Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Так же, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах, имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Особенную актуальность тема государственно-частного партнерства приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ Владимир Путин, открывая совещание в Новомосковске в сентябре 2009 года, назвал "Государственно-частное партнерство - основой посткризисного развития регионов". [4]
Понятие «государственно-частное партнерство» (ГЧП) широко используется как в России, так и в мире (public-private partnership, PPP). Однако общепринятого определения этого термина не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. Но если в других странах все же существует единство понимания моделей, сфер применения, инструментов ГЧП, то в России по вопросу о том, что понимать под ГЧП, ведется острая полемика. [2]
ГЧП – это привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. [1]
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. [4]
Обобщив полученные данные можно сделать вывод, что ГЧП - это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.
Так же авторы статьи рассматривают формы – государственного частного партнерства.
В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса. К ним относят, например:
1. Государственный контракт — это договор поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета.
Заключается государственным органом или бюджетным учреждением, имеющим статус государственного заказчика, с физическими и юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, на основании результатов размещения государственного заказа. Содержит условия об объеме и стоимости работ, сроках, размере и порядке финансирования, способе обеспечения исполнения обязательств.
Заключение государственного контракта регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также на основе последующих поправок. [1]
2. Арендные отношения.
Аренда (лат. arrendare — отдавать в наём) — форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату. Например, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях оплачивается временное пользование землёй или недрами. Включает земельную ренту, амортизацию процента за пользование материальными активами. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
3. Финансовая аренда (лизинг):
Лизинг (анг. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.
Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Чаще всего это осуществляется для предпринимательских целей, однако с 1 января 2011 года в России это не обязательно. В мировой практике широко распространён потребительский лизинг. Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингополучатель может изначально являться собственником имущества.
4. Государственно-частные предприятия;
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.[2]
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
5. соглашения о разделе продукции (СРП):
Соглашение о разделе продукции (СРП) (анг. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.
Полномочия государственной стороны основываются на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.
6. Концессионные соглашения.
Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.
Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной договором. [4]
В Уральском федеральном округе, одним из наиболее масштабных инвестиционных проектов, реализуемых с использованием ГЧП, является проект "Урал Промышленный - Урал Полярный". «Его стоимость приближается к 850 млрд. рублей, что делает его самым дорогостоящим из реализуемых проектов в России»,- отмечает в своей статье руководитель аналитического отдела Центра развития ГЧП А.Сорокин. [3]
Создание и модернизация объектов производства и инфраструктуры в масштабах регионов требуют значительных финансовых вложений. Наиболее капиталоемкими являются проекты освоения сырьевой базы и строительства производственных мощностей в труднодоступных районах .Помимо разведки месторождений, добычи и переработки сырья необходимо создавать транспортную и энергетическую инфраструктуру, строить жилье для сотрудников и объекты социальной сферы, а это дополнительные затраты. В этой ситуации ГЧП становится основой для привлечения частного капитала и компетенций для решения комплексных задач и создания масштабных объектов.
Как отметил В.В.Путин: «...Исторически Урал для России - это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой...». [5]
Целью проекта является создание благоприятного инвестиционного климата на территории Уральского федерального округа и привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, комплексное освоение ресурсного потенциала региона с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Комплексный инвестиционный проект включает в себя 3 блока:
- Транспортный блок;
-Энергетический блок;
- Блок геологии и горнорудных производств.
Однако, эффективность этих направлений напрямую зависит от реализации транспортной составляющей проекта.
Суть проекта транспортного блока заключается в развитии железнодорожной магистрали "Северный широтный ход Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево".
В настоящее время в рамках реализации проекта осуществлены следующие его этапы:
разработана проектная документация строительства: железнодорожных линий Полуночное – Обская – Салехард и Салехард – Надым, мостов через реку Обь в районе города Салехарда и через реку Надым, на всю проектную документацию получены положительные заключения государственной экспертизы;
в условиях бюджетных ограничений и с целью оптимизации расходования средств федерального бюджета выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард с образованием Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево;
совместной рабочей группой Корпорация – Росжелдор – ОАО «Газпром» – ОАО «РЖД» – ОАО «Ленгипротранс» выбрана оптимальная схема примыкания Северного широтного хода к путям общего пользования Северной железной дороги – Развитие транспортного узла станции Обская;
определена организационно-правовая структура проекта – в ноябре 2010 г. заключено пятистороннее Соглашение о намерениях между участниками проекта: Росжелдором, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и рабочей группой Корпорация. [5]
Участие организаций в проекте отражено на рисунке:
строительство проектная имущественный
документация комплекс
Рисунок "Участники проекта "
Для реализации проекта создается специальная проектная компания(СПК) на базе существующего ОАО «Ямальская железнодорожная компания», осуществляющего перевозки на участках железной дороги Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и Новый Уренгой – Ямбург.
Участники проекта – Корпорация, ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» – передают СПК активы, необходимые для реализации проекта, в обмен на долю в уставном капитале. Активы Ямало-Ненецкого автономного округа передаются в СПК через транзитный взнос в уставный капитал Корпорации.
Эффективность проекта, по оценке PricewaterhouseCoopers, предполагает достижение следующих показателей:
1.Коммерческая эффективность, включающая:
положительная чистая приведенная стоимость (NPV) – 3,8 млрд. руб.;
приемлемая для инфраструктурного проекта внутренняя норма доходности (IRR) – 12%;
приемлемый для инфраструктурного проекта простой (недисконтированный) срок окупаемости – 13,8 года;
положительная чистая прибыль и положительный операционный денежный поток в 1-м году эксплуатационной фазы Проекта.
2. Бюджетная и социальная эффективность, определяемая такими параметрами как:
общий объем поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды за период 2011 – 2025 гг. – 42,5 млрд. руб.;
создание новых рабочих мест при строительстве и эксплуатации железной дороги (700 рабочих мест при эксплуатации дороги);
формирование транспортной инфраструктуры в регионе, содействие в повышении грузооборота, мобильности населения;
стимулирование дальнейшего геологического изучения и развития месторождений полезных ископаемых в регионе. [3]
Разумеется, это не единственный комплексный проект, реализуемых с применением инструментов ГЧП, а наиболее крупный из них. Комплексные ГЧП-проекты реализуются в разных федеральных округах и охватывают разные сегменты экономики. Объединяют совместные усилия государства и частного бизнеса, что является залогом социально-экономического развития регионов и федеральных округов, повышения инвестиционной привлекательности, развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры страны.
Использованные источники:
1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства. / Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ. М. 2012, с. 3 – 4.
2. Спиридонов А. А Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования, Актуальные проблемы социально-экономического развития России // Сборник статей под общей редакцией Зверева А.А. М. 2009 . - №4, с. 44 – 57.
3. А. Сорокин " Масштабные инвестпроекты требуют запредельного финансирования". Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 20.12.2013).4. Инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России. Пресс-релиз Центра Развития Государственно – частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pppcenter.ru/ru/ (дата обращения: 21.12.2013).5. Рашид Саитов принял участие во встрече Посла с полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе Николаем Винниченко. Пресс-релиз Корпорации Развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.cupp.ru/ (дата обращения: 20.12.2013).