В современном мире часто возникают ситуации, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечивать эффективное использование ресурсов. В экономической теории такие ситуации, к числу которых относится ассиметрия информации, называются провалами рынка. Характерным примером ассиметрии информации, затрудняющей эффективное использование трудовых ресурсов, является рынок труда.
В современной России проблема информационной ассиметрии на рынке труда приводит к ситуации, при которой выпускники вузов, оканчивая обучение, не могут найти работу, потому что работодатель не обладает информацией о профессиональных качествах молодого специалиста. Перед ним оказываются совершенно одинаковые специалисты, не имеющие серьёзного опыта работы по профессии. Работодатель рискует, принимая подобного работника на работу. Формируется проблема «кота в мешке»: каким специалистом окажется нанятый работник, не известно Он может быть талантлив и оправдать доверие работодателя, а может и разочаровать его. Обостряет эту проблему и такое явление как безработица, при которой часть экономически активного населения, в данном случае молодежь, способна и желает трудиться по найму, но не может найти работу.
В двадцать первом веке проблему трудоустройства молодежи способен решить интернет и набирающее силу популярное явление фриланс.
Фриланс – это удалённая работа в сети Интернет [1] . Эта социальная технология работает следующим образом: работодатель выкладывает на сайт конкретное задание ( придумать слоган, создать сайт, обучить чему-либо персонал) и устанавливает цену за него. На этот запрос фрилансеры (работники, которые могут выполнить работу) отсылают свои предложения. В предложение входит срок сдачи работы, стоимость и, возможно, пример будущей работы. Важно то, что у каждого фрилансера есть репутация на сайте, которая формируется при помощи отзывов работодателей. У каждого фрилансера имеется портфолио, в котором хранятся примеры его работы. Это ценно, потому что работодатель имеет право выбирать между работниками согласно их профессиональному опыту. Таким образом фриланс-порталы соединяют работника и работодателя.
На данный момент на крупнейшем фриланс-портале fl.ru количество пользователей превышает 1.5 миллиона человек. Так же насчитывается около 38 тысяч выполненных проектов за месяц [2]. Это говорит о популярности данного сервиса в России. Если говорить о зарубежном опыте, то стоит вспомнить США, где по данным только на 2005 год в стране 7,4 % рабочей силы составляли фрилансеры[3].
Как работает фриланс за пределами интернета? Многих фрилансеров после успешного выполнения заказов в сети работодатели устраивают на постоянную работу штатным сотрудником. Так же некоторые фрилансеры создают себе имя в сети, и используют его как бренд, который привлекателен для работодателей. Так почему же фриланс так привлекателен для молодёжи? Основными «плюсами» такой удалённой работы являются[4]:
Выполнение только своей работы.
Возможность создать максимально удобные условия труда: график работы, персонализированное рабочее место, одежда, температурный режим и др.
Создание оптимального баланса времени между работой и семьёй
Таким образом, можно сделать вывод, что фриланс-движение в России способно выступать эффективным методом борьбы с безработицей среди молодёжи. Молодым людям удобно выполнять работу удалённого характера, совершенствуя при этом профессиональные навыки. Это неизбежно приводит к популяризации фриланса и увелечению числа фрилансеров в России и за рубежом.
Литература:
1. [Электронный ресурс] Фриланс – это что такое?.// Информационный портал voltvo.ru – Режим доступа: http://voltvo.ru/publ/1-1-0-22
2. [Электронный ресурс] FL.ru - Биржа фриланса: поиск удаленной работы – Режим доступа: FL.ru
3. [Электронный ресурс] Independent contractors in 2005// Информационный государственный портал www.bls.gov – Режим доступа: http://www.bls.gov/opub/ted/2005/jul/wk4/art05.htm
4. [Электронный ресурс] Фриланс – свободный полет или полет без запасного парашюта? // Информационный портал erabota.ru – Режим доступа: http://ekat.erabota.ru/info/articles/?id=5356