Студент во время обучения в университете подвергается многочисленным факторам риска, которые провоцируют возникновение дисбаланса регуляторных систем, пик которых, в первую очередь, приходится на экзаменационный период. Именно в это время студент подвержен сильному психоэмоциональному стрессу, что может привести к десинхронизации функционирования организма и, в дальнейшем, как результат - к психосоматическим патологиям.
Стресс, как неспецифическая адаптивная реакция организма на экстремальные внешние факторы, является необходимым для поддержания постоянства внутренней среды и адаптации к новым условиям [1]. При слабом воздействии на организм раздражителей, вырабатывается «эустресс» - положительная реакция с незначительной мобилизации внутренних резервов, когда организм начинает приспосабливаться к изменениям внешний среды, тогда как при более сильном раздражений наблюдается явление «дистресса», выраженное снижением адаптивных резервов и подавлением механизмов антистрессорной защиты [2] .
Известно, что в экзаменационный период у студентов возникает психоэмоциональное напряжение (особенно у «хорошистов» и «отличников»), которое может привести к дистрессу, сопровождающийся нарушениями нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем [3,4]. Также стоит отметить, что, вызванное стрессом психоэмоциональное напряжение способно вызвать сдвиг в нормальной, синхронизированной работе вегетативной нервной системы, увеличению активности симпатического отдела ВНС. С внедрением федерального государственного стандарта 3-го поколения, включающего бально-рейтинговую систему (БРС) контроля знаний, определяющего систематическую работу студентов, снижение субъективных компонентов обучения, возможно снижение уровня психоэмоционального стрессирования у хорошо обучающихся, мотивированных студентов в экзаменационный период, тем самым уменьшить риск возникновения психосоматических отклонений.
Целью данной работы является изучение степени психоэмоционального напряжения студентов в экзаменационный период и роль БРС, как фактора снижающего уровень стрессированности организма.
Материалы и методы:
В исследовании приняли участие 35 студентов-добровольцев 1 и 2 курса Медицинского института СВФУ. Средний возраст - 18±2 лет. Студенты были поделены на две группы. 1 группу (А) составили студенты, получившие качественную оценку «автоматом» во время экзамена (n=17, юноши = 6, девушки = 11). Во 2 группу (Э) – студенты, которые сдающие экзамены (n=18, юноши = 5, девушки = 13). Исследование проведено непосредственно перед экзаменом с использованием метода кардионтервалографии (по Р.М.Баевскому) на аппаратно-программном комплексе «ВедаПульс» производства ООО «Биоквант» (Россия, Новосибирск).
Результат исследования:
Для исследования были отобран метод оценки вариационного ритма сердца (ВРС) по Р.М. Баевскому. Этот метод включает такие показатели, как индекс напряжения (ИН), характеризующий степень централизации управления сердечным ритмом, а также стресс-индекс, указывающий на природу стресса. [5]
Рис.1. Индекс напряжения у студентов двух групп (у.е.)
В нашем исследовании было выявлено высокий индекс напряжения у девушек, сдающих экзамен (рис.1). Показатель в 215 у.е. ИН свидетельствует о наличии компенсированного дистресса, который влечет за собой повышенную энергозатратность организма. При этом человек способен справляется с нагрузками, может к ним адаптироваться, но со значительным истощением жизненных ресурсов. Наблюдаются все признаки тревожности, вызванные страхом перед экзаменом. Это чувство тревоги способно также вызвать у человека повышение ИН.
Стоит также отметить равенство показателей индекса напряжения у девушек группы «А» и юношей группы «Э». Следует отметить, что такое гендерное различие в первую очередь зависит от уровня стрессоустойчивости организма. По-видимому, юноши менее подвергнуты влиянию стрессовых факторов и более спокойно реагируют на стрессовые ситуации, чем девушки, которые являются более эмоциональными [4]. Так, например, в стрессовый экзаменационный период у девушек, в отличие от юношей, уровень влияние симпатического отдела на сердечно-сосудистую систему
Следующий показатель, стресс-индекс, позволяет увидеть качество стресса.
Рис.2. Уровень стресс-индекса у студентов в экзаменационный период. («Э» - экзамен, «А» - автомат).
Следует отметить, что некомпенсированным дистрессом обладают студенты группы «Э», что является негативным проявлением стресса, который может вести за собой функциональные расстройства органов (рис.2). Это говорит о том, что организм, активно затрачивая адаптивные ресурсы, не может нормально восполнить их уровень, что приводит к психоэмоциональному перенапряжению с сопутствующими нарушениями функциональных систем. Наоборот, студенты, получившие «автомат», более спокойно переживают экзаменационный период.
Заключение:
Таким образом, девушки более подвержены психоэмоциональному напряжению в экзаменационный период, что оказывает влияние на избыточную затрату адаптивных ресурсов, недостаток которых может вызвать психосоматические патологии. Юноши, как и девушки, также имеют большой процент некомпенсированного дистресса, однако, у тех, кто получил оценку «автоматом», уровень дистресса меньше, чем у сдающих.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности систематического обучения с использованием БРС у хорошо обучающихся студентов, что характеризуется низким уровнем психоэмоционального напряжения.
Список литературы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Селье,_Ганс
Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентсность организма. Р-н-Д, Изд-во Ростовского Университета, 1979. – 126 с.
Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. - 2000. -Т. 26. -№ 5.- С. 93–98.
Е.Н.Николаева, О.Н.Колосова, А.П.Яковлева, Н.В.Мельгуй. Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Cевере и возможность их коррекции. //Вестник СВФУ им. М.К.Аммосова, Якутск, 2012, том 9, № 4, стр.25-32.
Баевский P.M., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечно го ритма: теоретические аспекты и возможности клини ческого применения. Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001.- 3. с. 106 -127