ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСТВО: ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСТВО: ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛИИ

Кафизова А.А. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для нашей страны в современных условиях идея духовного просвещения имеет особое значение. Это связано с тем, что современное российское общество находится в состоянии конфликтности. В конфликтности не только с внешним миром, но и внутренним. Общество постепенно утрачивает свои жизненные ориентиры, все больше и больше наполняется западной идеологией. Идеологией индивидуализма, эгоизма, цинизма, обогащается культом насилия. Люди становятся все больше и больше безучастными по отношению к своим родным, близким, по отношению к государству, тогда как государство стремится обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни. В связи с этим состояние современного российского общества требует возврата такого устойчивого духовного принципа, на которое можно было бы опереться и через этот принцип изменить сознание людей. Этим принципом и может стать патриотизм. Для правильного понимания сущности патриотизма целесообразно рассмотреть само понятие «патриотизм». Это очень важно еще и потому, что значительная часть российского общества часто даже не задумывается всерьез о сущности и содержании патриотизма как общественного явления.

Для рассмотрения сущности этого понятия следует начать с этимологии понятия. В Российской педагогической энциклопедии автор ссылается на то, что слово «патриотизм» восходит к греческому патрис («родина», «отечество»), патриотес («соотечественник») и означает «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [2].

Но сущность данного понятия меняется в зависимости от конкретного исторического периода, от рода деятельности человека его трактовавшего и от политического влияния руководителя, правившего в конкретный исторический период, от целей и задач, которые ставит общество.

Хотелось бы рассмотреть патриотизм с точки зрения философов, так как именно они рассматривают это понятие под углом духовности, некоего внутреннего состояния человека, побуждающего его совершать те или иные поступки в соответствии с внутренними желаниями и потребностями.

Так, например писатель, мыслитель XVIII века А.Н. Радищев трактует понятие патриотизма с точки зрения не только философской, но и правовой. По мнению А.Н. Радищева, патриотом является тот, кто служит своей Родине бескорыстно, делает все для Родины и во имя Родины, для развития в ней демократических порядков. То есть, по его мнению, «достаточно ненавидеть монархизм и крепостничество, развивать демократические порядки, и ты – настоящий патриот» [7].

Его современник, выдающийся историк XVIII века, Н.М.Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости» определяет патриотизм «как любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [4]. Он различает три вида любви к своей Родине. Это:

- физическая любовь к Отчизне, под ней подразумевается любовь к тем местам, где ты родился и воспитывался;

- моральная любовь к Отчизне, любовь к тем людям, с которыми ты рос и воспитывался;

- политическая любовь, т.е. чувство гордости за свою страну, за ее славу.

Н.А. Добролюбов, известный критик и литератор XVIIII века, рассматривает патриотизм с точки зрения принесения пользы той стране, где проживаешь. Данное чувство исходит от желания делать добро, и, самое главное, никто не может осуждать людей, покинувших свою историческую родину, так как бывают полезнее в другой стране, чем в своей [3].

А.И. Герцен, писатель и философ XVIIII века, определяет содержание патриотизма как готовность жертвовать своими личными интересами на благо своего народа [1].

Очень интересна мысль Н.Г. Чернышевского, известного революционера XVIIII века, о патриоте. Он считает патриотом человека, просвещающего русский народ, чьи интересы и деятельность подчинены «великой идее служения на пользу своего отечества» [5].

Таким образом, рассмотрев точки зрения философов можно прийти к выводу о том, что для рассмотренных выше философов под патриотизмом понималась любовь к своей Родине. Различалась лишь форма проявления этой любви. Для одних, например, любовь проявлялась в развитии демократических порядков, для других патриотизм исходит от желания делать добро.

Автор считает, что патриотизм – это чувство возвышенное, духовное. Патриотом является тот человек, который любит свою землю, свою Родину бескорыстно, самоотверженно, который приносит пользу людям, исходя из внутренних побуждений.

Любой человек в современных условиях, не имея устойчивых духовных ориентиров, должен воспитывать в себе те качества, которые помогли бы сохранить ему внутреннее равновесие. В связи с этим можно сказать, что одним из таких качеств может стать и патриотизм. Патриотизм как в себе, так и в окружающих необходимо воспитывать. На сегодняшний день существует множество организационных форм воспитания патриотизма: и патриотические клубы, и школы, и кружки патриотического профиля и т.д. Воспитать патриотизм можно и через систему общественных мероприятий, посредством конкретных действий. Одним из форм воспитания на сегодняшний день может стать волонтерство, или добровольчество. Волонтерство (добровольчество) – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Проблема сегодняшней ситуации такова что, волонтерство как общественное явление либо забыто, либо приобретает новые специфические формы. Говоря о специфических формах волонтерства, хотелось бы сделать акцент на статью М.В. Певной «Волонтерство как социологическая проблема» [6].

В данной статье автор, рассмотрев определения волонтерства с точки зрения отечественных и зарубежных социологов, выделяет еще одну форму этого явления – полуволонтерство. М.В. Певная связывает появление этого явления с двух сторон: с условиями осознанного выбора деятельности субъектов и проявлением коммерциализации волонтерства. То есть, волонтерство сегодня – это вид добровольной, но частично оплачиваемой деятельности. Государство стремится институциализировать волонтерскую деятельность, контролируя это явление, стимулируя через активизацию международных организаций. Таким образом, можно сказать, что из волонтерства хотят сделать контролируемо-оплачиваемую деятельность. Деятельность, которая идет от сердца, от души, хотят сделать материальной. М.В. Певная говорит и о положительной роли волонтерства, связывая это с поддержанием социального порядка в обществе. Автор видит наличие проблемы волонтерства в интеграции ее в систему социальной работы в государственном и некоммерческих секторах.

Обращаясь к теме полуволонтерства считаем, на современном этапе волонтерство утрачивает свое былое предназначение. Все больше и больше людей вовлекаются в волонтерскую деятельность для организации общественно-значимых мероприятий, где волонтеры выполняют функции встречающих, провожающих и пр. Реалия сегодняшний жизни заключается в том, что патриотизм, патриотическое чувство к родине прививается с точки зрения массовости, проявления себя как организатора или участника крупного мероприятия. В настоящее время практически отсутствует тенденция волонтерской деятельности в организации помощи нуждающимся. Люди, оказывающиеся в трудной жизненной ситуации, остаются без поддержки добровольцев, так как нехватка социальных работников в учреждениях социальной сферы ощущается достаточно остро. Я думаю, что нужно именно через волонтерство можно воспитать такое качество, как патриотизм.

Рассматривая реальную тенденцию сегодняшнего положения волонтерства, на базе ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» было проведено социологическое исследование на тему «Волонтерское движение». В ходе исследования были рассмотрены различные факторы и особенности, в том числе и территориальные, которые дали предсказуемые результаты: обучающаяся молодежь, прописанная и проживающая в сельской местности, в школьные годы в 65 % занималась волонтерской деятельностью, городская молодежь участвовала в волонтерском движении только в 26 %. Таким образом, можно утверждать, что волонтерство как движение, в том числе и как часть патриотического воспитания, в сельской местности продолжает существовать.

1/3 анкетируемой молодежи уверена, что волонтерские движения – это массовые крупные мероприятия, проводимые региональными, муниципальными органами власти, учреждениями, куда они выходят в качестве встречающих, провожающих, красоты, помпушек, танцев и пр. Здесь нельзя сделать разграничений по критериальным показателям: возрастные, гендерные и территориальные особенности в процентном соотношении делились поровну. Но была выявлена следующая тенденция, студенты 19 – 20 лет (т.е. 2 – 3 курсов) активно принимают участие или желают принять участие как в массовых мероприятиях, так и в мероприятиях, направленных на помощь нуждающимся (от 14,3 до 23 %).

С чем связана тенденция ассоциирования волонтерства с массовыми социально-значимыми мероприятиями? Задачей волонтерского движения является формирование у студенческой молодежи установок на активную жизненную позицию, социально-ответственное поведение. Тем самым, в рамках данных мероприятий сужается деятельность молодых волонтеров и дается установка, что волонтер – это добровольный помощник крупного мероприятия, где «модно, перспективно, весело», что соответствует 4,3 % опрошенных и «актуально, правильно, полезно для студентов» – 2,9 %.

Даже на таких социально значимых мероприятиях, как День Победы, День пожилого человека волонтеры работают в качестве встречающего, провожающего, сажающего, поздравляющего. О проведении таких акций как «Чистая квартира», «Осенний погребок», «Медикаменты в доме», «Оплата вовремя» заботятся органы социальной защиты, благотворительные организации, учреждения, где работали ветераны, пенсионеры, родные и близкие. Волонтерские движения, в которых большая часть – это молодежь, не принимают участия в подобных работах. Мы скажем, что есть кому заботиться. Но речь идет не о заботе в широком понимании, а о патриотизме молодого поколения, которое зиждется, строится на принципах помощи немощному, престарелому, принципах социально-нравственного ориентира.

Поэтому, то волонтерское движение, которое существует сегодня, приобретает функции полуволонтерства. А для того, чтобы привить чувство патриотизма, любви, в родине, необходимо вернуться к выполнению истинных функций волонтерского движения, вернуть былую славу социальной составляющей волонтерства, добровольчества.

Таким образом, рассуждая о воспитании патриотизма через волонтерство на сегодняшний день нельзя делать определенных выводов.Воспитание- процесс комплексный, и делать упор на волонтерство, как основной фактор патриотичности, возможно, не сотит.В любом случае, существенную роль в воспитании патриотизма будет играть политическая обстановка в стране.

Список литературы

1. Герцен, А. И. Избранные педагогические сочинения / А. И.Герцен. – М.: Педагогика. – 1991, 145 с.

2. Давыдов, В. В. Большая Российская энциклопедия / В. В. Давыдов. В 30-и т. – Т. 2. – М. – 1998, 672 с.

3. Добролюбов, Н. А. Избранные педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. – М.: Педагогика. – 1986, 346 с.

4. Карамзин, Н. М. Избранное. О любви к Отечеству и народной гордости / Н. М. Карамзин. Изд-во: «Лицей». – СПб., 1995, 319 с.

5. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Н. Г. Чернышевский. – М. – 1983, 333 с.

6. Певная, М. В. Волонтерство как социологическая проблема / М. В. Певная // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 117–118.

7. Лотарева, О. А. Теоретико-методологические аспекты понятия «патриотизм» в контексте военно-патриотического воспитания. [Электронный ресурс]. URL: — http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06-29/979--lr-.html (дата обращения:10.12.13).

Просмотров работы: 5599