ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Седова К.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Такие события последних десятилетий, как реформа сельского хозяйства, мировой финансово-экономический кризис, вступление России в ВТО напомнили о том, что нестабильная, а зачастую и кризисная ситуация в сельском хозяйстве, в отличие от других сфер и отраслей, не означает только тяже­лое состояние аграрного производства. Данный кризис охватывает все сельские терри­тории России, все сферы жизнедеятельности людей, связанные с аграрным производством. Обострившееся в последнее время положение на мировом продовольственном рынке, вызвавшее значительный рост цен на продукты питания, требует радикального решения проблемы модернизации аграрно­го сектора экономики и, в частности, разработки эффективных мер развития сельских территорий со стороны государства.

На сегодняшний момент весьма значимым фактором в развитии сельского хозяйства стали изменениями в механизме правового регулирования государственной поддержки. Новый виток реформирования агропромышленной отрасли начался в 2006 году и был связан с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства», реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также последующей разработкой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы». В указанных документах была определена чёткая правовая база реализации государственной аграрной политики как необходимой составной части социально-экономической политики, намечены ее основные цели и принципы, направления государственной поддержки и обязанность государства осуществлять финансирование сельского хозяйства за счёт средств федерального и региональных бюджетов.

С началом реализации ПНП «Развитие АПК» и Госпрограммы, по мнению министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник, в отрасли произошли качественные изменения, как в сфере повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, наращивании объемов производства, так и в социальном секторе.

В продолжение подобной положительной тенденции Министерством сельского хозяйства РФ разработана новая Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», ключевыми целями которой, как и прежде, останутся обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.

В рамках названной выше программы предусмотрена реализация мероприятий, направленных непосредственно на сельское социальное развитие, которые нашли свое отражение в Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858). Помимо этой программы сегодня приняты и активно реализуются также и другие:
  1. Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 2071-р);

  2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598).

Таким образом, государственная поддержка сельского хозяйства и развития сельских территорий представляет собой законодательно закреплённый сложный механизм, включающий меры воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру и размеры сельскохозяйственного производства, агропродовольственный рынок, социальную инфраструктуру села посредством выделения на эти цели из бюджетов различных уровней финансовых средств. Поэтому одним из определяющих факторов в системе мер государственной поддержки можно определить бюджетную составляющую, направленную на комплексное развитие сельского хозяйства.

Отметим, то в 2014 году планируется сокращение финансирования большинства направлений сельского хозяйства, в том числе и развития села – 8,99 млрд. руб. вместо 9 млрд. руб. В целом же совокупные расходы на сельское хозяйство в 2014 – 2016 годах сократятся на 25,4 млрд. руб [1].

Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка, так комментирует наметившуюся перспективу: «в рамках запланированного секвестра расходы на сельское хозяйство сокращаются на 5% в 2014 – 15 годах и на 10 % в 2016 году. Правда, это без учета резервного фонда, составляющего 14 млрд. руб. Однако с учетом дополнительных ассигнований в 2013 году в 42 млрд. руб. сокращение в 2014 году по сравнению с 2013 годом получается более существенным – на 17 %. Такая ситуация не может не вызывать беспокойства, особенно в связи с остающимся сложным и тяжелым положением в ряде отраслей аграрного сектора» [1].

Сокращение государственных расходов на сельское хозяйство объясняется бюджетной политикой страны, особенностями ее формирования на 2014 год и планируемый период, применением общих подходов к формированию проекта федерального бюджета, а также спецификой адаптации российского аграрного сектора к условиям Всемирной торговой организации.

Сегодня членство России в ВТО в значительной степени определяет направления и меры государственного регулирования и государственной поддержки агросферы и ее составляющих. Это событие вошло в обзор Аналитического холдинга и Фонда «Петербургская политика» «Топ-события 2013 года в российских отраслях», который отражает наиболее значимые и резонансные события, определяющие специфику ситуации в отрасли в уходящем году – действия ключевых игроков, конфликтные точки, изменения на рынке, решения органов государственной власти. К примеру, одним из таких решений явилось обещание Министерства сельского хозяйства РФ не снижать в ближайшие годы объемы господдержки сельского хозяйства – через систему социального питания и другие механизмы «зеленой корзины» [3]. Напомним, что «зеленая корзина» – это те меры, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений, то есть разрешенная поддержка: наука и образование, консультационное обслуживание предприятий агросферы, поддержка развития инфраструктуры села, строительство дорог, экологические программы. На наш взгляд, именно в рамках данной корзины есть реальная возможность эффективной государственной поддержки развития сельских территорий России.

Также, под эгидой вступления России в ВТО Минсельхозом был подготовлен перечень неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионов России, в который вошли 63 из 83 субъектов РФ (в дальнейшем эти территории будут получать субсидии для поддержки сельского хозяйства в соответствии с нормами ВТО) [2].

Выявление подобных регионов проводится на основе почвенных, природно-климатических и социально-экономических критериев. Методика отнесения региона к территориям, неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, разработана с учетом оценки различных подходов к идентификации неблагоприятных регионов, используемых зарубежными странами, в частности США и странами Европейского Союза.

Так, в США понятие «неблагоприятные территории» определено в рамках «Акта одобрения и применения торговых соглашений, заключенных в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров» H.R.5110-94. В соответствии с указанным документом, при определении неблагоприятных регионов применяются социально-экономические показатели, такие как доход на душу населения, уровень безработицы.

Законодательство Европейского Союза позволяет странам-членам утверждать статус неблагоприятного региона на основании решения Еврокомиссии от 21.04.2009 № COM(2009) 161 и приложений к нему. Согласно законодательства ЕС к основным характеристикам неблагоприятного региона отнесены климатические, почвенные, географические факторы, а также «прочие» факторы, в том числе риск сокращения численности населения (депопуляции) [2].

Рассмотрим подробнее характеристику социально-экономического критерия, который выражается через значение интегрального показателя социально-экономического развития сельских территорий. Интегральный показатель складывается из таких характеристик, как численность селян, населения в трудоспособном возрасте, естественный прирост сельского населения, доля селян с доходами ниже прожиточного минимума и уровень безработицы. То есть, именно этот критерий (интегральный показатель) определяет уровень социально-экономического развития сельских территорий страны, и, если у определенного субъекта он ниже среднероссийского значения, то территория включается в перечень неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионов России.

По данному критерию таких неблагоприятных регионов сегодня насчитывается 42 из 83, и это самая обширная группа, сравните: почвенные факторы – 32, особенности рельефа – 10, климатические условия (вероятность засухи более 50 %, вероятность неблагоприятной перезимовки более 15 %, вероятность переувлажнения более 30 %) – 7, 12, 26 регионов соответственно [2].

То есть, можно сделать вывод о том, что именно социально-экономическая составляющая развития аграрного сектора находится на весьма низком уровне и препятствует эффективному функционированию всей отрасли. Можно рассмотреть отдельно экономическое и социальное развитие в силу их различного влияния на общее состояние. Так, экономическое раз­витие связано с функционированием на сельской территории тех или иных видов экономической деятельности, с появлением новых видов деятельности, социальное – с формированием условий жизнедеятель­ности людей и развитием человеческого капитала. Безусловно экономическое и социальное развитие достаточно тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, они не могут заменять друг друга. Успехи экономического развития могут трансформироваться, а могут и не трансформироваться в улучшение ус­ловий жизни населения. В то же время социальное развитие территории в определенной мере возможно и без активной экономической деятельнос­ти, хотя очевидно, что потенциал подобного развития достаточно жестко ограничен. Неоднозначны здесь и причинно-следственные связи – хотя традиционно считается, что экономические условия формируют предпо­сылки для социального развития, вполне возможна и обратная зависи­мость: улучшение условий жизнедеятельности людей делает территорию притягательной для бизнеса, в то время как социальная деградация не позволяет реализовать даже те возможности экономического развития, которые имеются в наличии. В силу этих особенностей, обусловленных спецификой сельского развития в целом, политика государства, проводимая в этом направлении, при должной ее реализации, должна поспособствовать выходу из сложившейся неблагоприятной ситуации, а также формированию устойчивого механизма повышения уровня жизнеобеспечения сельских территорий.

Список использованных источников

1 Крестьянские ведомости – газета агробизнеса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agronews.ru/

2 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/24154.299.htm

3 Фонд «Петербургская политика»: Топ-20 событий 2013 года: Сельское хозяйство и пищевая промышленность России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fpp.spb.ru/2013-top20-apk

Просмотров работы: 6554