ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИХ ВИДЫ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИХ ВИДЫ.

Мельничук Е.Н. 1
1Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В традиционной экономике существовало предположение, что любые сделки между экономическими агентами происходят без затрат и потерь. Но для того, чтобы она состоялась нужно иметь информацию о цене, о качестве предлагаемых товаров и услуг, договориться об условиях обмена, проконтролировать процесс проведения сделки на предмет честности, если же обмен не удался по вине партнёра, нужно добиться компенсации, что бывает довольно сложно. Серьёзные потери и значительные затраты могут сопровождаться при совершении сделок. Поэтому возникло такое понятие, как «трансакционные издержки». Это понятие явилось большим теоретическим достижением, что позволило доказать «не бесплатность» процесса совершения сделок, а так же посмотреть на него с другой стороны. С помощью понятия «трансакционные издержки удалось понять, как работает экономическая система, своевременно анализировать возникающие проблемы. Так же они охватывают издержки принятия решений, выработку планов, организацию предстоящей деятельности, ведение переговоров, решение спорных вопросов. В целом в трансакционные издержки включается всё, что отражается на работе организации в организации производственной деятельности и распределении ресурсов. Из-за того, что трансакционные издержки «затормаживают» возможность выгодного сотрудничества, экономические агенты становятся сильно заинтересованными в их сокращении и готовы предпринимать любые необходимые меры по их сокращению, так как это допускает значительную экономию на масштабах деятельности.

Существует многообразие видов трансакционных издержек. Они появились в результате того, что для осуществления сделки может потребоваться множество различных операций, каждая из которых может сопровождаться ошибками и потерями и выражаться в денежном эквиваленте, чего совсем не хочется экономическим агентам. Рассмотрим ниже некоторые виды трансакционных издержек.

1.Издержки информации

Первый вид издержек, издержки поиска информации, они заключаются в том, что перед тем, как сделка будет совершена, необходимо иметь информацию о том, где найти потенциальных покупателей или продавцов производственных факторов или потребительских благ, и какие цены в данный момент существуют на рынке. Такие издержки складываются из затрат ресурсов и времени, необходимых для поиска, а так же потерь, связанных с недостоверностью, неполнотой получаемой информации.

Поиск может осуществляться с обеих сторон рынка, например продавцами и покупателями. Допустим на рынке труда работодатели размещают объявления о имеющихся вакансиях ,оставляют заявки в службе занятости и т.д., с другой стороны соискатели рабочих мест становятся на учёт в службе занятости, рассылают резюме, обзванивают или приходят в заинтересовавшие их фирмы. Или другой пример, на товарных рынках производители товаров у услуг тратят не маленькие средства на изучение потребительского спроса, рекламу, маркетинг, а потребители в свою очередь, изучают рекламу, посещают магазины, стоят в очередях.

2. Издержки ведения переговоров.

Следующий вид издержек, это издержки ведения переговоров.

На рынках требуются значительные средства на проведение переговоров об условиях произведения обмена, на оформление и заключение контрактов. Чем больше количество участников сделки и чем сложнее её предмет, тем выше становятся эти издержки. Потери, возникающие при неудачно заключённых контрактах, либо плохо оформленных и ненадёжно заключённых договорах и являются источником этих издержек.

3. Издержки измерения.

Любая услуга или продукт, это набор определённых характеристик. При осуществлении обмена учитываются лишь некоторые из них, причём точность этой оценки не всегда равна 100%. Интересующие качества товара иногда являются вообще не измеримыми и чтобы их оценить, приходиться гадать, например, судить о вкусе яблок по их окраске.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

Эта категория выделена на расходы содержания судов, арбитража, государственных органов, затраты ресурсов и времени, необходимых для восстановления нарушенных прав. Выявленное нарушение требуется зафиксировать, оценить его тяжесть, обеспечить явку или поимку нарушителя, и наложить наказание. Этот процесс требует не маленьких затрат.

5. Издержки оппортунистического поведения.

Термин был введён О. Уильямсоном. Оппортунистическое поведение означает недобросовестное поведение , нарушающее условие сделки, или поведение нацеленное на получение односторонних благ в ущерб партнёру. Под эту категорию попадают случаи обмана, отлынивания от работы на рабочем месте и т.д. Данные издержки связаны с трудностью оценки поведения партнёра после совершения сделки.

6. Издержки «политизации».

Издержки «политизации», это издержки принятия решений внутри организации. Если у участников равные права, то все решения принимаются коллективно путём голосования, если же в организации присутствует иерархическая лестница и участники находятся на разных её ступенях, то решения принимаются вышестоящими участниками в одностороннем порядке, которые обязательны в исполнении нижестоящими. В обоих случаях принятия решений минимальная гарантия эффективности отсутствует.

При исследовании понятия «трансакционные издержки» необходимо помнить, что они существуют в любой экономической системе, где всегда существуют неопределённость и оппортунистическое поведение экономических агентов. Благодаря данному подходу нынешняя экономика приобрела большую реалистичность. Для организаций выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все это может оказать влияние на уменьшение трансакционных издержек.

Просмотров работы: 2246