрессивного удара в речи «Yes! Wecan»: «Многие американцы сейчас уложили своих детей спать, а сами думают, как им прожить завтрашний день, где достать денег», «…храбрые американцы сейчас просыпаются где – то в Ираке или в Афганистане». Или же речь на вступлении в должность: «Потеряно жильё, сокращены рабочие места, закрыты предприятия».
«Очевидцы» или эффект присутствия
Чтобы воздействовать на бессознательно индивида и вызвать в нем определенные эмоции, в результате которых «рамки» убеждений «рамки» цензуры психики ослабнут, манипуляторы прибегают к обращению к очевидцам. «Очевидец всегда прав». Человек подсознательно начинает доверять тому, кто вынес те или иные тяготы сам, показывая «положительны» результат убеждения на своем опыте. Так, под эффект присутствия может быть заложена ложная, фальсифицированная информация, несущая выгоду лишь лидеру массы. «Энн Никсон Купер 106 лет. И сегодня я думаю о том, что она видела за век, прожитый в Соединенных Штатах Америки. Надежда, борьба, прогресс», «Она видела Депрессию, она видела, как прошла Великая Депрессия, как страна восстанавливалась».
Откровения
При таком виде общего эмоционального воздействия манипулятор излагает массе то, что является частью его «личного пространства», частью его частной жизни. Так, у толпы возникают доверительные чувства по отношению к лидеру, таким образом, происходит ослабление защитных механизмов психики, после чего лидер может продвигать любую информацию в сознания индивидов. Не стоит также забывать, что доверяем и сближаемся мы только с теми людьми, которые разделяют те или иные наши интересы. Человек бессознательно тянется к «единомышленникам». «Если б мир состоял из противоположностей, он очень скоро погиб бы в поединке с собой самим», - писала Галина Пагутяк в своей книге «Записки Большой Белой Птицы». Из этого следует, что неожиданные откровения лидеров чаще всего несут в себе содержание их трудного, тернистого пути, и теперь они «как никто другой» понимают все «несчастья, свалившиеся на спину их народа». Примером использования данной уловки манипулирования в речах президента США является: «У нас не было в начале пути ни много денег, ни поддержки. Наша кампания начиналась на крыльцах, в подвалах простых американцев, которые приносили по 5 долларов», «Я бы здесь не стоял сегодня без поддержки моего лучшего друга, основу нашей семьи, любовь моей жизни. Следующая первая леди США - Мишель Обама», «Именно поэтому человек, чьего отца менее 60 лет назад могли не обслужить в местной закусочной, сейчас стоит перед вами и готовится принять самую священную присягу».
Сопротивление
При использовании такого метода манипулирования, как сопротивление или разыгрываемый протест, манипулятор своими словами создают в сознании индивидов такие чувства, которые направляют манипулируемого преодолевать возникающие барьеры. Известный парадокс психики состоит в том, что человеку всегда хочется того, что запрещено, или же то, для достижения чего необходимо приложить некоторые усилия. Так, подростки пытаются «бунтовать» против родительского мнения, когда те запрещают им что – либо делать, другим примером этого парадокса является известная всем игра в «слабо». Барак Обама часто прибегает к использованию разыгрываемого протеста: «И те, кто сомневался и думает, так ли ярко горит факел Америки, я говорю – знайте…», «Если кто – то здесь есть, кто сомневался, что Америка – страна, где возможно все, сегодня вечером – ответ на их сомнения», «И те, кто нам говорит, что мы не сможем, мы ответим им – Yes!Wecan!».
Ссылка на авторитеты
При описании методов манипулирования в НЛП, мы уже говорили, что индивид в большей степени принимает те ценности и убеждения, которые свойственны личности, вызывающей в самом индивиде благоговение и восхищение. Из этого можно заключить, что, прибегая к ссылкам определенных авторитетов, лидер массы добьется куда более сильного воздействия своими словами, чем без этих ссылок. В речах президента США было выявлено значительное употребление ссылок на авторитетных лиц, такие как: «Как Линкольн сказал, обращаясь к нации, которая была разделена еще больше, чем сегодня…», «В тот момент, когда исход нашей революции был непредсказуем, отец нашей нации распорядился, чтобы следующие слова были прочитаны народу…», «Я нахожусь в начале, а не в конце моего трудного пути по мировой арене по сравнению с некоторыми гигантами истории, которые получили эту премию, такими как Швейцер, Кинг, Маршалл и Мандела, мои достижения не значительные».
Изложенное выше позволяет нам прийти к выводу о том, что речь политиков, и президент США не является исключение, наполнена большим количеством манипулирующих фраз, выражений и фразеологизмов. Их речь – это своего рода программа, настроенная на контролирование бессознательного человека и игру на пережитке мифологического коллективного мышления. Можно смело утверждать, что каждое слово в речи лидера толпы вымерено и направлено на создание образов в сознании каждого отдельно взятого индивида, который под влиянием каких – либо факторов оказался замкнутым в определенную массу.
Очень интересным является тот факт, что в манипулирующих фразах Барака Обамы преобладает вторая группа, а именно общее эмоциональное воздействие. Все это является свидетельством того, что Барак Обама сумел правильно выстроить свою предвыборную кампанию, а так же верно подобрать приемы манипулирования, создавая в сознании толпы образы, которые настраивали её на определенное эмоциональное настроение. И уже под влиянием этого настроения толпа «подняла» своего лидера и практически восприняла власть Барака Обамы, как знак свыше. Это своего рода является доказательством обезличивания массы и присутствия у неё единого коллективного сознания.
Итак, в данной статье были представлены основные группы и примыкающие к этим группам аспекты манипулирования, используемые Бараком Обамой. Конечно, здесь не были отмечены все примеры использования, а так же все найденные уловки в речах президента США. Мы показали лишь основные, наиболее часто встречаемые аспекты, и надеемся, что совокупность приведенных выше фактов поможет каждому быть более внимательным к различным речевым формам или же ярким образам, что создаются в речах политических лидеров.
Литературa:
1.Речи Барака Обамы
2.Чалдини Р. Психология влияния // URL:http://modernlib.ru/books/chaldini_robert/psihologiya_vliyaniya/read/
3.Сидоренко Е. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2004. — 256с.
4.Зелинский С.А. «Манипуляции массами и психоанализ». СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. — 248 с.
5.Зелинский С.А. «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание». – СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. — 280 с.
6.Основы НЛП: Успех в профессиональной, общественной и личной жизни / Стив Бавистер, Аманда Викерс. – Пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: ФАИРПРЕСС, 2006. – 336с.
7.Цуладзе А.М. Политически манипуляции или покорение толпы. М.: Книжный дом "Университет", 1999. — 144 с.