Любой вебмастер, желающий раскрутить свой интернет-ресурс, периодически проводит аудит сайта. Аудит – это комплекс мероприятий, направленных на анализ слабых сторон веб-ресурса и поиск способов их устранения. В процессе проверки становится известно, насколько хорошо оптимизирован сайт в поисковых системах, насколько удобны дизайн и навигация, а также насколько ресурс конкурентоспособен.
Существует множество способов проведения качественного аудита сайта. Но большинство из них являются платными, причем довольно дорогими. Многие начинающие вебмастера не могут себе позволить лишние затраты, поэтому им приходится обходиться бесплатными способами анализа сайта. В данной статье рассмотрим бесплатные методы проверки сайтов (онлайн-сервисы и программы).
1. Аудит сайта. Виды аудита
Итак, сначала подробно разберем, что такое аудит сайта, и какие виды анализа существуют.
Аудит сайта – это анализ качества оптимизации и удобства сайта с целью выявления его слабых сторон и последующего устранения изъянов. Аудит включает в себя обширный комплекс мероприятий, направленный на проверку огромного числа параметров сайта, поэтому анализ принято делить на несколько видов.
Базовый аудит - сводится к определению основных характеристик веб-ресурса, к которым относятся следующие:
тИЦ, PR (пузомерки);
количество проиндексированных страниц в поисковиках;
количество внешних ссылок с сайта и на сайт;
наличие сайта в популярных каталогах;
определение количества посетителей, просмотров, ядра аудитории и т.д.;
возраст домена и сайта;
ряд других параметров, оказывающих влияние на трастовость сайта.
Технический аудит – комплекс мероприятий, направленных на выявление технических ошибок и изъянов сайта, к которым относятся следующие:
валидность (исправность, грамотность) html-кода и css-стилей;
валидность скриптов и внешних форм (feedburner, smartresponder, опросы, голосования и т.д.);
валидность ссылок (отсутствие «битых», нерабочих и т.д.);
валидность файлов robots.txt и sitemap.xml;
быстрота загрузки страниц и файлов сайта;
отсутствие вирусов;
валидность настройки 301-редиректа и ошибки «404»;
наличие уникальных фавикон и логотипа;
удобство дизайна и навигации сайта.
Seo-аудит – комплекс работ, направленных на выявление ошибок, непосредственно или косвенно тормозящих поисковое продвижение сайта, увеличение посетителей, рост траста и т.д. Проверяются следующие параметры:
качество контента (степень оптимизации, уникальность, объем и т.д.);
семантическое ядро сайта;
качество и количество внешних ссылок, ведущих на сайт;
траст сайта и страниц;
грамотность анкор-листа (отсутствие «заспамленных» ключей, использование безанкорных запросов и т.д.);
грамотность использования тегов noindex nofollow;
позиции сайта в поисковых системах.
2. Базовый аудит сайта
Бесплатный базовый аудит сайта можно проводить с помощью онлайн-сервисов или определенных программ. Как уже было упомянуто, этот анализ направлен на определение основных характеристик веб-ресурса.
2.1 Онлайн-аудит сайта
Ряд онлайн-сервисов позволяют проводить бесплатный анализ сайта. Здесь будут приведены несколько наиболее популярных в рунете. Они очень просты и удобны в использовании, благодаря чему и стали ведущими.
Онлайн-сервис Cy-pr.com – известный сервис, позволяющий проводить комплексный анализ характеристик сайта. Практически у каждого вебмастера, занимающегося продвижением сайтов, данный ресурс находится в закладках браузера.
Для базового аудита необходимо ввести адрес главной страницы сайта в форму и затем провести анализ. Для того чтобы проверка не имела ограничений, необходимо зарегистрироваться (регистрация бесплатна).
После этого будет бесплатно проведен достаточно обширный базовый аудит указанного сайта, куда войдут такие параметры:
возраст домена;
мета-теги (заголовок, описание, ключевые слова) главной страницы;
ip-адрес сайта;
хостинг (если возможно определить);
показатели тИЦ и PR;
наличие в каталогах Я.Каталог, DMOZ;
региональность по Яндексу;
алекса-ранк;
проиндексированные страницы в ведущих поисковых системах;
валидность html и css;
посещаемость;
география посетителей;
позиции в яндексе и гугле по ряду поисковых запросов.
Рисунок 1 – Аудит сайта с помощью онлайн-сервиса Cy-pr.com
Онлайн-сервис Pr-cy.ru – аналогичный ресурс, очень схожий с предыдущим. Результаты тестирования формируются более компактно. Преимущество данного способа провести бесплатный аудит сайта онлайн заключается в том, что здесь регистрация не требуется – все опции анализа доступны и без этого. А сама проверка начинается сразу после того, как будет введен url-адрес главной страницы сайта.
В результате будут проанализированы те же данные, что и в предыдущем случае.
Рисунок 2 – Аудит сайта с помощью онлайн-сервиса Pr-cy.ru
Онлайн-сервис Xtool.ru – этот сервис поможет определить количество внешних ссылок, ведущих на анализируемый сайт. Также можно косвенно определить трастовость сайта. Опять же требуется лишь ввод главной страницы веб-ресурса (регистрация не нужна), после чего интересуемые данные будут доступны.
Тут нас должны интересовать те данные, которые не показывают предыдущие ресурсы:
качество трафика;
качество внешних ссылок, ведущих на сайт и их «заспамленность»;
раскрученность по запросам в гугле и яндексе;
количество внешних ссылок (согласно Solomono и Majesticseo).
Рисунок 3 – Аудит сайта с помощью онлайн-сервиса Xtool.ru
2.2 Аудит программой SiteAuditor
Сайт-аудитор – великолепное решение проблемы аудита. Программа бесплатна, но, несмотря на это, возможности у нее очень неплохие. Скачав и установив сайт-аудитор, вам нужно будет лишь вписать адрес главной страницы веб-ресурса во вкладке «Экспресс-анализ» и нажать на «проверить». Когда проверка закончится, вы увидите ряд показателей анализируемого сайта. Проверка осуществляется за счет вашего интернет-трафика, поэтому и ее скорость зависит от качества вашего доступа в сеть.
Рисунок 4 – Аудит сайта программой SiteAuditor.
3. Технический аудит сайта.
Один из самых важных аудитов – это технический анализ сайта. Дело в том, что он выявляет ошибки, которые влияют не только на позиции сайта в поисковых системах, но и на отношение посетителей к сайту. Поведенческие факторы, качество индексации страниц, траст сайта – все это может быть улучшено благодаря техническому аудиту сайта. Рассмотрим те параметры, которые должны проверяться во время технического аудита, а провести анализ нам поможет ряд бесплатных онлайн-сервисов.
Проверка валидности html-кода и css-стилей
Несмотря на то, что ошибки в коде сайта практически не влияют на его позиции в выдаче поисковых систем, все же нужно стремиться к идеально чистому коду.
Прежде всего, необходимо проверить на ошибки html-код. Для этого можно воспользоваться бесплатным онлайн-валидатором http://validator.w3.org/. Перейдя по ссылке, вам нужно будет ввести адрес проверяемой страницы
Рисунок 5 – Онлайн валидатор
Пройдет немного времени, и валидатор выдаст все ваши ошибки и комментарии к ним. Единственный минус сервиса – его англоязычность. Но, как правило, для исправления ошибок знания иностранного языка и не требуется.
Второй шаг – это корректировка таблицы стилей CSS. Ее можно проверить с помощью валидатора http://jigsaw.w3.org/css-validator. Все делается аналогично – добавляется адрес главной страницы сайта, и запускается сервис. После нескольких секунд все ошибки будут найдены, их останется лишь исправить.
3.2 Проверка валидности RSS
Этот пункт очень важен для блогов, а также сайтов, которые достаточно часто обновляются. RSS – это лента, содержащая анонсы последних добавленных на сайт статей. Чаще всего с RSS работают через feedburner. Фидбернер – сервис, собирающий e-mail адреса подписчиков сайта, и отправляющий им уведомления, когда на сайте появляются новые материалы. От того, правильно ли он работает, зависит доход вебмастера и популярность сайта. Сервис проверки валидности RSS-ленты находится по адресу http://validator.w3.org/feed/. Вам нужно будет вводить адрес не главной страницы, а вашего фида (ссылку вы должны были получить при внедрении feedburner на сайт, если работаете через него).
3.3 Проверка контента сайта на ошибки
Этот параметр может относиться как к сео-аудиту сайта, так и к его технической составляющей. Онлайн-проверка орфографии – важнейшее действие, которое должен осуществлять вебмастер, прежде чем добавить статью на web-сайт. Кроме того, любое интернет-общение (комментарии на блогах, форумах, сайтах объявлений, переписка по электронной почте и т.д.) должно быть грамотным, чему способствует онлайн-проверка текстов на ошибки. Делать это можно разными способами, но чаще всего для этой цели используются специализированные онлайн-сервисы и программы, позволяющие бесплатно проверить и исправить орфографические, грамматические и даже пунктуационные ошибки в тексте.
3.4 Поиск битых ссылок
Очень важно, чтобы на вашем сайте было как можно меньше «битых» (никуда не ведущих, нерабочих, имеющих неверный адрес и т.д.) ссылок, а в идеале их вообще не должно быть. Особенно это актуально для блогов, где комментаторы могут оставлять ссылки на свои сайты и блоги. Порой эти сайты перестают существовать, а ссылки остаются и ведут в никуда. От таких надо избавляться. А найти битые ссылки можно с помощью валидатора, расположенного по адресу http://validator.w3.org/checklink.
3.5 Проверка корректности файла robots.txt
Огромную роль в развитии сайта играет файл robots.txt, напрямую влияющий на качество индексации сайта. Для этого нужно зайти в панель Яндекс.Вебмастер (должна быть заведена почта на яндексе) и скопировать свой robots в форму, а затем запустить проверку.
Если никаких ошибок не найдено, значит файл robots.txt корректен с точки зрения робота. Но не забывайте, что с помощью «роботс» можно случайно запретить индексировать важные страницы сайта, поэтому требуется еще и человеческая проверка.
3.6 Проверка корректности Sitemap.xml
Второй файл, влияющий на индексацию сайта – это Sitemap. Для проверки валидности карты сайта можно воспользоваться сервисом http://webmaster.yandex.ru/sitemaptest.xml от Яндекс. Здесь можно проверять карту сайта, загрузив ее файлом, указав ссылку на нее или же скопировав ее содержимое в форму. Любым из трех вариантов можно пользоваться.
Рисунок 6 - Проверка корректности Sitemap.xml
3.7 Проверка скорости загрузки страниц
Существует множество сервисов, позволяющих проверить данный пункт технического аудита (анализа) сайта бесплатно и онлайн. Для примера можно воспользоваться сервисом Pr-cy.ru.
Введите нужные страницы, скорость загрузки которых необходимо проверить, и спустя несколько секунд вы получите результат.Что же делать, если одна или несколько страниц грузится слишком долго?
Во-первых, проверьте, как работают ваши плагины. Возможно, некоторые из них перегружают сервер, из-за чего «проседает» скорость загрузки страниц.
Во-вторых, обратите внимание на контент «проблемной» страницы. Возможно, она содержит большое число рисунков и картинок высокого качества. В этом случае следует либо убрать некоторые картинки, либо упростить их – уменьшить их разрешение, при этом ухудшится качество картинки, но повысится скорость загрузки страницы.
В-третьих, обратите внимание на хостинг-провайдера. Вполне возможно, что дело в нем.
3.8 Проверка сайта на вирусы
Одна или несколько страниц сайта могут содержать зараженный код, содержащий вирусы. Очевидно, что пользователи и посетители веб-ресурса могут от этого серьезно пострадать. Да и поисковые системы, как только узнают, что сайт заражен, сразу же ограничат к нему доступ – в итоге упадет посещаемость.
Чтобы избежать всего вышеописанного, необходимо хотя бы иногда проверять сайт на наличие вирусов. Сделать это можно с помощью бесплатного онлайн-сервиса Dr. Web. Просто введите нужную ссылку, и через несколько секунд получите результат.
3.9 Проверка корректности настройки редиректов и ошибок
Если некоторые ваши страницы имеют 301 или 303 редирект, то необходимо убедиться в том, что он настроен корректно. Также необходимо убедиться, что ошибка 404 настроена верно. Просто введите случайный url-адрес, и проверьте, выдает ли браузер 404 ошибку.
Помимо всех вышеперечисленных параметров, проверяемых во время технического аудита сайта, не нужно забывать об удобстве навигации и организации ЧПУ (человекопонятных url) ссылок. Они также влияют на поведенческие факторы, что отражается на посещаемости веб-ресурса.
4. Sео-аудит сайта
Сео-аудит сайта многие вебмастера ошибочно считают самым важным. Не стоит недооценивать базовый и технический аудит, им также следует уделять серьезное внимание.
Seo-аудит можно считать расширенной версией базового аудита, включающей в себя множество нюансов, влияющих на поисковое продвижение. И важнейшим таким нюансом является контент.
4.1 Проверка качества контента
Качество контента характеризуют следующие факторы:
грамотная оптимизация (отсутствие переоптимизации, использование подзаголовков, таблиц, списков, ключевых слов и т.д.);
уникальность контента (картинок и текста);
отсутствие орфографических ошибок в тексте;
наличие картинок, видео, медиа-файлов и т.д.
Отличный способ автоматически проанализировать качество текста на странице – использовать сервис Cy-pr.com. Проверяется весь контент на указанной странице. Особое внимание следует уделить такому фактору, как плотность вхождения слова (как часто слово встречается в тексте). Для любого слова на странице этот показатель не должен превышать 2-3%
Рисунок 7 – Анализ качества текста на веб-странице с помощью сервиса Cy-pr.com.
Более высокие значения плотности могут привести к пессимизации сайта, т.к. поисковые системы заметят «переспам» ключа.Также важно проверять уникальность – степень непохожести текста на другие.
4.2 Онлайн-сервисы для сео-анализа сайта
1. Сервис Setlinks.ru. Очень мощный сервис бесплатного онлайн сео-аудита сайта, позволяющий не только проводить анализ сайта, но и сравнивать его с конкурентами, отслеживать позиции сайтов-конкурентов в поисковых системах и т.д.В самой верхней части результатов (как на скрине) отображается базовый аудит, а ниже доступен seo-анализ сайта (количество и качество внешних ссылок, теги noidex и nofollow, алекса ранк и т.д.).
2. Сервис Prlog.ru - аналогичный сервис, позволяющий провести бесплатный сео-аудит сайта. В верхней части результатов вы увидите базовый аудит сайта, а ниже будут показаны дополнительные параметры, которые проверяются при сео-анализе. Здесь как раз анализируется качество контента (плотность ключей, качество оптимизации, объем текста, размер страницы, позиции, возможные конкуренты, ссылки в тегах noindex nofollow и т.д.).
Рисунок 8 - Бесплатный сео-аудит сайта с помощью сервиса Сервис Prlog.ru
3. Сервис Xtool.ru - отличный способ проверить позиции своего сайта, провести его комплексный аудит сайта. Для этого необходимо ввести адрес главной страницы сайта, после чего вы получите ряд полезных данных:
трастовость главной страницы сайта;
количество и качество внешних ссылок;
посещаемость ресурса;
видимость (позиции) сайта в поисковых системах (Я и Г).
Бесплатный анализ сайта поможет вам выявить ряд ошибок, мешающих развитию веб-ресурса.