СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Карманова Н.С. 1
1Карагандинский государственный университет им. Е.А, Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевою и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме. Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.[2]

Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как о самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте -научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором,- это выражение мыслей в графической форме.

Владение иноязычной письменной речевой компетенции дает учащимся возможность не только выражать свои мысли на иностранном языке, но и общаться с носителями языка путем различных электронных сообщений. Такое общение создает благоприятные условия для развития способности выражать свои мысли и формировать свои высказывания в аутентичной форме, как в письменной, так и в устной речи. Развитие умений учащихся в письменной речи является насущной проблемой в преподавании иностранных языков. Являясь продуктивной формой деятельности, письменная речь, дает учащимся возможность не только выражать свои мысли на иностранном языке, но и развивает критическое мышление, активизирует творческую и аналитическую деятельность.[3]

Письменная речевая деятельность также тесно взаимодействует с другими видами речевой деятельности в процессе обучения ИЯ. В частности, с аудированием и говорением. Так, нередко преподаватели ИЯ предлагают школьникам составить небольшое эссе после прослушивания текста, либо первоначально, написав речь или письмо, продемонстрировать его остальным учащимся. Таким образом, развивая у учащихся способность выражать свои мысли в письменной форме, мы параллельно включаем развитие других видов языковых компетенций.

Если рассматривать письменную речевую деятельность в качестве коммуникативной деятельности, то потребность в ней проявляется в жизни через личные мотивы(написать письмо, заявление, заполнить декларацию и т.д.) или общественную необходимость(доклад, отчет, речь-обращение и т.д.), то логичными в процессе обучения иностранным языкам видятся упражнения с коммуникативной направленностью. Приветствуется использование не только литературного языка, но также разговорной речи, элементов научного стиля, а также различных задач письменной речи, например, информировать, побуждать, анализировать. Письменная речь школьника может быть адресована, как сверстникам, так и взрослым людям (написание резюме, аннотаций к художественной литературе, деловая переписка и т.д.). Такой подход обеспечивает полноценное развитие письменной речевой компетенции, формирует достаточное количество навыков для полноценного функционирования учащегося как носителя ИЯ, формирует в нем вторичную языковую личность. Поэтому весьма важно для преподавателя иностранного языка как можно чаще включать в план урока задания, направленные на развитие письменной речевой компетенции. [1]

Однако анализ практической деятельности учителей и литературы по обучению письму как самостоятельному виду речевой деятельности в учебном процессе отводится самое скромное место.[1] Причем такое положение наблюдается как в средних, так и в высших учебных заведениях. Возможно объяснение этому факту следует искать в недооценке потенциала, которым обладает письменная речь для развития других видов речевой деятельности - говорения и чтения - и, соответственно, в игнорировании принципа взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности в рамках коммуникативно-ориентированного подхода к обучению. В результате происходит смещение акцента в сторону обучения устной речи, устной форме общения. Кроме того, называется еще одна причина, с которой, к сожалению, нельзя не согласиться: нередко преподаватели иностранного языка, выпускники языковых или педагогических вузов, не получив достаточной практической и теоретической подготовки в области обучения письменной речи, избегают этого вида работы, боясь того, что они могут выглядеть некомпетентно.

Чтобы решить проблему обучения письменной речевой деятельности, в первую очередь, на наш взгляд, нужно использовать нетрадиционные подходы к обучению, внедрять новые методики, которые будут способствовать повышению интереса учащихся к письменным формам деятельности на уроках иностранного языка. Одним из таких подходов к обучению, несомненно, является творческий подход.

Творческое письмо можно использовать на любом этапе обучения ИЯ. В этом его существенное преимущество. Сначала обучающимся можно предлагать различные виды опор, в виде визуальной и слуховой наглядности, таких как фотографии, картинки, аудио и видеотексты, постепенно усложняя задания. На начальном этапе, к примеру, можно попросить учащихся, составить рассказ от первого лица, далее можно усложнить задание-составить рассказ от лица другого героя, закончить рассказ, выразить свое мнение касательно темы и т.д. Таким образом, на старших этапах обучения непременно должны присутствовать проблемные ситуации.[2] Обучению формальному стилю письма также можно проводить в творческом виде. Внедряя тексты информационного характера, педагог может предложить ребятам проанализировать его письменно, позже на базе письменного текста, провести с учащимися дискуссию на заданную тему. Так, один вид деятельности будет плавно переключаться в другой и мы сможем развивать их параллельно на основе друг друга.

Творческие письменные задания обладают огромным потенциалом в развитии коммуникативного подхода в обучении иностранных языков. Многие преподаватели ИЯ необоснованно недооценивают его роль в процессе обучения. Поэтому в повышении мотивации учащихся к письменным формам речи немаловажное значение имеет интерес, инициатива, более того компетентность самих преподавателей в данном виде речевой деятельности. Применяя на уроках иностранного языка письменные формы заданий, преподаватель учитывает, не только учебные цели урока и уровень знаний учащихся, но и их интересы. Используя письменную речевую деятельность на уроке иностранного языка, мы развиваем у детей способность мыслить на иностранном языке, свободно выражать свою точку зрения, анализировать, дискутировать, что является огромным успехов в процессе обучения иностранному языку.

Литература:

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, М., 2000 г.

  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций, Просвещение, 2002 г.

  3. English a s a second language, Core program, Enriched program, 2008 г.

Просмотров работы: 1765