Медицинское образование – одно из выдающихся достижений человечества. Медицинские работники не только должны усвоить в процессе обучения огромный объем знаний, но также поддерживать его в течение всей своей деятельности, потому что наша работа в прямом смысле имеет жизненную важность для людей. С целью повышения творческой активности предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов.
Развитие творческого мышления у студентов медицинского колледжа чрезвычайно важно с точки зрения профессиональной подготовки к их дальнейшей практики в больнице и процесса обучения в учебном учреждении, так как в максимальной степени способствует формированию общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Это и обусловило выбор цели работы. В задачи работы входило: анализ теоретического материала по проблеме исследования, проведение практического исследования, обобщение результатов, формулировка выводов.
Объектом исследования мы определили творческое мышление как особое качество мышления. Предмет: возможность развития творческого мышления при помощи средств АРТ-терапии. Гипотеза исследования: предположили, что использование Арт- терапии в процессе обучения по профессиональному модулю 07 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» (решение проблем пациента посредством сестринского ухода)» способствует развитию творческого мышления.
Творческое (креативное) мышление – один из интереснейших явлений, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).
Листая литературу по арт-терапии, вы встретите разные названия этого направления, где искусство является терапевтическим фактором. АРТ-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны.
В течение последних десятилетий сложилось множество методов арт-терапии, основанных на использовании изобразительного искусства в качестве символического языка, выражающего то, что невозможно выразить словами. Подобные методы способствовали усовершенствованию процесса вербальной психотерапии, которая на протяжении долгого времени являлась единственно возможным подходом. Арт-терапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. Практическая значимость заключается возможностях Арт-терапии, как средства для раскрепощения и развитияв сознании учащихся необходимого творческого мышления,как наиболее улучшенной профессиональной подготовки к будущей профессии.
Для достижения цели исследования работа проводилась в 3 этапа.
На первом этапе мы протестировали 3 группы студентов (11Ф,21М,22М) используя модифицированные тесты Торренса и Гилфлорда. Тест оценивался по параметрам беглость, гибкость, оригинальность.
На втором этапе. мы провели курс тренингов по АРТ-терапии, который включал в себя различные методики, помогающие раскрыться студентам в их творчестве. Кому-то было ближе рисование, кому-то лепка, кому-то танцы.
Методами АРТ-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
Неразвитость воображения и творческого мышления, в основе которой лежит боязнь свободно проявлять себя, ограниченное (преимущественно групповое) общение студентов со взрослыми, отсутствие личного времени, которым студент мог бы распоряжаться по своему усмотрению, не оставляют студенту шанса обретению самостоятельности: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности, лишает студентов необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать своё поведение, и напротив, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний.
А между тем наличие творческого мышления и воображения - необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции». Таким образом, чем выше уровень развития творческих способностей студента, тем более свободным он становится, и формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей среды и самого себя.
Третий этап. После проведенных занятий мы провели повторное тестирование того же теста и увидели, что уровень беглости, гибкости и оригинальности повысился. В процентах это не значительный результат, но для нас это рывок вперед.
Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение. Нас очень заинтересовала данная методика. Потому что после прохождения подобных занятий мы заметили у студентов не только поднятие настроения, но и тягу к творчеству. Проанализировав наблюдения, мы пришли к выводу, что тренинг по арт-терапии способствовал раскрепощению студентов, проявлению их творческих способностей и развитию креативного мышления.
В этом году тренинги по арт-терапии проводились в качестве пробного испытания, а в следующем году планируем продолжить использовать эти упражнения как нетрадиционный метод работы со студентами.