Испытанием таланта писателя… может служить маленькая вещица, годная в детскую хрестоматию.
М. Пришвин
Пришвин Михаил Михайлович (1873 - 1954) (Приложение 1) русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
Родился 23 января (в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии) в купеческой семье, Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени – в реальном училище, в Риге – в политехникуме, в Лейпциге – в университете. Получил специальность агронома.
Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906. Оставив свою профессию, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по северу, знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги "В краю непуганых птиц", 1907; "За волшебным колобком", 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым [2].
Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы. Рассказы Пришвина очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует [3]. Ярким примером тому служит рассказ «Золотой луг» (Приложение 2). Этот рассказ изучается на уроках литературного чтения в 3 классе («В одном счастливом детстве») по программе Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой.
Проанализируем название рассказа. По словарю Ожегова: луг – участок, покрытый травянистой растительностью. Слово золотой (мн. знач.), в данном контексте употреблено в значении 3: цвета золота, блестяще-желтый [5].
Слово луг вызывает у опрошенных (15 чел) следующие ассоциации: большой, вечер, лето, трава, поле, зеленый, цветы.
Из названия рассказа мы можем догадываться о том, что речь пойдет о природе, а именно о луге, но мы пока не знаем, почему зеленый луг в названии обозначен как золотой.
После работы над названием переходим непосредственно к анализу произведения.
Рассказ начинается с предложения: «У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава». Опираясь на творчество автора, мы понимаем, что повествование идет от лица ребенка. Он говорит, что у них с братом была постоянная забава. Обратимся к словарю, забава – развлечение, игра [5]. Забава у них была в определенное время, «когда созревают одуванчики». Одуванчик - травянистое растение семейства сложноцветных с желтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. Одуванчик - многолетнее травянистое растение, цветет в апреле—июне, иногда повторно осенью. Цветки желтые, многочисленные, собраны в соцветие-корзинку. Плод одуванчика — серо-бурая семянка, несущая хохолок-летучку из белых мягких волосков. Одуванчики подчиняются определенному биологическому ритму. Это ясно прослеживается в периодичности суточного распускания его соцветий: ровно в 6 часов утра желтые корзинки разворачиваются (Приложение 3) и ровно в 3 часа дня закрываются (Приложение 4); реагируют соцветия и на влажность атмосферы - в пасмурную погоду корзинки также закрываются, защищая пыльцу от влаги. Всем известны семена-парашютики этого растения (Приложение 5): окончательно созревшие, они легко срываются с корзинки легким дуновением ветра и уносятся на значительные расстояния (до сотен метров) от материнского растения. Период цветения одуванчика один из самых продолжительных - с ранней весны и до осени. [4].
Одуванчики возвращают нас в название рассказа, так как одуванчики желтого цвета, а луг золотой, то есть блестяще-желтый. Слова «одуванчики» и «золотой» относятся к одной тематической группе и в контексте являются контекстуальными синонимами. Также слово «золотой» является эпитетом, который символизирует красоту и яркость луга, а также его ценность. По словарю Ожегова: ценный - с большими достоинствами, важный, нужный. Этим автор хотел показать, что у луга, описанного в рассказе, есть свои достоинства и своя необычность. Читатель делает вывод о том, что речь в рассказе пойдет именно об одуванчиках, а точнее о целом луге.
«Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту». Далее идет рассказ об одной истории из жизни героев. Они идут на свой промысел. Промысел - добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы [5]. Он — впереди, я — в пяту: по этой фразе мы можем понять, что брат рассказчика скорей всего старшего его, он идет впереди, а сам рассказчик младше – в пяту. Обратимся к словарю. Пята - по пятам ходить, гнаться за кем-нибудь (следом за кем-нибудь, не отставая) [5].
Далее идет продолжение рассказа ребенка, описание их забавы: «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие».
В этой части мы узнаем, что старшего брата зовут Сережа. Второй ребенок позвал его деловито – толково и серьезно, чтоб не показаться подозрительным, не привлечь лишнего внимания. «А я фукну ему одуванчиком прямо в лицо»: слово фукну - (разг.) что или на что. Дунуть или дунув, задуть или сдуть [5]. Здесь и начинает игра детей. А в роли забавы у них выступают созревшие одуванчики. Обратим внимание на то, как называет рассказчик одуванчики. Для него это неинтересные цветы, которые предназначены только для забавы. В толковом словаре: неинтересные - не возбуждающий интереса, скучный.В этом абзаце Пришвин использует разговорный стиль: «фукну», «забава». Этим он показывает, что одуванчики для детей были неприметными цветами, с которыми можно было только играть, они не вызывали никакого эстетического интереса и наслаждения.
«Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». В этом предложении одуванчики показаны в другом свете. Из неприметных цветов они стали красивыми для мальчиков. В этой частииспользован повтор наречия «красиво» для того, чтобы передать, как действительно все восхищались красотой этого луга.
«Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый». Предложение начинается со слова «однажды», это говорит о том, что действие приобретет новый поворот. Из этого предложения мы понимаем, что рассказчиком является мальчик. Также здесь сделан акцент на время суток и на цвет луга. Утром луг зеленый. В следующем предложении сказано, что днем луг золотой. «Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой». «Я стал наблюдать». «К вечеру луг опять позеленел». Слово «опять» говорит о переменчивости, изменении, чередовании цвета луга с зеленого на золотой и наоборот.
«Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым». Мальчик решил выяснить, почему так происходит, пошел и «отыскал одуванчик». Это словосочетание показывает то, что мальчик его искал, но ведь их на лугу множество? Значит, он не смог его найти в том виде и цвете, в котором он его привык видеть каждый день. Оказывается, эти скромные, хорошо известные всем цветы ложатся спать и встают вместе с детьми. Именно поэтому луг днём кажется золотым, а утром, когда одуванчики ещё не проснулись и их лепестки сжаты, как пальчики, луг обычный, зелёный. Писатель сравнивает жизнь одуванчиков с жизнью детей, а их лепестки — с пальцами. Благодаря такому сравнению цветы кажутся нам живыми.
«С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали». Раскрытие тайны одуванчиков помогло мальчику по-другому взглянуть на эти цветы.
Рассказ условно можно разделить на 2 части. Первой части посвящен лишь маленький абзац, в котором показана забава с одуванчиками, а второй части посвящена большая часть рассказа, а именно описанию одуванчиков как красивых, интересных цветах. Появляется противопоставление. Сравним ключевые слова из первой и второй части. В начале это был разговорный стиль: забава, фукну, неинтересные; который плавно перешел в более высокий: золотой, красиво, интересный. Эти слова являются контекстуальными антонимами.
Узнав такое необычное свойство одуванчиков, ребята через их простоту и неприметность смогли увидеть красоту, ценность и необычность.
Произведения М.М.Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота и ценность. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним. В рассказе «Золотой луг» мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем. Писатель поведал о замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером.
М. М. Пришвин написал много книг о природе. Своими произведениями он приближает жизнь природы к жизни детей, стремится сделать её доступной, интересной и понятной им [3].
Литература
Бунеев Р.Н, В одном счастливом детстве. Ч.1: книга для чтения в 3-м классе/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2001. – 192 с.
Варламов, А. Н. Пришвин/ А. Н. Варламов. – М. : Мол. Гвардия, 2003. – 548 с.
Зотов, И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина: Пособие для учителей/ И.А. Зотов. - М.: Просвещение, 1982. - 80 с.
Лавренова, Г. В. Энциклопедия лекарственных растений / Г.В.Лавренова, В.К.Лавренов. – СПб.: Донеччина, 1997. – 471с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Приложение 1
Приложение 2
Михаил Михайлович Пришвин
Золотой луг
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту.
«Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Приложение 3
Раскрытые цветы одуванчика
Приложение 4
Закрытые цветы одуванчика
Приложение 5
Созревший одуванчик