РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Малышева М.В. 1
1Кемеровский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения развитых стран. Она играет важную роль в социально-экономической, общественно-политической, финансово-бюджетной сферах общества и связана с системой заработной платы, налоговой системой, состоянием на рынке труда и др. Причины, определяющие необходимость реформирования пенсионных систем различны. Среди них: экономическая конъюнктура и снижение темпов экономического развития; изменения в социальной структуре; рост занятости женщин; рост уровня доходов пенсионеров; состояние демографического перехода и др.

Основная цель реформ системы пенсионного обеспечения это повышение эффективности ее функционирования, финансовое оздоровление; адаптация к изменениям в общественных потребностях и предпочтениях, к изменяющимся экономическим, демографическим и социальным условиям.

Конец XX – XXI вв. характеризуется сильнейшими изменениями в половозрастной структуре населения мира. Увеличения средней продолжительности жизни и сокращение смертности столкнули человечество с новым демографическим вызовом и этот вызов – «старение населения».

Демографическое старение населения – это увеличение доли пожилых людей в населении. Данный демографический процесс накладывает отпечаток на все стороны жизни общества и сталкивает его с рядом очень серьезных проблем. Одна из таких проблем – кризис системы пенсионного обеспечения. Стоит отметить, что это демографическое явление охватывает почти все страны мира, а не только экономически развитые. Уровень старения населения значительно отличается в разных странах мира, но уже сейчас можно сказать, что все они, в той или иной степени, столкнулась с последствия этого явления.

Практически все экономически развитые страны испытывают проблемы с эффективностью функционирования системы пенсионного обеспечения, которая просто не способна обеспечить резко увеличившуюся долю лиц старше трудоспособного возраста. Такая демографическая ситуация способствует увеличению финансовой нагрузки на экономику. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей для многих стран. Это обуславливает необходимость пенсионных реформ, включающих повышение пенсионного возраста, частичную отмену пенсионных льгот, ввод элементов инвестирования средств, предназначенных на выплату будущих пенсий и др.

Пенсионная система – это система социальной взаимопомощи, обеспечивающая достойные условия жизни тем, кто утратил доходы от трудовой деятельности, в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Инструментом, обеспечивающим такие условия, является трудовая пенсия, выполняющая функции переноса дохода людей из трудоспособного этапа жизни на период, когда человек теряет способность к труду.

Первые пенсионные системы стали появляться в мире в XIX веке. Основную роль в национальных системах пенсионного обеспечения играли государственные пенсионные системы, основанные на перераспределительном механизме. Основным фактором, определяющим устойчивость перераспределительного механизма, является возрастная структура населения, точнее, соотношение численности населения находящегося в трудоспособном возрасте и численности населения находящегося в возрасте старше трудоспособного. В такой системе пенсии выплачиваются за счет текущих взносов в пенсионную систему. В ряде стран, таких как Франция и Германия, распределительные системы сохранились и в наши дни. В большинстве других стран распределительная основа осталась в виде базовой минимальной пенсии, в то время как основные пенсионные накопления формируются в накопительной составляющей, основанной на инвестировании взносов. Взносы производятся за счет средств работодателей и работников. Существует полностью накопительная пенсионная система, представленная в Чили [1].

Россия имеет богатую историю развития пенсионных систем. Еще при Петре I в XVIII веке было введено пенсионное обеспечение вдов и сирот морских чинов. В последующем, в XVIII – XIX вв., пенсионное обеспечение за государственный счет постепенно вводилось для различных категорий военнослужащих, а также для гражданских лиц [1].

В XIX веке получили распространение эмеритальные кассы, именно с них началось зарождение добровольного пенсионного обеспечения в России. Эмеритальная касса – это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное количество лет участия в кассе или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременными пособиями) как самим участникам, так и членам их семьи в случае гибели кормильца [2].

В советское время пенсионное обеспечение носило сугубо распределительный характер, основанный на принципе «солидарности поколений». В плановой экономической системе социальное обеспечение, а с ней и системы пенсионного обеспечения, зависело от общего состояния бюджета страны.

В течение последних 30 лет в бывшем Советском Союзе численность и доля населения, получающего пенсии и социальные пособия, постоянно увеличивалась с 10,1% в 1960г. до 16,9% в 1970г. и 18,8% в 1980г., достигнув 20,4% в 1987г. Это явилось причиной роста доли расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны: с 6,8% в 1960г. до 7,9% в 1970г., 10,1% в 1980г. и 11,8% в 1987г. Оно потребовало увеличения взносов на социальное страхование (максимального значения тарифов) с 9,0% в 1970г. до 14,0% в 1982г. и до 30,0% к концу оплаты труда в 1990г. [3]. Это потребовало радикальной реформы системы социального обеспечения и страхования в России.

В государственных пенсионных системах, основанных на принципе «солидарности поколений», поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической нагрузки на трудоспособное население (за счет увеличения и без того достаточно высоких пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению пенсионного возраста.

К моменту распада СССР и появлению нового государства – Российской Федерации – в пенсионной системе страны накопилось немало проблем. Особенность кризиса государственной пенсионной системы России, как и собственно, в большинстве других бывших постсоциалистических странах и странах СНГ, состоит в том, что неблагоприятные демографические тенденции в них наложились на экономические и социальные изменения.

В течение 1990-х годов тенденция старения населения усилилась. Этот процесс развивался в условиях переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсий. Чтобы решить эти проблемы, в Правительстве были разработаны концепции преобразования пенсионной системы.

В конце 1990г. социальные министерства Российской Федерации разработали «Основные принципы и направления социальной политики Российской Федерации в 1992 – 1993гг.». В этой программе ставились задачи формирования трехуровневой пенсионной системы в России (государственная социальная пенсия, государственная трудовая пенсия и частная пенсия).

В мае 1995г. правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Одним из шагов этой концепции становится создание в 1997 г. системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан, которая повысила качество управления пенсионной системой за счет создания индивидуальных лицевых счетов, на которых фиксируется информация о трудовой деятельности человека, необходимая для назначения пенсии и других социальных выплат.

Результатом разработанного во второй половине 1990-х гг. проекта преобразования пенсионной системы стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002г. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Ключевым фактором формирования пенсии в новой системе стали страховые взносы. Переход к рыночной экономике отразился на пенсионной системе введением дополнительного элемента – накопительной части пенсии, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

Отличительными чертами новой пенсионной системы в процессе ее преобразования являются введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих. Так, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

После принятия новой пенсионной системы постоянно проводятся шаги по повышению ее эффективности. Так, с 1 октября 2008г. запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии.

В 2010г. Пенсионный фонд проводит валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж.

Еще одно важное нововведение 2010г. – единый социальный налог с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

В результате проводимых с 2002г. преобразований пенсионной системы, установлен гарантированный минимальный уровень материального обеспечения пенсионера; проведена валоризация; созданы экономические и правовые предпосылки формирования пенсионных прав будущих получателей трудовой пенсии с учетом требований международных норм; увеличен средний размер трудовой пенсии, так в 2012г. он составил 9706,1 рублей, с 2002г. он увеличился в 6,5 раза в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном [4]. Проводимая пенсионная политика направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий, но, несмотря на это не были достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, которые позволили бы ей эффективно функционировать в условиях новых экономических и демографических вызовов.

В дальнейшем, если не предпринять никаких шагов по оптимизации пенсионной системы, в условиях действующего законодательства, такая система приведет к ряду негативных социально-экономических последствий. Среди которых: невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне; нарастание рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов; отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (до 3% от ВВП). Существенной модернизации требует накопительная составляющая пенсионной системы в части, касающейся обеспечения финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и гарантий исполнения ими в полном объеме обязательств по выплате пенсий. Важно упомянуть о создании эффективной системы контроля за инвестированием средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, а также расширения перечня финансовых институтов, участвующих в соответствующих правоотношениях, и инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Чтобы решить накопившиеся проблемы, для поддержания баланса пенсионных выплат в долгосрочной перспективе, в конце декабря 2012г. премьер-министр РФ Д.А. Медведев своим распоряжением утвердил Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и план-график подготовки проектов федеральных законов по её реализации Основными целями стратегии являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

В рамках Стратегии предполагается обеспечить 40%-й коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости и приемлемый уровень пенсий для среднего класса; обеспечить минимальные пенсионные гарантии и адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей; обеспечить сбалансированность формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; повысить эффективность накопительной составляющей пенсионной системы [5].

Стратегия предусматривает реализацию в Российской Федерации трехуровневой пенсионной модели:

1-й уровень - трудовая пенсия в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%;

2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

3-й уровень - частная (негосударственная) пенсия. Формируется самим работником (физическим лицом) за счет собственных добровольных взносов [5].

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации будет протекать в три этапа. Первый этап направлен на решение следующих вопросов: стимулирование развития негосударственного пенсионного обеспечения; пенсионная формула; система гарантий сохранности пенсионных накоплений, право выбора порядка уплаты страховых взносов для самозанятых; продление программы государственного софинансирования; оценка условий труда; комплексное преобразование института досрочных пенсий; возможность выбора соотношения размеров страховой и накопительной частей будущей трудовой пенсии. Реализовать этот этап планируется в 2013-2014гг.

Второй этап (2014-2015гг.) предусматривает установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем; совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования; организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Третий этап (2016-2030гг.). В долгосрочной перспективе Стратегия предлагает предоставить самозянятым гражданам право выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав. Также должен быть определен дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии, стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста. Помимо этого планируется уточнение параметрических условий пенсионной системы Российской Федерации в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан.

Реализация Стратегии началась в 2013г., и уже можно говорить о первых результатах. Так, 23 декабря 2013г. Государственной Думой РФ были приняты законы о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии.

В частности, приняты законы «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О внесении изменений в статью 11 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».

В соответствии с законом «О страховых пенсиях» с 1 января 2015г. в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов), наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

С 1 января 2015г. величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством.

Фиксированная выплата - обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты для работающих пенсионеров, выбравших назначение пенсии позднее возникновения права на нее, применяются повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества месяцев, которые проработал пенсионер.

Формула размера страховой пенсии представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по старости.

Пакетом законов накопительная часть пенсии выводится из состава страховой и будет самостоятельной.

Согласно закону "О накопительной пенсии" исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как в настоящее время производится расчет накопительной части трудовой пенсии - сумма пенсионных накоплений делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

Сегодня пенсионная система Российской Федерации находится под влиянием ряда экономических и демографических факторов, таких как, изменения в структуре занятости, инфляция и невысокие размеры заработной платы; неустойчивые показатели производительности труда, большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. Такая сложная ситуация является причиной изменений происходящих в современной пенсионной системе России. Основной задачей Правительства РФ является реформирование пенсионной системы, отвечающей всем социально-экономическим вызовам, с которыми она столкнулась.

Список литературы

1. Бровчак, С. В. Пенсионное обеспечение: российский и зарубежный опыт [Текст] / С. В. Бровчак; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008, - 78 с.

2. Бабич, А. М. Экономика социального страхования [Текст] / А. М. Бабич, Е. Н. Егоров, Е. Н. Жильцов. - М.: ТЕИС, 1998, - 189 с.

3. Капустина, О. В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного России // Социальное и пенсионное право, 2013, №1.

4. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров // gks.ru – 2013 [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm (дата обращения 15.12.2013).

5. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации №2524-р от 25 декабря 2012 г.

Просмотров работы: 10116