Aнимация в туризме начала развиваться с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже – Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности – не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке. В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.
Сегодня за рубежом подготовке туристических аниматоров уделяется большое внимание. В европейских и американских колледжах и университетах готовят высококвалифицированные управленческие кадры для государственных и коммерческих предприятий, организующих досуг. Существует здесь и система подготовки и переподготовки досуговых специалистов низшего и среднего звена по программам обучения на краткосрочных курсах. Поэтому в последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Туристская анимация - это услуга, целью которой является повышение качества обслуживания, вовлечение туристов в разнообразные досуговые мероприятия туркомплекса.
Благодаря анимации туристы получают положительные эмоции и стремятся вновь и вновь посетить именно то туристское предприятие, где они уже были. Следовательно, можно с полным правом утверждать, что анимация - это своеобразная форма рекламы, привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности туристского бизнеса.
В связи с появлением новых требований к квалификации специалистов, занятых в сфере туризма и гостиничного бизнеса, стали появляться новые специальности и новые учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров этого профиля.
Однако найти хороших специалистов-аниматоров не так-то просто. На стендах крупных туристских выставок все чаще появляются таблички с надписью: «Требуются аниматоры».
Особенно остро ощущается нехватка специалистов по организации интересного, полноценного досуга в туристских комплексах, гостиницах, турбазах, пансионатах и санаториях. Многие туристские предприятия, имея прекрасную материальную базу, не используют ее и наполовину из-за отсутствия специалистов данного профиля.
В условиях жесткой конкуренции могут выжить только те предприятия, которые предлагают качественные услуги и постоянно совершенствуются, поэтому назрела необходимость подготовки специалистов-аниматоров и в нашей стране. Старая система организации досуга в России фактически перестала существовать, нужно искать новые формы, воспитывать поколение менеджеров туристской анимации, способных сделать отдых красивым, увлекательным, незабываемым. Если такие специалисты появятся на российских туристских предприятиях, поток туристов значительно увеличится.
Существенным препятствием на пути предоставления качественного анимационного сервиса является ограниченность ее методического обеспечения. Большая часть литературы по досуговой деятельности содержит лишь конкретные разработки сценариев, описание игр, конкурсов и пр. Гораздо сложнее обстоит дело с теоретическим материалом по организации анимационной деятельности и подготовке управленцев для этой сферы.
К тому же в нашей стране пока еще не сформирован банк сценариев, игр, конкурсов, на основе которого можно быстро разработать анимационную программу, подходящую данному контингенту отдыхающих. Есть и другие трудности на пути организации анимационной деятельности в туристских предприятиях: скудная материальная база, недостаточное финансирование, в силу чего нет возможности расширить штат анимационной команды, и др.
Из вышеизложенного можно сделать вывод что проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего аниматора, способного свободно и активно мыслить, моделировать производственно-технологический процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии в профессиональной деятельности является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный специалист оказывает позитивное влияние на формирование своих творческих способностей и умений; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.
Список литературы
Борисова Ю. Н., Гаранин Н. И. и др. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. - М., 1997.
Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.
Булыгина И. И. Значение курса туранимации в подготовке менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
4. Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристкой анимации: Учебное пособие, М. Советский спорт, 2006. – 195 с.