ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДАМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДАМ

Абдулаева К.О. 1, Колотай И.А. 2
1Институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Сургуте, Россия
2Институт экономики, управления и права, филиал ФГБОУ ВПО «ТюмГУ», г. Сургут, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях старения населения, недостаточной рождаемости, невысокого размера государственного пенсионного обеспечения возникает вопрос о дополнительных возможностях формирования дохода граждан после получения ими пенсионных оснований. В этом вопросе существенна роль негосударственных пенсионных фондов и специализированных страховых компаний. Возможность перевода накопительной части пенсии в Негосударственный Пенсионные Фонды (НПФ) появилась с 1 января 2004 г. Спустя 2 года НПФ начали осуществлять деятельность по управлению накопительной частью трудовой пенсии, что говорит о повышении доверия к НПФ.

Вообще, под Негосударственным пенсионным фондом (НПФ) понимают особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основная задача НПФ состоит в негосударственном пенсионном обеспечении граждан РФ. Юридическим основанием для деятельности негосударственных фондов является Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Для решения главной задачи, негосударственные пенсионные фонды реализуют ряд функций, в число которых входит сбор средств граждан, их размещение с последующим распределением прибыли, полученной от вложения денежных средств. Помимо этого, НПФ осуществляют оформление всех необходимых для выдачи пенсий документов и непосредственно выплату денежных средств гражданам. Вместе с тем, вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое лицо, передающее накопительную часть пенсии своих сотрудников в НПФ.

Негосударственные пенсионные фонды инвестируют полученные от вкладчиков денежные средства в активы и получают прибыль в виде процентов. Часть её НПФ оставляет себе в качестве вознаграждения и в счёт оплаты издержек, другая часть формирует страховой резерв, а остальное прибавляется к суммам, внесённым вкладчиками, формируя пенсию. Когда вкладчик (физическое лицо) достигает пенсионного возраста, НПФ определяет размер пенсии, а также порядок её получения.

Выбор НПФ осуществляется по многим критериям, среди которых опыт его работы в данной сфере, состав учредителей, размер резервов фонда, а также совокупный объём пенсионных взносов. Все эти показатели свидетельствуют в основном о надёжности НПФ, что является наиболее важным для вкладчиков, доверяющих фонду своё будущее.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд так же аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

В целом по состоянию на 31 декабря 2012 г. в России действовали 146 негосударственных пенсионных фонда, пенсионные резервы которых превышали 700 313 млн. рублей. Общее число участников НПФ — 6,6 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получают более 1,470 млн. человек.

Рис.1. Динамика роста количества НПФ в России

Изменение количества НПФ в период с 2008 по 2012 год преимущественно связано с ужесточением требований со стороны законодательства к НПФ.

Сегодня, всё чаще профессиональный менеджмент, высокотехнологичная инфраструктура, а также многолетняя деятельность на российском рынке позволяет НПФ реализовывать разнообразные пенсионные программы в соответствии с запросами вкладчиков. Особое внимание НПФ уделяет разработке и реализации корпоративных пенсионных программ. В этом случае размер пенсионных взносов определяется работодателем и может различаться в зависимости от категорий сотрудников, их заработной платы, возраста, стажа и других показателей. Работодатель может установить в пенсионной программе определенные условия, при выполнении которых, сотрудник получает право распоряжаться пенсионной суммой, сформированной за счет взносов работодателя. В таблице рассмотрены традиционно используемые корпоративные пенсионные программы.

Таблица

Примеры корпоративных пенсионных программ, реализуемых НПФ

Программа

Содержание

Пенсионная программа на основе Именных счетов

Работодатель перечисляет пенсионные взносы в пользу конкретных сотрудников — участников, которые учитываются на Именных пенсионных счетах, открытых в пользу участников.

В программах с совместным финансированием пенсионные взносы уплачиваются как работодателем, так и участниками.

НПФ ведет раздельный учет пенсионных взносов Компании и участников. При наступлении у участника пенсионных оснований или в момент получения им права распоряжения пенсионной суммой, сформированной за счёт взносов работодателя, пенсионная сумма переводится на Именной пенсионный счет участника. Назначение и выплата пенсии участнику осуществляется при наступлении у него пенсионных оснований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Пенсионная программа на основе Солидарного счета

Работодатель перечисляет пенсионные взносы в пользу группы сотрудников — участников, которые учитываются на Солидарном счете Компании. При наступлении у участника пенсионных оснований или в момент получения им права распоряжения пенсионной суммой, сформированной за счёт взносов работодателя, работодатель определяет пенсионную сумму участника, которая переводится с Солидарного на Именной пенсионный счет участника. В программах с совместным финансированием пенсионные взносы уплачиваются как работодателем, так и участниками.

НПФ ведет раздельный учет пенсионных взносов Компании и участников. Назначение и выплата негосударственной пенсии участнику осуществляется при наступлении у него пенсионных оснований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные пенсионные планы

Индивидуальному участнику НПФ предлагает формировать негосударственную пенсию для себя и своих близких. Для этого необходимо заключить с НПФ договор негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу или в пользу третьего лица. Вкладчик самостоятельно определяет размер пенсионных взносов, периодичность и продолжительность их уплаты, а также по желанию, назначает правопреемника (правопреемников).

Фонд инвестирует пенсионные взносы и начисляет на них инвестиционный доход. За счет этого происходит прирост пенсионный суммы на Вашем индивидуальном пенсионном счете.

НПФ осуществляют инвестирование средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений с целью обеспечения их оптимального вложения в соответствии с законодательными требованиями и инвестиционной политикой, обеспечивающими: сохранность средств; получение стабильной доходности; обеспечение ликвидности и диверсификации; информационную прозрачность; профессионализм управляющих; управление рисками и оценку эффективности инвестиций.

В связи с чем, в деятельности НПФ появляется ряд определенных рисков (рис.2). Риск - это возможность появления того или иного неблагоприятного события, отрицательно сказывающегося на доходности инвестиций.

Рис.2. Классификация рисков в деятельности НПФ

Финансовый риск подразумевает под собой возможность незапланированного изменения финансового результата.

Ценовой риск подразумевает возможность незапланированного изменения цены на актив. Негосударственные пенсионные фонды должны учитывать этот риск при определении достаточности своих активов для выполнения обязательств перед клиентами.

Валютный риск – риск неблагоприятного изменения валютного курса. Учитывать этот риск необходимо при размещении негосударственными пенсионными фондами активов в валютные инструменты.

Риск ликвидности – невозможность в течение короткого промежутка времени реализовать актив по устраивающей продавца цене.

К страновым рискам относятся риски демографические, политические и законодательные:

- демографические риски – риски связанные с неблагоприятным изменением демографической ситуации. Демографические риски влияют на деятельность негосударственных пенсионных фондов, работающих с пожизненными пенсионными программами.

- политические риски – риск изменения политической системы с негативными последствиями для рассматриваемого рода деятельности. В настоящее время этот риск является малозначительным.

- риски изменения законодательства – риски, включающие в себя негативное для деятельности НПФ изменение законодательства. За последние 8 лет законодательство по пенсионному обеспечению менялось 3 раза. Меняющееся законодательство не способствует повышению доверия населения к пенсионной системе.

Налоговые риски – риски того, что налоговый орган при налоговой проверке признает операцию облагаемой налогом. Налоговый риск может возникать также в том случае, если налоговый орган признает сделку недействительной (притворной или мнимой).

Операционные риски являются одними из наиболее часто возникающих в процессе деятельности и их доля в потерях при деятельности негосударственных пенсионных фондов может быть весьма существенной.

Управленческие риски – риски, возникающие в результате ошибочных управленческих решений руководства. Возникновение этих рисков возможно при недостаточной компетенции руководства, как в вопросах пенсионного обеспечения, так и в вопросах менеджмента и кадровой политики.

Актуарные риски – риски, связанные с вероятностью неправильного расчета обязательств негосударственного пенсионного фонда.

Технологические риски – риски связанные с программным обеспечением происходящих процессов, системой документооборота по причине неэффективности используемых технологических процессов и работы персонала.

В связи с этим, вкладчики при выборе НПФ должны руководствоваться тем, внедряют ли НПФ систему управления рисками или нет. Под системой управления рисками понимают комплекс методов и действий, направленных на ограничение последствий рисков, связанных с инвестированием.

В целях внедрения системы контроля над риском НПФ должны устанавливать допустимые размеры риска, проводить постоянный мониторинг, количественный и качественный анализ рисков, ранжировать риски по их значимости, оценивать ущерб от их возникновения, создавать и применять методики определения рисков, а также прогнозировать их возникновение с использованием методик мониторинга, предупреждения и минимизации последствий рисков. В числе методов управления рисками чаще используются методы оценки рисков независимыми экспертами, моделирование, контрольные списки источников рисков, определение возможных потерь.

Проблемным остаётся тот факт, что вкладчики остаются безучастными в процессе размещения НПФ средств фонда в рисковые активы, а, следовательно, не могут влиять на степень защищённости собственных вложений от рисков, что, на наш взгляд, в условиях равноправности субъектов рыночных отношений не допустимо. В целях защиты интересов вкладчиков нам представляется интересным методика индивидуального доверительного управления, разработанная и используемая управляющей компанией «Арсагера» [3]. Работа системы управления рисками в УК «Арсагера» осуществляется по следующей схеме:

Рис.3. Система управления рисками в УК «Арсагера»

В договоре доверительного управления используется Инвестиционная декларация (ИД), являющаяся приложением к договору, заполнив которую, клиент определяет и фиксирует свою индивидуальную меру риска. Конечно, в полной мере нельзя соотносить задачи пенсионного фонда с деятельностью управляющей компании, но в вопросах рискового размещения финансовых средств задачи этих финансовых институтов едины.

В этой связи, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов обсуждает другой механизм по предоставлению гарантий пенсионерам, по его словам «Те, кто не справляется с высокими требованиями по отношению к негосударственным пенсионным фондам, должны будут с рынка уйти. Но для нас это лучше пережить сейчас, в течение 2014 года». Вице-премьер отметил: «У нас есть резерв для того, чтобы покрыть такие потери, защитить людей - никто не остается незащищенным - нежели допустить масштаб бедствия несколько лет позже. Значительно хуже, когда эти пенсионные фонды, у которых сейчас уже есть большие необеспеченные обязательства, могут эти обязательства значительно увеличить, обманув людей» [5].

Таким образом, следует учитывать, что нестабильность в финансовой сфере, в том числе высокая инфляция, девальвация национальной валюты, неустойчивость банковской системы, неразвитость инфраструктуры рынка капиталов значительно повышают риски в инвестировании пенсионных накоплений. Поэтому важно всесторонне создавать условия для достижения доверия граждан НПФ, их уверенности в завтрашнем дне.

Список использованных источников:
  1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ

  2. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1077 (с изменениями) «О негосударственных пенсионных фондах»

  3. Система управления рисками [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.arsagera.ru/products/idu/sistema_upravleniya_riskami/

  4. "Известия": россиян "привяжут" к НПФ на пять лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finmarket.ru/finances/article/3585953

  5. Шувалов: деньги в НПФ не пропадут, даже если что-то случится [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finmarket.ru/economics/article/3574979

Просмотров работы: 2857