ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Алексина Ю.Ю. 1
1Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совладающее поведение направлено на повышение адаптации личности к среде и может складываться и определяться через совокупность копинг-стратегий – конкретных действий по совладанию [7]. Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии - стратегии, направленные на преодоление стрессовой ситуации (J.C.Coyne, E. Heim, S. Folkman, L.Murphy, R.S. Lazarus, Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, и др.).

В психологической литературе представлено множество классификаций копинг-поведения. R.S. Lazarus, S. Folkman выделяют проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный копинг, который включает восемь копинг-стратегий. Так, E. Frydenberg, R. Lewis выделяют: продуктивный копинг, непродуктивный копинг и обращение к другим, которые в свою очередь включают восемнадцать стратегий. Основа такой классификации определяется через эффективность, однако «обращение к другим» стоит отдельно, поскольку не может быть оценена однозначно эффективно/неэффективно [5].

E. Heim выделяет три сферы психики, где происходит реализация копинг – стратегий: эмоциональная, когнитивная, поведенческая. Также E. Heim выделяет продуктивные (помогают быстро и успешно совладать со стрессом), относительно продуктивные (помогающие при некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе) и непродуктивные (не устраняют стрессовое состояние, напротив, способствуют его усилению) стратегии совладания со стрессом.

В когнитивных копинг-стратегиях к продуктивным относят проблемный анализ, к относительно продуктивным — игнорирование, диссимиляцию, сохранение самообладания, относительность, религиозность, придание смысла, установка собственной ценности, к непродуктивным — растерянность [8].

В эмоциональных копинг-стратегиях к продуктивным относят оптимизм, к относительно продуктивным — протест и пассивная кооперация, к непродуктивным — эмоциональная разрядка, подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность.

В поведенческих копинг-стратегиях к продуктивным относят сотрудничество, к относительно продуктивным — отвлечение, альтруизм компенсацию, конструктивную активность, обращение, к непродуктивным — активное избегание, отступление.

Преодоление стрессовых состояний отражается в выборе приспособительных стратегий поведения (успешные или неуспешные), что имеет большое значение для сохранения психического благополучия, и для социальной адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обществе (R.S. Lazarus, S. Folkman, В.А. Абабков, А.Г. Маклаков, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.).

Так, одним из вариантов успешного включения лиц с ОВЗ в общество, на наш взгляд, может выступать формирование продуктивного копинг-поведения. Данное положение подкрепляется тем обстоятельством, что за последние десятилетия в научной психологической и медицинской литературе все больше внимания уделяется изучению механизмов психологической адаптации у различных категорий больных (Е.С. Романова, Н.А. Сирота, И.В. Тухарова и др.).

Актуальность проблемы формирования продуктивного копинг-поведения обусловлена двумя фактами. Во-первых: длительно протекающее хроническое заболевание несомненно накладывает отпечаток на последующее защитно-совладающее поведение и адаптацию больного в сторону снижения и обеднения репертуара копинг-стратегий [2]. Во-вторых: общение у лиц с ОВЗ затруднено ввиду наличия ограничений функций жизнедеятельности, что является одной из причин возникновения стрессов, нарушений психической адаптации, развития расстройств в психической и соматической сфере различной степени выраженности (Ф.З. Меерсон, Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, Л.И. Вассерман и др.). Следствием действия данных факторов может выступать ухудшение взаимодействия больного с окружающим миром.

На базе ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университете» нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей копинг-поведения лиц с ОВЗ. В нем принимало участие 35 испытуемых (девушек), отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) в возрасте от 18 до 20 лет. Для изучения копинг-поведения были использованы следующие методики: «Определение индивидуальных копинг-стратегий» (по Э. Хейму), «Выявление психического и физического дискомфорта» (В.Н. Поникарова).

Анализ результатов позволяет сделать выводы о том, что:

51% из выбранных респондентами утверждений относятся к когнитивным копинг-стратегиям. Из них: 6,2% составляет продуктивная копинг-стратегия, относительно продуктивная копинг-стратегия встречается в 66,5% из числа выбранных, 27,3% - непродуктивная стратегия.

32% из выбранных респондентами утверждений относятся к эмоциональным копинг-стратегиям. Из них: 57,3% - продуктивная копинг-стратегия, относительно продуктивная копинг-стратегия встречается в 6,5% из числа выбранных, 36,2% - непродуктивная стратегия.

17% из выбранных респондентами утверждений относятся к поведенческим копинг-стратегиям. Из них: 22,2% - продуктивная копинг-стратегия, относительно продуктивная копинг-стратегия встречается в 48,2% из числа выбранных, 29,6% - непродуктивная стратегия.

Обобщая полученные данные, отметим, что к наиболее часто используемым студентами с ОВЗ является когнитивные копинг-стратегии, причем, преобладают такие способы преодоления, как смирение – 10 % (от общего числа) – непродуктивная стратегия, и диссимиляция – 15% (от общего числа) - относительно продуктивная стратегия, относительность и сохранение самообладания (5%) – относительно продуктивные стратегии. На второй план выходят эмоциональные копинг-стратегии, где на первый план выходит оптимизм – 18% (от общего числа) – продуктивная стратегия, затем следует подавление эмоций (4%) и покорность (3,6%) - непродуктивные стратегии. Поведенческие копинг-стратегии представлены отвлечением (4%) – относительно продуктивная, и сотрудничеством (4%) – продуктивная стратегия, далее следуют активное избегание (3%) – непродуктивная, и обращение (3%) – относительно продуктивная стратегии.

В целом, особенностям копинг-поведения респондентов можно выделить:

  1. преобладание когнитивных копинг-стратегий (51%), затем эмоциональные (32%)и поведенческие (17%) копинг-стратегии;

  2. продуктивные копинг-стратегии составляют 25,2% от числа выбранных вариантов ответа, относительно-продуктивные – 30,5%, непродуктивные – 44,3%;

  3. наиболее популярными способами совладания являются: оптимизм (продуктивная эмоциональная копинг-стратегия) – 18%, диссимиляция (относительно продуктивная когнитивная копинг-стратегия) – 15%, смирение (непродуктивная когнитивная копинг-стратегия) – 10%.

Таким образом, особенностями копинг-поведения лиц с ОВЗ являются:

  • преобладание когнитивных стратегий преодоления, где предпочтение отдается относительно продуктивным и непродуктивным стратегиям преодоления;

  • чаще всего используется оптимизм, как эмоциональная копинг-стратегия преодоления стрессовой ситуации.

Из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости формирования формирование продуктивного копинг-поведения для более успешного включения лиц с ОВЗ в общество.

Литература

1. Денисова О.А., Поникарова В.Н., Леханова О.Л Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология. - 2012. - № 3. -С. 24-29.

2. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009.- 136 с.

3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поникарова, В.Н. Изучение профессионального копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию [Текст] / В.Н. Поникарова // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2011. – №4 (35). – Том 1. Технические науки. Экономические науки. Филологические науки. Педагогические науки. Искусствоведение. Психологические науки. – С. 179 -182.

5. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16.

6. Ялтонский В. М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией // Дисс. докт. мед.наук. СПб., 1995.

7. Folkman S., Lazarus R. S., Delongis A., Groen R. J. Appraisal, coping, heals status, and psychological symptoms. // J. Personal, and Soc. Psychol. – 1986. – № 50. – P. 571-579

8. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibtesgeeignetesoderungeeignetes Coping, Psychother.,Psychosom., med. Psychol. – 1988. -№ 1. – р. 8 – 17.

Просмотров работы: 2299