ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ ЛИДЕРОВ В ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ ЛИДЕРОВ В ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

Петровская К.О. 1, Колотай И.А. 1
1Институт экономики, управления и права, филиал ФГБОУ ВПО «ТюмГУ», г. Сургут, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Команда является одним из важнейших ресурсов организации, необходимых для достижения всех её целей и задач. Сотрудники организации – главное её достояние, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в работе. Конечно, каждая организация уникальна по своему, но практически в каждой компании можно встретить ситуации противостояния, а то и конфликтов между отделами, между целями и задачами организации и её сотрудников.

Рассмотрение теоретических и практических вопросов формирования и управления командой позволяет изучить положительный опыт Сбербанка России и разработать на этой основе предложения по ее развитию и укреплению.

История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы. Обыкновенные и привилегированные акции Банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.

Основанный в 1841 году, Сбербанк России - лидер российского банковского сектора по общему объему активов. Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. По состоянию на 1 января 2013 года на долю Сбербанка приходится 28,9% совокупных банковских активов, 45,7% депозитов физических лиц, 33,6% корпоративных кредитов и 32,7% розничных кредитов. Капитал Сбербанка составляет 1,7 трлн рублей, что соответствует 27,4% совокупного капитала российской банковской системы [2].

Сбербанк - современный универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк России обслуживает физических и юридических лиц, в том числе крупные корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса, а также государственные предприятия, субъекты РФ и муниципалитеты. Услугами Сбербанка пользуются более 100 млн физических лиц (более 70% населения России) и около 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России).

Сбербанк предоставляет розничным клиентам широкий спектр банковских услуг, включая депозиты, различные виды кредитования (потребительские кредиты, автокредиты и ипотеку), а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги. Все розничные кредиты выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».

Сбербанк России обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 20% корпоративного кредитного портфеля Банка, оставшаяся часть – это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.

Банк также предоставляет депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты. Интеграция бизнеса «Тройки Диалог», переименованной в Sberbank Corporate & Investment Banking (Sberbank CIB), позволила Сбербанку предложить клиентам высокопрофессиональное финансовое консультирование и выбор инвестиционных стратегий, в том числе сложноструктурированные инвестиционно-банковские продукты, ECM, DCM, M&A, а также операции на глобальных рынках.

Кроме того, Банк оказывает услуги через удаленные каналы обслуживания – одну из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (порядка 83 тыс. устройств). Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк Онл@йн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 12,9 млн и 7,6 млн активных пользователей соответственно [2].

В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший VBI) и в Турции (DenizBank). Сделка по покупке DenizBank была завершена в сентябре 2012 года и стала крупнейшим приобретением за 170-тилетнюю историю Банка. Сбербанк России также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, управляет Sberbank Switzerland AG.

Сбербанк России (РТС: SBER, ММВБ: SBER03) в 2010 году вошел в тройку лидеров по росту стоимости акций среди 30-ти крупнейших по капитализации банков мира.По данным агентства Bloomberg, за год стоимость акций Сбербанка возросла на 25,5%. Капитализация банка по итогам года составила 76,1 млрд долларов США, что по сравнению с предыдущим годом дало прирост в 23,1% [3].

Сбербанк первым в России получил сертификат Международной Ассоциации управления проектами. Международная Ассоциация управления проектами (International project management association) вручением сертификата подтвердила соответствие системы управления IT-проектами Сбербанка России международным стандартам. IPMA имеет наиболее совершенную модель оценки компетентности организаций с точки зрения управления проектами (IPMA Delta), содержащую критерии в области квалификации сотрудников, методов и процедур управления проектами и программами, а также общих процессов организации. Процесс сертификации включал в себя комплексный аудит организации управления проектами в области ИТ, проводился в соответствии с международным стандартом ISO 17021, и продолжался с июня 2010 года.

В течение последних двух лет Сбербанк интенсивно и плодотворно работал в направлении создания и развития системы управления проектами в области информационных технологий. Сертификат, врученный Президенту, Председателю Правления Сбербанка Герману Грефу, является первым в России.

Сбербанк занял первые места в рейтингах узнаваемости и известности российских банков, опубликованных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Согласно данным агентства, узнаваемость Сбербанка в России составляет 96%, известность – 86%. В рамках исследования НАФИ узнаваемость понимается как знание с подсказкой: когда потребитель узнает бренд, если видит или слышит его. А известность трактуется как спонтанное знание бренда банка – если потребитель самостоятельно (без подсказки) вспоминает и называет бренд. «Узнаваемость Сбербанка на протяжении последних двух лет остается неизменно высокой, уровень спонтанного знания его бренда, уверенно растущий на протяжении последних 2-х лет, в 2011 г. стабилизировался», – сообщает НАФИ [4].

В марте 2012 года Сбербанк России признан лауреатом сразу в двух номинациях премии «Банк года». В номинации «Открытие года» первенствовал Московский банк Сбербанка России, который в последнее время динамично меняется. В 2011 году эти изменения стали наиболее зримыми, Москва увидела принципиально другой Сбербанк: по облику, по меняющемуся отношению к клиентам и бизнесу. «Эта почетная награда для Московского банка - доказательство того, что мы на правильном пути в построении в столице принципиально другого Сбербанка, не такого, к которому за долгие годы привыкли наши клиенты, и это дополнительный стимул для скорейшего внедрения всех намеченных нами изменений», – отметил Вице-президент Сбербанка России – Председатель Московского банка Максим Полетаев.

Кроме того, Сбербанк стал лауреатом в специальной номинации «Прорыв года». В этой номинации отмечена деятельность Службы заботы о клиентах Сбербанка, которая работает во всех основных социальных сетях, помогая клиентам находить ответы на сложные вопросы и решать возникающие проблемы. Благодаря деятельности Службы в 2011 году Сбербанк продемонстрировал самый высокий рост в «Народном рейтинге» портала Банки.ру. Также Сбербанк России удостоен международной награды The Bank of New York Mellon (США). 1 марта 2012 года, Москва – В головном офисе Сбербанка России делегация The Bank of New York Mellon (США), возглавляемая г-ном Сергеем Котовым, Главой региона Восточной Европы, вручила Сбербанку России «Награду в признание выдающихся достижений по обработке платежей в сквозном автоматическом режиме в 2011 г.». Указанная награда является свидетельством достижения Сбербанком России высочайшего качества форматирования платежей в долларах США.

В августе 2012 года журнал Euromoney присудил Сбербанку звание «Лучшего банка России» и «Лучшего банка Центральной и Восточной Европы» в финансовой сфере «Awards for Excellence». В рамках ежегодной церемонии награждения за выдающиеся достижения в финансовой сфере «Awards for Excellence» журнал Euromoney присудил Сбербанку звания «Лучшего банка России» и «Лучшего банка Центральной и Восточной Европы».

В мае 2013 года Сбербанк России занял 70 место в рейтинге самых дорогих мировых брендов Brand Z, составленном компанией Мillward Вrown Оptimor (MBO). Сбербанк занял 70 место в рейтинге самых дорогих мировых брендов BrandZ, составленном компанией Мillward Вrown Оptimor (MBO). По оценкам MBO, стоимость бренда Сбербанка за год выросла на 19% и достигла 12,655 млрд долларов США. В результате Сбербанк поднялся в рейтинге на 4 позиции. Сбербанк опередил в рейтинге такие известные бренды, как, Siemens, IKEA, Pepsi, BP, Yahoo!, JP Morgan. Среди российских брендов Сбербанк сохраняет уверенное лидерство.

Согласно рэнкингу топ-1000 крупнейших банков мира по капиталу (Top 1000 World Banks), опубликованному журналом The Banker, Сбербанк занял 34 место, поднявшись на 15 позиций с 49 места в рэнкинге прошлого года.

Изучая показатели лидерства, нами были также рассмотрены материалы западного вебинара - Leadership Competencies of High-Performance Organizations – Лидерские Компетенции высокопроизводительных компаний, где одним из основных показателей market performance в узком смысле был отмечен показатель стоимости акций [5].

На рисунке 1 «Динамика курса акций Сбербанка России» показано, что к 2013 году Сбербанк России повысил курс продажи акций на 20,557 рублей, по сравнению с 2010 годом.

Рис.1. Динамика курса акций Сбербанка России

Все отмеченные достижения стали возможны только благодаря команде, благодаря её лидерству. Лидерство - способ влияния и управления. Сбербанк России достигает все больших высот на внутренних и внешних финансовых рынках, с каждым днем работники Сбербанка решают все больше задач, и делают все необходимое для обеспечения лидерства.

Понятия «команда» и «лидерство» очень часто используются в современном деловом мире. Эти определения в полной мере характеризуют трудовые коллективы Сбербанка. В словаре "Команда" - это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за общие результаты работы. Это группа единомышленников, работающих над решением одной и то же проблемы, а благоприятная атмосфера и взаимовыручка позволяют каждому сотруднику чувствовать себя востребовано, комфортно и реализовано на рабочем месте.

В команде лидером может быть каждый! Исследователи полагают, что лидерский потенциал есть у каждого человека. Процесс раскрытия лидерского потенциала начинается с умения управлять собой, своим состоянием и мотивацией - это внутреннее лидерство. Оно предполагает принятие на себя ответственности и умение держать ситуацию под контролем, способность в отдельных ситуациях брать инициативу в свои руки. Лидер стремится к совершенству, признавая имеющиеся недостатки. В ходе изучения ста компаний, занимающих лидирующее положение на рынке и управляемых своими основателями, выяснилось, что предприниматели как минимум семь раз потерпели неудачу, прежде чем им улыбнулся успех [6]. Лидеры работают над укреплением уверенности в себе. Лидер обладает неиссякаемым запасом энергии. Учёные давно отметили - энергичность заразительна. Эмоциональное обращение с сотрудниками переносится на их отношение с клиентами и деловыми партнёрами. Именно так и формируется дух компании - либо позитивный, либо негативный. И, наконец, лидер создаёт результаты. Лидеры всегда думают о том, как изменить те аспекты жизни, которые не приносят результатов. Лидеры достигают своих целей так, чтобы от этого могли выиграть и другие. Лидер создает положительный опыт, делает то, что побуждает делать еще больше. Таким образом, вопросы лидерства для многих организаций сегодня являются ключевыми. Вместе с тем, несмотря на популярность рассмотрения темы лидерства в научной и учебной литературе, а также и в отечественной практике, до сих пор нет четкого определения этому понятию. Существующие подходы к изyчeнию лидepcтвa (тpaдициoнныe кoнцeпции лидepcтвa, cитyaциoнныe кoнцeпции лидepcтвa и нoвыe тeopии лидepcтвa) позволяют рассматривать лидерство как ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. И, несмотря на то, что окончательный успех зависит от способности всех сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели, в его достижении не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение. Лидеры необходимы там, где нужно вводить перемены. На такие перемены и ориентирована вся деятельность Сбербанка России.

Лидером команды Сбербанка России можно по праву назвать Президента, Председателя Правления Сбербанка России Германа Греф. Это положение неоднократно подтверждалось различными отечественными и международными рейтингами и наградами, полученными Сбербанком. Одна из таких наград - премия «Коммерсант года», полученная им в номинации "Коммерсант-Возрождение". Премия главе Сбербанка присуждена за эффективный кризисный менеджмент и возрождение качества активов. Герман Греф опередил в данной номинации Михаила Фридмана, совладельца консорциума «Альфа-Групп», и Олега Дерипаску, генерального директора компании «Русал». К лидерству стремится и вся команда Сбербанка [4].

Выступая на открытом семинаре-совещании «Современные технологии менеджмента» в городе Рязань Герман Греф и его заместители Максим Полетаев и Лев Хасис отметили: «В современных условиях возрастает необходимость понимания изменений как фактора повышения конкурентоспособности компаний; только конкурентоспособный лидер, использующий лучшие практики для достижения поставленных целей, способен обеспечить конкурентоспособность компании в целом [8].

Сбербанк опубликовал свою стратегию развития до 2018 года. В ней банк определил для себя три основные ценности на ближайшую пятилетку. Они таковы: «я лидер» (это касается каждого сотрудника Сбербанка), «мы команда» (в отношении банка в целом) и «все для клиента».

Согласно документу, крупнейший банк страны намерен увеличить эффективность бизнеса. Но при этом, по планам госбанка, число сотрудников уменьшится на 30 тыс. — с 250 тыс. до 220 тыс. человек, количество отделений уменьшится на 10—20%. При этом эффективность каждого сотрудника Сбербанка и каждого отделения должна будет вырасти [9].

В развитии своей команды Сбербанк делает ставку на молодёжь, так как это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть трудового коллектива, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет, обладающая широким творческим потенциалом, способная принимать и усваивать всё новое.

Для сплочения команды Сбербанк активно использует тимбилдинг (от англ. teambuilding, «построение команды») — одна из моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, являющаяся одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. При этом, командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде. Системообразующим фактором в командообразовании выступает организационная культура, под которой понимают систему норм, правил и моральных ценностей, регламентирующих отношения членов организации друг с другом и с внешней средой.

Рис.2. Основные элементы организационной культуры, используемые для командообразования в ОАО «Сбербанк России»

Процесс формирования организационной культуры важен для эффективного командообразования, прежде всего, возможностью регулирования поведенческих установок персонала на основании тех ценностей, которые приемлемы для организации. В условиях динамично развивающихся финансовых рынков, современной экономики, движимой знаниями и инновациями, спрос на команды, которые могут мыслить кросс-функционально, связывать воедино несколько различных областей развития бизнеса, проектировать передовую бизнес-модель чрезвычайно высок.

Вместе с тем, имеются определённые проблемы, связанные с развитостью филиальной сети Сбербанка. Новые идеи и технологии до периферийных отделений доходят медленнее, а командный дух в таких отделениях будет в большой мере зависеть от личности их руководителей. Для многих руководителей хорошо функционирующая команда что-то, что не вполне подчиняется их власти и действует не по классическим принципам организации, для них такая организация работы является весьма сомнительной. Некоторые из руководителей видят в команде угрозу своей позиции силы, так как многое в команде не поддается контролю. Другие же руководители считают команду полезной для рабочей атмосферы, но бесполезной для результатов работы. В этом случае команда создаётся ради гуманизации труда, но при появлении сложностей в работе ею жертвуют ради более традиционных видов работы.

Анализ научных трудов в области социологии и менеджмента организации, показал наличие двух основных типов команд, традиционным из которых является тип команд, управляемых менеджером. При этом менеджер действует как лидер и отвечает за определение целей, методов их достижения и функционирование данной команды. Сами команды несут ответственность только за реальное выполнение порученной им работы. Команды, управляемые менеджером, характеризуются максимальным уровнем контроля над их членами и той работой, которую они выполняют; они позволяют руководителю осуществлять контроль над процессами и продукцией команды. Вторым типом команд являются самоуправляемые команды. В самоуправляемой команде менеджер или руководитель определяет главную цель команды, но команда пользуется свободой выбора методов для достижения этой цели. Самоуправляемые команды повышают производительность, качество, экономию ресурсов и моральный уровень сотрудников, вот почему такие команды по своей сути являются командами лидеров. Самоуправляемые команды предлагают максимальный потенциал для новаторства, усиливают приверженность целям и мотивацию, предоставляют возможности для организационного обучения и изменений. Однако такие команды требуют чрезвычайно много времени, являются конфликтогенными и их создание может обойтись достаточно дорого. Более того, их достижения чрезвычайно трудно отследить. Вместе с тем, самоуправляемые рабочие команды обычно отвечают за выполнение задачи, управляя своей деятельностью, создавая группу и организационный контекст. Они берут на себя максимальную степень контроля и ответственности.

Самоуправляемые команды могут создаваться в виде так называемых рабочих групп, нацеленных на решение определённой задачи или на разработку и реализацию какого-либо проекта по созданию бизнес-продуктов, внедрению передовых технологий и т.п. Рабочие группы – временные группы, организуемые из специалистов, непосредственно отвечающих за реализацию разных по содержанию функций, создаваемых для решения конкретных задач. В таком случае принципы ''коллективного управления'' позволят максимально использовать творческий и интеллектуальный потенциал сотрудников организации, обеспечить надежность разработки и реализации инновационных проектов.

Чаще всего, самоуправляемые команды являются продуктом самоорганизации и по своему содержанию относятся к гибким структурам в организационной структуре управления. К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры.

Рис.3. Пример создания временной рабочей группы (самоуправляемой команды) в условиях проектной организационной структуры управления

Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность сотрудникам подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.

Рис.4. Пример создания временной рабочей группы (самоуправляемой команды) в условиях матричной организационной структуры управления

Главным достоинством гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целей, что наиболее полно соответствует требованиям рынка и острой конкурентной борьбе, в том числе и в системе финансовых рынков. Формирование гибких структур, даёт возможности командам быть более продуктивными, чем традиционные группы с точки зрения скорости и качества принятия решений.

Таким образом, именно от руководителя в большой степени зависит, получится ли из группы участников настоящая команда. Важный критерий выбора здесь - четкое представление руководителя о принципах работы команды и возможностях гибких структур управления. Содействовать выполнению обязательств и уверенности команды с помощью позитивной обратной связи и одобрения - его основная задача. Руководитель обеспечивает членам команды пространство для проявления себя и участвует в ежедневной работе. Кроме того, он представляет команду с внешней стороны и заботится об устранении всех препятствий для работы.

Таким образом, аппарату управления Сбербанка России необходимо научать руководителей структурных подразделений принципам работы с командой лидеров в гибких структурах управления.

Список используемых источников

  1. Иванов, Ю. Подбор управленческой команды. // Управление персоналом. – 2010. – № 8. – С. 52 – 55.

  2. История развития Сбербанка России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sberbank.ru/moscow/ru/about/today/ - (Дата обращения 07.12.2013г.).

  3. Достижения и награды. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sberbank.ru/moscow/ru/about/awards/ - (Дата обращения 07.12.2013г.)

  4. Программы развития лидерства и бизнес показатели. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrm.ru/blog_programmy-razvitija-liderstva-i-biznes-pokazateli_1189E6- (Дата обращения 07.12.2013г.)

  5. Новые признаки лидерства. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_33/article_2811/- (Дата обращения 07.12.2013г.)

  6. Сбербанк и Греф — лидеры медиаиндекса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sberbank.ru/moscow/ru/about/awards/index.php?id114=11012611 - (Дата обращения 07.12.2013г.)

  7. Герман Греф выступил на открытом семинаре для управленческих команд правительств российских регионов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.7info.ru/index.php?part=news&root=show_news&id_news=143113

  8. Стратегия развития Сбербанка России до 2014 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sbrf.ru/moscow/ru/about/today/strategy/ - (Дата обращения 07.12.2013г.)

  9. Сбербанк удвоится к 2018 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rbcdaily.ru/finance/562949989551840 - (Дата обращения 07.12.2013г.)

  10. Сбербанк России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/companies/sberbank- (Дата обращения 03.12.2013г.)

  11. Мой Сбербанк № 5 / сентябрь 2013, с.7. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bps-sberbank.by/ 432579A7004D99C5/bank/EC24E9887B8005F743257BE30057AC95/ $FILE/sept_2013.pdf - (Дата обращения 07.12.2013г.)

АННОТАЦИЯ

Рассмотрев теоретические и практические примеры лидерства и руководства в команде Сбербанка России, можно сделать следующие выводы: Формирование команды лидеров – рассматривается как перспективный организационный ресурс. Руководители, которые смогли это понять, начинают работать с командами, что позволяет их предприятию сделать ощутимый «скачок» вперед. Таким образом, проблема лидерства с каждым днем становится все более насущной. В современных условиях напряжённой конкурентной борьбы за рынки, выхода на внешние рынки без лидерского потенциала компании невозможно оставаться успешным и востребованным в своём секторе экономики. А руководитель, который не является лидером, не имеет за своей спиной сработанной команды лидеров, вряд ли сможет эффективно управлять своим предприятием.
Просмотров работы: 10432