"ДОРОЖНАЯ КАРТА" МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

"ДОРОЖНАЯ КАРТА" МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Анисимова М.С. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется сложностью современных модернизационных тенденций в образовательном процессе, для которых характерны гуманистическая направленность, вариативность и индивидуализация образования, непрерывность и т.д.

Модернизация общества - процесс объективный, но протекающий с разной скоростью и неоднородно, в различных странах. По прогнозам специалистов модернизация общества в XXI веке существенно усилит дифференциацию между передовыми странами и странами отсталыми.

В начале XXI века становятся все более актуальными тенденции изменения ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие. Сдвиг цивилизации, совпадающий с началом для человечества XXI века вызывает к жизни трансформацию условий и соответствующих им способов организации деятельности человека. Наиболее важными становятся источники создания человеческого благополучия с использованием природных ресурсов и максимального включения наукоемких технологий и интеллектуального потенциала высшего образования. Развитие отдельных стран прогнозируется, исходя из приоритета человеческого фактора, а за основу оценки степени развитости стран берется их способность к прогрессивному включению человеческого потенциала. Среди основных факторов можно назвать валовой национальный продукт, продолжительность жизни, а так же развитие образования. 11

В России в результате сложности социально-экономической ситуации модернизация происходит нелегко. Это связано с неразвитостью рыночной инфраструктуры, медленно текущим процессом информатизации общества, сочетанием в культуре элементов традиционного общества, информационного и индустриального. Процесс модернизации высшего образования в России изучен недостаточно на уровне исследования отдельных сторон этого процесса. Необходим философский анализ протекающей в российском обществе модернизации высшего образования.

Анализ научной разработанности проблемы показывает, что уже в самых первых работах, относящихся к периоду становления модернизации высшего образования, которая обеспечивает изучение и активное привлечение законов целенаправленного изменения в виде модернизаций, нововведений, связанных с именами Г. Тарда, И. Шумпетера и Н.Г. Кондратьева, модернизация трактуется как многофункциональное понятие.

Крупный специалист в сфере российского образования Д.Л. Константиновский отмечает, что институт образования оказался неготовым к социальным изменениям российского общества, не устоял перед напором перемен, так как социальные трансформации характеризуются коренными социальными преобразованиями. Последствия таких трансформаций, в период социальной нестабильности, дисфункциональности, дезинтеграции составляют угрозу, отечественной системе образования, существованию мощного модернизационного потенциала.

Эффективность профессиональной деятельности учителя школы делает необходимым поиск новых модернизационных технологий. Проблема изучения эффективности деятельности преподавателей в России разработана широко в трудах: О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, Н.Д. Левитова, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, посвященных этой проблеме.

В трудах Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, К.-Г. Флехзинга рассматривается коммуникативный аспект эффективности образования, в контексте культурного воспроизводства. Среди работ посвященных институциональному подходу важно отметить работы Г.П. Зинченко. [5]

Исследование проблемы модернизации российской системы общего образования заставляет сделать акцент на переплетении структурных и институциональных противоречий. Эта проблема требует специального анализа. Кроме того, оказываются слаборазработанными факторы, направления, особенности модернизации российского образования в контексте его эффективности. Модернизация является универсальной новацией, но ее социальная эффективность для авторов образования не одинакова. Российская теоретическая мысль выявила противоречие информатизации и социокультурных технологических ориентаций.

Объект исследования - система современного образования в России.

Предмет исследования – дорожная карта модернизация современного российского образования.

Основная цель и задачи исследования – разработка дорожной карты развития системы общего образования на основе национальных образовательных стратегий.

Данная цель реализуется путем решения ряда исследовательских задач:

- исследовать сущность и дать характеристику системе общего образования в контексте нормативно-правовой базы;

- проанализировать модернизационные процессы в системе российского образования и определить их характер, цели и особенности;

- исследовать «дорожную карту» развития системы общего образования на основе национальных образовательных стратегий (на примере «дорожной карты» общего образования Белгородской области).

На основе цели исследования можно выдвинуть гипотезу о важности разработки «дорожной карты» развития системы общего образования.

Методологической основой исследования является изучение проблемы модернизации высшего образования на основе принципов системности, деятельностного и диалектического подходов, а также диалогового способа и метода познания действительности.

Методы исследования:

- библиографический (анализ литературы);

- аналитико-синтетический;

- методы статистического анализа.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Всего 48 страниц.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ 1.1. Сущность и характеристика общего образования

Понятие образования весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. [10]

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.

Образование это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека. [6]

Общее образование – это результат овладения основами наук, необходимыми человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования - обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях.

Источниками формирования содержания общего образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся. [4]

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания общего образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения. [5]

Вывод: Образование это процесс усвоения человеком знаний, умений и навыков. Источник формирования содержания общего образования является культура и социальный опыт. Для отбора содержания школьного образования используют общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

1.2. Нормативно – правовая база общего российского образования

Существует множество документов об образовании, но наиболее актуальным является «Закон об образовании Российской Федерации». Подготовка нового федерального закона, который бы комплексно регулировал отношения в сфере образования по всем уровням (дошкольное, общее и профессиональное образование), была запланирована как одно из завершающих (итоговых) мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации в декабре 2004 года.

В мае 2010 г. на официальном сайте Минобрнауки России для всеобщего ознакомления, представления замечаний и предложений была размещена одобренная рабочей группой по разработке данного законопроекта рабочая версия текста проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».27

Справочно: Концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» были утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. Комиссией также была создана рабочая группа по подготовке этого законопроекта и утвержден ее состав. (протокол от 1 июня 2009 г. № 20).

Размещенные на сайте Министерства материалы законопроекта вызвали большой интерес как у профессионального сообщества (образовательных учреждений, научных организаций, общественных объединений), так и у обычных граждан.

Мероприятия по общественному обсуждению законопроекта были начаты в сентябре текущего года: проведены парламентские слушания в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, слушания по проекту федерального закона в Общественной палате Российской Федерации; Российским союзом ректоров была организована научно-практическая конференция «Современные подходы к формированию законодательных основ образования».

В настоящее время текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» доработан на основе представленных к нему замечаний и предложений (всего поступило более 1000 поправок). Из него исключены отдельные дублирующие друг друга, а также излишне детализированные правовые нормы, это позволило сократить текст законопроекта почти в два раза. [28]

В свою очередь законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные сейчас законом Российской Федерации «Об образовании» (например, в части государственных гарантий реализации прав в области образования, мер социальной поддержки обучающихся и педагогических работников). Большинство из этих норм обеспечены действенными механизмами их реализации.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. [27]

Нормативно-правовая база федерального уровня включает в себя:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «ПРАВИЛА разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»

3. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015гг. (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 №1507-р)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

8.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2008 №424н «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме».

Вывод: Нормативно – правовая база призвана обеспечить стабильность в области образования, а также позволить эффективно совершенствовать и развивать образовательное законодательство с учетом потребностей общества. Анализ результатов реализации «Федерального закона об образовании» систем общего образования позволит обеспечить своевременное информирование руководителей на федеральном уровне о текущей ситуации и необходимых оперативных мерах для повышения модернизации реализации образовательных программ. Также подобные инструменты и мониторинг будут способствовать быстрому реагированию на изменения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

  1.  
    1. Модернизационные процессы в системе российского образования

Модернизация имеет судьбоносное значение для выживания России в современном мире. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного общества, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан. Для этого должна быть перестроена основа основ эффективного функционирования общества, а именно, создана социально-экономическая система, способная к саморазвитию и качественному росту. Предстоит пройти через глубокую трансформацию сложившегося за многие десятилетия социального уклада, осуществить переход на новую модель развития, создать эффективную и, что очень важно, диверсифицированную экономику.

Главная специфика России здесь заключается в необходимости осуществления не одноотраслевой, а системной модернизации. Она должна охватывать и все сферы жизнедеятельности, и все уровни организации государственной и общественной жизни. Системная модернизация, определяя судьбу страны, определяет жизненные перспективы всех субъектов РФ и регионов, всех социальных и демографических групп, обеспечивает достойный уровень благополучия семьи и личности. [8]

В результате модернизации российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых финансовых механизмов нельзя обеспечить приток в образование дополнительных внебюджетных средств. Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий. Приток в образование молодых перспективных кадров возможен только тогда, когда заработная плата в этой сфере будет конкурентоспособна по отношению к другим отраслям. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему. Так, большинство руководителей органов управления образованием субъектов РФ и муниципалитетов считают важным, чтобы развитие системы образования обязательно было тесно связано с основными направлениями долгосрочного социально-экономического развития страны, тенденциями демографических и миграционных процессов и приоритетами отраслевого и территориального развития, и в меньшей степени – с моделью обеспечения обороноспособности страны и геополитическими интересами РоссииТакже высоко оценивают руководители органов управления образованием актуальность основных приоритетов развития системы образования на период до 2020 года: на уровне субъектов РФ – в среднем на 4,5, на уровне муниципалитетов – в среднем на 4,4 баллов.7 Руководители органов управления образованием отметили важность планируемых для реализации к 2020 году ряд общесистемных изменений в деле обеспечения для российской системы образования ведущих позиций на международном рынке образовательных услуг. В качестве наиболее значимых ими выделены: гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующей качество работы; обновление кадрового корпуса за счет притока в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников; обеспечение на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан доступа к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов. Стержневым мероприятием модернизации образования сегодня выступает национальный проект «Образование», призванный внести положительные изменения в образовательной практике на институциональном уровне. Обладая пятилетним временным лагом реализации, национальный проект «Образование» стал действенным стимулом творческих инициатив образовательных учреждений, связующим звеном между социальной политикой государства, направленной на модернизацию социально-экономических отношений, рост благосостояния населения, и активизацией инновационных процессов в системе общего и профессионального образования.

В школах, получивших господдержку, задача всеобщей компьютерной грамотности преподавателей в целом решена, и в таком плане проблемы больше нет. Решена эта задача и в вузах, не участвующих в национальном проекте. В улучшении условий образовательной деятельности, в совершенствовании учебного процесса, его интенсификации важная роль отводится внедрению в «образовательное пространство» новейших информационных технологий. [15]

Среди учителей школ – участников национального проекта – каждый четвертый участвует в совершенствовании условий образовательной деятельности за счет расширения сферы применения информационных технологий. Рабочие места многих учителей оборудованы разнообразной электронной техникой. Учителя школ – участники национального проекта имеют в целом широкие возможности для использования в учебном процессе электронных учебных материалов, наличие которых в школе подтвердили соответственно 64% опрошенных преподавателей. Формы имеющихся электронных материалов: учебные пособия, лабораторные работы, методические материалы, программы тестирования, пособия для самостоятельных работ школьников.

Вывод: В результате модернизации российская система образования должна превратиться в сферу открытую для инвестиций. Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных технологий.

Выводы по первой главе:

Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

В концепции модернизации российского образования цели модернизации - это повышение доступности, эффективности и качества.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 2.1. Анализ документов, сопровождающих модернизацию системы общего образования в России Наиболее важным документом, сопровождающим модернизацию системы общего образования России является Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.28

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, а также формирования государственного (муниципального) задания.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

- единства образовательного пространства Российской Федерации;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- доступности получения качественного среднего (полного) общего образования;

- преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

- духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

- развития государственно-общественного управления в образовании;

- формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

- условий развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, .социальное и гражданское становление личности; [28]

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Стратегии стандарта задает Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами программы являются:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

Целевыми индикаторами программы являются:

- уровень доступности образования, в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;

- уровень соответствия образования современным стандартам

Программа будет реализована в 2011-2015 годы в два этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионально-педагогического сообщества. [27]

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий, а также с учетом иных параметров, которые покажут значимость в ходе исследований и практических мероприятий на первом этапе.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования ИКТ.

 

Объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит:

общий объем – 136 908,8млн. рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета – 53 228,8 млн. рублей, из них субсидии – 9 469,68 млн. рублей;

- за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 67 070,00 млн. рублей;

- за счет внебюджетных источников – 16 610,00 млн. рублей

Таким образом, цели и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (до 2015 года), соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Существующие проблемы российского образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода (метода целевых программ).

Этот метод обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

При решении проблем российского образования может быть использован планово-нормативный метод, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы, например, в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д.

Однако в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае образование будет развиваться в основном экстенсивно, будет также утрачена логика преемственности целевых программ в образовании.

 

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. включает в себя Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; 11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков иформирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностейвследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Вывод: Федеральная целевая программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годы.

2.2. Разработка «дорожной карты» развития системы общего образования на основе национальных образовательных стратегий

«Дорожная карта»– это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта – отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.д. целей, например, урегулирования международных конфликтов и борьбы с особо опасными заболеваниями.4

Прогностические возможности технологического дорожного картирования могут быть применены в процессе формирования приоритетов государственной научно-технической политики в той или иной сфере, а также в ходе планирования мероприятий по ее реализации.

Поскольку технологическая дорожная карта является по своей сути сценарием, планом действий, она предоставляет возможность взаимно увязать во времени государственные меры по развитию той или иной научно-технологической области. [7]

Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года выделяет следующие этапы дорожного технологического картирования:

Этап № 1. Подготовка исследования

  1. Определение необходимости проведения исследования – дорожного технологического картирования. Определение решаемой посредством технологического картирования проблемы или реализуемой при его помощи возможности.

  2. Формирование списка субъектов, заинтересованных в проведении этого исследования, а именно, представителей государства, науки и бизнеса. Оценка степени заинтересованности каждого субъекта в формировании технологической дорожной карты.

  3. Формирование единого руководства исследованием. Составление дорожной карты является весьма дорогим мероприятием и требует значительного времени, поэтому необходим руководящий орган исследования.

  4. Постановка целей исследования и оценка времени, необходимого для его проведения.

  5. Определение необходимых объемов финансирования.

Этап № 2. Разработка технологической дорожной карты

  1. Определение человеческих потребностей и продуктов, их удовлетворяющих, а также технологий их производства, представляющих наибольший интерес в обозримом будущем. На этом шаге возможно использование сценариев технологического развития. Дорожная карта может рассматривать несколько технологий и компонентов в зависимости от сложности продукта.

  2. Определение ключевых качеств, характеристик, которыми должны обладать продукты и технологии.

  3. Проверка соответствия технологических характеристик продукта целям исследования и соотнесение их с выделенными атрибутами.

  4. Определение технологических альтернатив и временных сроков их развития.

  5. Сложная цель может потребовать определенных прорывов в нескольких технологиях, или же технология может оказывать влияние на достижение нескольких целей. Для каждой из обозначенных технологических альтернатив дорожная карта определяет временной период «созревания» этой технологии и ее вклад в достижение поставленной цели картирования. Когда параллельно рассматривается несколько технологических альтернатив, на дорожной карте должны быть определены так называемые точки принятия решения, когда необходимо решить, стоит ли и дальше рассматривать эту альтернативу.

  6. Выработка рекомендаций по перспективным технологическим альтернативам.

  7. Выбор наиболее перспективных технологических альтернатив осуществляется на основании оценки их стоимости, сроков разработки, производительности и иных рыночных и нерыночных факторов.

  8. Определение ресурсного обеспечения реализации технологической дорожной карты.

  9. Необходимо определить потребность в материальных, кадровых, интеллектуальных, временных и прочих ресурсах.

  10. Подготовка итогового отчета по формированию технологической дорожной карты и графическое представление результатов исследования – отражение на графе узлов, структуры их взаимосвязей и характеристик путей между узлами, включая, возможное запаздывание, затраты, неопределенности, риски и т.п.

В отчетном документе по дорожным картам должно содержаться достаточно информации для осуществления технологического выбора и принятия инвестиционных решений.

Этап № 3. Реализация технологической дорожной карты

  1. Экспертиза и утверждение технологической дорожной карты.Для того чтобы дорожная карта действительно была объективной и реализуемой, необходима ее оценка широким кругом экспертов от государства, науки и бизнеса, поэтому отчет по дорожной карте должен быть распространен среди представителей указанных аудиторий, которые могут оценить документ и предложить определенные коррективы.

  2. Разработка и выполнение плана реализации технологической дорожной карты.

  3. План реализации должен включать в себя рекомендации по инвестиционным решениям, указывать необходимые средства и временные рамки их реализации.

  4. Контроль реализации технологической дорожной карты.Обратная связь. Необходимыми условиями успешной реализации технологической дорожной карты является оценка промежуточных результатов, ее актуализация и модернизация, пересмотр и обновление, внесение корректив. [7]

Одним из примеров «дорожной карты» по основным направлениям введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования на территории Белгородской области (приложение №1). Приведем пример контроля за реализацией запланированных изменений в образовательной системе МБОУ «СОШ № 2» (Приложение 2).

Вывод: В заключение отметим, что технологическая дорожная карта является «мягким» инструментом прогнозирования и государственного управления развитием технологий. Она не лишена недостатков, в частности, она достаточно дорога и сложна. Однако использование данного механизма позволит сосредоточить усилия государства на согласованном развитии отечественной науки, технологий и техники, на укреплении и реализации отечественного научно-технического потенциала.

Выводы по второй главе.

« Дорожные карты» – это инструмент, позволяющий обозначить приоритеты как образовательной политики конкретных субъектов Федерации, так и социальной политики государства в целом.

Дорожная карта, создаваемая в соответствии с уточнением сроков финансирования объемов, параметров выполнения указов президента, которые дают определенные показатели, задают четкую временную рамку исполнения каждого поручения в рамках указа, должна быть выстроена очень тщательно и полностью обеспечивать достижения показателей в рамках указа и выполнения самого указа и поручений президента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование - в широком смысле этого слова - должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Российскому образованию предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Аллак , Ж. Вклад в будущее: приоритет образования». [Текст / Пер. с англ. И. В. Киселева. М.: Педагогика-Пресс, 2010.

  2. Ангеловски, К. Учителя и инновации. [Текст / Н.Д. Малахова. Нововведения в муниципальном управлении образованием. М., 2009.

  3. Громыко, Ю.В., Давыдов, В.В Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития [Текст // Россия-2010 - М. – 2008 - №1.

  4. Днепров, Э. Инновационное движение в российском школьном образовании [Текст / Э.Днепрова., А. Каспржака , А.Н. Пинский. М., 2010.

  5. Леднев, В.С. Содержание образования [Текст. М., 2011.

  6. Межуев, В.М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации[Текст / Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» - 2009 - №1

  7. Горшков , М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы [Текст / М.К. Горшков, Ф.Э. Шерега. М. : ЦСПиМ, 2010. – 352 с.

  8. «Пути России». [Текст / Московская высшая школа социальных и экономических наук. М. - 2000- 2009.

  9. Смолин, О.М. 'Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией [Текст / Педагогика – 2010 - № 7.

  10. Собкин, B.C., Жизненные ценности и отношение к образованию Кросскультурный анализ. [Текст / В.С. Собкин, П.С. Писаревский, Москва-Амстердам. М., 2011.

  11. Маршак А. Социальные проблемы современного этапа реформ: социологический анализ [Текст / А. Маршак . М., 2011.

  12. Субетто, А.И. Качество образования как синтезатор. Качество образования: концепции проблемы [Текст / А.И. Субетто, Н.А. Селезнева // Материалы 11 международной научно-методической конференции. Новосибирск, Изд-во НГУ - 2009.

  13. Татур, Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М: МГТУ, 2011.

  14. Краевский, В.В. Теоретические основы содержания общего среднего образования. [Текст. М., 2011.

  15. Тубельский , А. Экспертиза инновационной школы [Текст /А. Тубельский // Инновационное движение в Российском школьном образовании - М. - 2010.

  16. Удальцова, Ю.А. Инновации, интеллект, образование[Текст / Ю.А. Удальцова - М., 2011.

  17. Тихонов, А.Н. Управление современным образованием[Текст./ А.Н. Тихонов - М., 1998.

  18. Урсул, А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику[Текст / А.Д. Урсул -М., 2010.

  19. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI в техническом университете: [Текст // Труды 3-ей международной научно-практической конференции - Санкт-Петербург: СПБ ГПУ (Санкт-Петербургский политехнический университет) - 2003

  20. Хозяинов, Г.И. Некоторые аспекты функционального подхода к обучающей деятельности педагога[Текст/ Г.И. ХЪозяинов - М., 2009.

  21. Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс[Текст / О.Г.Хомерики, М.М. Потащник, А.В.Лоренсов - М., 2010.

  22. Цирульников, А.М.. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации[Текст/ А.М. Цирульников // «Вопросы образования» - 2009 - №2 .

  23. Шукшунов, В.Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации [Текст / В.Е. Шукшунов - М., 2012.

  24. Щедровицкий, П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании [Текст / П. Щедровицкий // Инновационное движение - М., 2009.

  25. Щетинин, В.П. Экономика образования[Текст / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.С. Рябушкин - М.: Российское педагогическое агентство, 2011.

  26. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе[Текст/ И.С. Якиманская. М., 2012.

  27. http://www.referent.ru/1/205350

  28. http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы

Определение изменений и дополнений в образовательную систему МБОУ «СОШ № 2»

Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений

Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной системе МБОУ «СОШ № 2»

Реализация шага №1 Дорожной карты по введению ФГОС

Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы

п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Организация изучения ФГОС начального общего образования членами совета педагогическим коллективом гимназии. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС

постоянно

2.

Мониторинг уровня готовности начальной школы МОУ «СОШ № 2» к введению ФГОС

март 2010

3.

Создание совета, обеспечивающего координацию действий коллектива начальной школы и отвечающего за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса

март 2010

4.

Создание рабочей группы с целью выработки новых нестандартных решений для начальной школы

март 2010

5.

Прохождение профессиональной переподготовки членов совета и рабочей группы в рамках участия в работе семинара по внедрении ФГОС

март 2010

6.

Утверждение плана работы по введению ФГОС

апрель 2010

Реализация шага №2 Дорожной карты по введению ФГОС

Определение изменений и дополнений в образовательную систему

МБОУ «СОШ № 2»

п/п.

Мероприятия

Сроки

Организационное обеспечение введения ФГОС

1.

Организация обсуждения проекта примерной основной

образовательной программы начального общего образования

до марта 2010

2.

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

до мая 2010

3.

Разработка проекта Образовательной программы МОУ «СОШ № 2»

до июля 2010

4.

Приведение нормативной базы МОУ «СОШ № 2» в соответствие с требованиями ФГОС

до июня

5.

Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

 

6.

Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая модель организации внеурочной деятельности обучающихся

июль 2010

7.

Определение метапредметных навыков обучающихся по итогам каждой четверти

сентябрь 2010

8.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся начальной школы на основе результатов диагностического мониторинга

до октября 2010

9.

Организация коррекционной работы с обучающимися

январь 2011

10.

Мониторинг сформированности навыков обучающихся по результатам каждой четверти

по отдельному графику

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС

1.

Расчёт потребностей в расходах образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

до сентября 2010г

2.

Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы.

по выходу рекомендаций

3.

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения

до августа 2010

Информационное обеспечение введения ФГОС

1.

Размещение информации о ходе введения ФГОС на страницах сайта МБОУ «СОШ № 2»

постоянно

Кадровое обеспечение введение ФГОС

1.

Осуществление поэтапного повышения квалификации всех учителей начальных классов

поэтапно

2.

Обеспечение тьютерского сопровождения внедрения ФГОС в гимназии.

до сентября 2011

3.

Методичное обеспечение библиотечного фонда как информационного центра по введению ФГОС

постоянно

4.

Проведение серии открытых уроков учителями начальных классов школы с использованием системно-деятельностного подхода к обучению

по отдельному графику

5.

Участие в работе районной творческой лаборатории

постоянно

6.

Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

май 2010

Материально – техническое обеспечение введения ФГОС

1.

Оборудование классного кабинета для пилотного класса

до августа 2010

2.

Проведение работ по укреплению материально-технической базы МБОУ «СОШ № 2»

постоянно

Реализация шага №3 Дорожной карты по введению ФГОС

Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений

Единичные проекты

Годы и месяцы

2010

2011

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

01

  1. Разработка предметных образовательных программ

                     
  1. Разработка модели внеурочной деятельности. Разработка программ курсов.

                     
  1. Разработка планируемых результатов

                     
  1. Разработка учебного плана

                     
  1. Разработка программы духовно-нравственного развития воспитания и развития

                     
  1. Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни

                     
  1. Разработка программы коррекционной работы и организация работы по программе

                     
  1. Разработка системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

                     

Продолжительность работы Резерв времени

Реализация шага № 4 Дорожной карты по введению ФГОС

Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной системе МБОУ «СОШ № 2»

Объект контроля

Субъект контроля

Сроки

контроля

Методы сбора информации

сроки

% выполнения

  1. Степень освоения педагогами новой образовательной программы

завуч, директор

февраль

50%

собеседование с педагогами, изучение документации, тестирование

  1. Степень обеспеченности необходимыми материально – техническими ресурсами

завуч, директор

август

100%

изучение документации

  1. Проект Образовательной программы гимназии:

  • разработка предметных образовательных программ;

  • разработка модели внеурочной деятельности;

  • разработка планируемых результатов;

  • разработка учебного плана;

  • разработка программы духовно-нравственного развития воспитания и развития;

  • разработка программы формирования культуры здорового образа жизни;

  • разработка программы коррекционной работы и организация работы по программе;

  • разработка системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

завуч, директор, члены рабочей группы

июль

100%

изучение документации, круглые столы, диспуты, собеседования

  1. Приведение нормативной базы МБОУ «СОШ № 2» в соответствие с требованиями ФГОС

завуч, директор

июнь

100%

изучение документации

  1. Определение метапредметных навыков обучающихся по итогам каждой четверти

завуч, руководитель м/о начальных классов

сентябрь

100%

изучение документации, собеседование

  1. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся начальной школы на основе результатов диагностического мониторинга

завуч, руководитель м/о начальных классов

октябрь

90%

изучение документации, собеседование

7. Организация коррекционной работы с обучающимися

завуч, руководитель м/о начальных классов

ноябрь

80%

собеседование

  1. Мониторинг сформированности навыков обучающихся по результатам каждой четверти

завуч, руководитель м/о начальных классов

по графику

_

тестирование

  1. Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы.

директор

август

100%

изучение документации

  1. Осуществление поэтапного повышения квалификации всех учителей начальных классов

директор, завуч

поэтапно

15%

собеседование

  1. Обеспечение тьютерского сопровождения внедрения ФГОС в гимназии.

директор, завуч

постоянно

60%

собеседование

  1. Проведение работ по укреплению материально-технической базы гимназии

директор

 

80%

постоянно

Просмотров работы: 9866