В настоящее время проблема атрибутивных процессов является одним из основных и наиболее авторитетных направлений разработок в психологии. Данная проблема, наряду с аттитюдами и группами, представляет собой одну из трех основных областей социально-психологического исследования. Так же, она проникает во все новые сферы и отрасли психологии. Данное направление задает основную линию в изучении социальной перцепции и играет важную роль в развитии современной психологии в целом. Изучение атрибутивных процессов и когнитивного диссонанса указывает на быстрые темпы развития, отражающие общую динамичность современного состояния социальной психологии.
Первоначально, под влиянием теоретических моделей атрибуции Ф. Хайдера[5] и Г. Келли[3]¸ процесс атрибуции понимался как применение человеком статистических техник к анализу поведения и его причин, подчиненное правилам логического анализа. Следовательно, изучению подвергались «чистые» закономерности атрибуции, детерминированные исключительно когнитивными факторами. Однако экспериментальные данные с убедительностью свидетельствовали о том, что реальные причинные интерпретации человека далеки от логических канонов и подвергаются значительному влиянию мотивационных факторов. Существуют отдельные исследования, подтверждающие связь атрибуции с мотивацией деятельности, эмоциональными проявлениями личности и эффективностью поведения (Б. Вайнер, 1986; Хекхаузен, 2003; М. Стормс,1973;Э.Джонс и др.) [2,112c.]. Полученные в этих исследованиях данные отчасти проясняют связь каузальной атрибуции с успешностью деятельности, эмоциональными и мотивационными процессами. Исследовательская практика демонстрирует также, что факторы субъективного плана — перцептивные и аффективные — приводят к существенно различной организации атрибутивного процесса в тех случаях, когда объясняется собственное поведение и поведение других людей. В результате с середины 70-х гг. субъективные искажения и различия в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей заняли центральное место в исследованиях атрибутивного процесса. Предполагалось, что эти проблемы, как наиболее существенные для раскрытия механизмов атрибуции, будут привлекать наибольшее внимание исследователей и в будущем. Однако, исследования программного характера не только не послужили стимулом дальнейшего изучения рассматриваемых проблем, но фактически «закрыли» их, содействовав переключению интересов исследователей на другие аспекты атрибуции.
В настоящее время и субъективным искажениям атрибуции, и различиям в организации атрибутивного процесса на уровнях самовосприятия и межличностной перцепции посвящается гораздо меньше исследований, чем раньше[1,124c.].
Таким образом, не смотря на то, что социальная атрибуция является основой для изучения и объяснения широкого класса социально-психологических феноменов, рассматривается как механизм многих социальных процессов, показана ее роль в межгрупповом взаимодействии, в регуляции супружеских отношений, в появлении производственных конфликтов. Современная психология еще мало знает о процессах наделения субъектом характерологическими свойствами другого человека и субъективных искажениях, влияющих на данные процессы. Поэтому данная проблема актуальна и лежит в основе прогнозирования социального поведения личности, особенно в сферах общения, психодиагностики, коррекции. Объект-свойства личности, перцептивная сторона межличностного отношения. Предмет - личностные характеристики как фактор, влияющий на атрибутивные процессы. Гипотеза: личностные характеристики молодёжи влияют на их атрибутивные процессы, а именно: высокий уровень интернальности, мотивации достижения успеха, уровень осмысленности жизни и определяют личностную атрибуцию.
Нами было проведено эмпирическое исследование по изучению личностных особенностей субъекта в зависимости от его атрибутивных процессов (каузальной атрибуции). В исследовании приняла участие молодежь в возрасте 20-21 года. В качестве основного диагностического материала были выбраны следующие методики – опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, теста-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым, методика диагностики направленности личности в общении (НЛО) Л.С. Братченко. [4]
Выше перечисленные методики мы использовали в нашем исследовании с целью определения уровня субъективного контроля, изучения смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я, диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач, диагностики глубинных коммуникативных установок личности в общении, ценностно-смысловых критериев отношений человека к другим людям.
По результатам исследования уровня субъективного контроля среди молодежи в возрасте 20-21 год по шкале общей интернальности (ИО) 70% ответов соответствует высокому уровню, 30%-низкому. Для молодых людей характерен интернальный тип контроля.
В процессе исследования уровня смысложизненных ориентаций было установлено, что у 65% испытуемых высокий уровень осмысленности жизни. Это свидетельствует о наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи и добиваться результатов. Следует отметить, что у 55% испытуемых доминируют результаты по шкале «Процесс жизни». Это свидетельствует о том, что для испытуемых сам процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. В ходе исследования уровня мотивации достижения успеха было установлено, что у 95% испытуемых доминирует стремление к успеху. Это свидетельствует о направленности индивидов на работу во имя своих целей, решение поставленных задач. У 5% доминирует стремление избегать неудачи, т.е. характерна направленность не на победу, а на отсутствие поражения.
По результатам исследования направленности личности в общении среди молодежи 20-21 года, в 40% ответов – присутствует манипулятивная направленость. Характерна ориентация на использование партнера и всего общения в собственных целях для получения разного рода выгоды; отношение к партнеру как к средству, объекту своих манипуляций. При такой ориентации испытуемый стремится понять («вычислить») собеседника, чтобы получить нужную информацию.
С целью проверки достоверности гипотезы в работе проведена математико-статистическая обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. По результатам которой установлена взаимосвязь между:
- уровнем субъективного контроля и мотивацией достижения успеха (r=0,85);
- уровнем мотивации достижения успеха и уровнем осмысленности процесса жизни (r=0,9);
- уровнем субъективного контроля и мотивацией достижения успеха (r=0,85);
- уровнем субъективного контроля и манипулятивной направленностью личности в общении (r=0,68);
- уровнем осмысленности процесса жизни и манипулятивной направленностью личности в общении (r=0,64);
- уровнем мотивации достижения успеха и манипулятивной направленностью личности в общении (r=0,9).
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что личностные характеристики молодёжи влияют на их атрибутивные процессы, а именно: высокий уровень интернальности, мотивации достижения успеха, уровень осмысленности жизни и определяют личностную атрибуцию подтверждается.
Таким образом, в результате анализа полученных данных, мы пришли к выводу, что личностные характеристики молодежи влияют на их атрибутивные процессы, а именно: высокий уровень интернальности, высокий уровень мотивации достижения успеха, высокий уровень осмысленности процесса жизни, манипулятивная направленность в общении, определяют именно личностную атрибуцию.
Список литературы:
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2005. - 303 с.
Белинская Е.Г., Тихомандрицкая О.А.М.: АспектПресс, 2003.-143c.
Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. Тексты. М., Аспект Пресс, 2004.-428с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001-336с.
Хайдер Ф.Психология межличностных отношений. СПб.: Питер, 2003-302с.