ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Гасанова Л.К. 1
1ГБОУ СПО «Новороссийский медицинский колледж»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростку, как это ни покажется странным, очень трудно жить. Это время, когда все в жизни человека постоянно меняется. У него идет половое созревание, становление личности, меняются интересы и жизненные принципы. Он взрослеет и, естественно, понемногу отдаляется от родителей. Но все равно ему нужна поддержка, ненавязчивая опека, мудрый старший собеседник. А тут вдруг оказывается, что рядом есть родители, учителя, дедушки-бабушки, а в трудный момент поговорить не с кем...

Родители заняты работой, карьерой, у них до собственных детей руки не доходят, поэтому воспитание поручается школьным учителям. А педагогам эта обуза тоже не нужна - они готовы учить, но не воспитывать. Получается, ребенок остается без поддержки взрослых. У нас в основном детей воспитывают по одному из трех сценариев: «жестокость», «безразличие» и «кумир семьи». Каждый из них - путь к потенциальному самоубийству. Но при этом родители считают себя прирожденными гениями воспитания, их не заставишь прочитать даже тоненькую брошюрку по семейной педагогике. Государство вовсю стимулирует повышение рождаемости. Но родить - это только полдела. Надо еще и воспитать. А к этому далеко не все мамы и папы готовы.

Вот жуткая статистика: в возрасте от 15 до 24 лет суицидов в России совершается 25,8 на 100 тысяч сверстников. Полторы тысячи ребят добровольно уходят из жизни каждый год! В среднем по три случая в день! И это при том, что в статистику не попадают незавершенные самоубийства - когда ребенок пытался наложить на себя руки, но не получилось, к счастью таких, по мнению психиатров, еще не менее 4000 случаев в год. Россия находится на шестом месте в мире по общему уровню суицидов. Из цивилизованных стран перед нами только Япония и Южная Корея. Что заставляет наших молодых людей спешить к Богу без приглашения?

Суицид является крайней точкой "аутодеструктивного", или "саморазрушительного" поведения подростков. Согласно исследованиям (А.Г. Амбрумова) такое поведение учащается с возрастом, достигая максимума в пубертате, так что пик аутодеструктивного риска падает на 15-19 лет. К саморазрушительному поведению относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.

Почему же все большее число подростков выбирают именно такой стиль поведения? Анализируя причины, мы выяснили, что основными причинами аутодеструктивного поведения называются:

  1. стиль воспитания в семье (гиперопека, родители неправильно оценивают потенциальные возможности ребенка; гипопротекция, родители чрезмерно фиксируют внимание на проблемах ребенка, эмоционально «отвергают» его)

  2. эмоциональная глухота к ребенку;

  3. социально-культурный статус семьи и т.д. (такое поведение единственно правильное);

  4. неблагополучные семьи.

  5. сверстники (через взаимодействие с ними формируется и закрепляется определенная модель поведения, подражание авторитетным детям, «детям-звездам»).

  6. средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании импульсивности не только у детей, но и у всего взрослого населения в целом.

Особое место в качестве причин саморазрушительного поведения занимают индивидуальные особенности подростка, в частности - склонность к импульсивному поведению. В связи с этим целью работы мы определилиизучение причин импульсивного поведения подростков. Для достижения цели решались такие задачи: изучение литературы и СМИ по проблеме исследования; определение понятий «импульсивное поведение», «аутодеструктивное поведение», выявление причин импульсивного поведения проведение исследования, обработка статистических данных формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования.

Слово «импульсивность» произошло от латинского «импульс», что означает «толчок», «побуждение». Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Импульсивные действия – класс малоосознанных действий, регулируемых установками – подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью.

Многие исследователи, такие как Ю.С. Шевченко, полагают, что импульсивность может служить благоприятной почвой для дальнейшего развития неврозов и социальной дезадаптации, т.е. является механизмом аутодеструктивного поведения.

Импульсивность современных подростков затрагивает не только окружающих людей – родителей, педагогов, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими.

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Исследования показывают, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Для достижения цели нами было проведено исследование, в котором приняли участие 76 человек – старшеклассники школ. В качестве методов были использованы анкета на определение склонности к импульсивному поведению, и опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).

В результате мы получили такие данные: 63% опрошенных демонстрируют высокий уровень импульсивности (т.е. раздражительны, демонстративны, обидчивы, склонны к грубости, могут не подчиняться общим правилам и т.д.) , 14%- средний уровень; 23% - низкий уровень (т.е. 77% - склонны к импульсивности).

При этом 38% регулярно и сильно испытывают стрессы и «удары судьбы», 16% проблемы переживают очень тяжело, 68%- в зависимости от событий. Пережить жизненные ситуации помогает общение с близкими 53% опрошенных, адаптироваться в жизненных ситуациях помогает умение утверждать себя 57%, 58% оценивают свою социальную активность как среднюю, а 36% - как высокую.

Главным источником негативных переживаний назвали семейные конфликты 48%, при этом 36% характеризуют свою семью как дезинтегрированную (семья, в которой люди разобщены и не оказывают друг другу необходимой помощи), 35% - дисгармоничную (проявляется в виде рассогласования целей, потребностей и мотиваций у членов семьи). У 78% семья по отношению к конфликтам консервативная, у 5% - разрушает свою структуру, и только у 19% - гибкая.

В качестве источника неприятностей 42% назвали личные проблемы, 37% -плохие результаты учебы, 26% - неумение добиваться поставленных целей, 21% - жестокость по отношению к ним, а также наличие различных социальных проблем.

21% опрошенных встречались с суицидальным поведением, 14% сказали, что предпринимали попытки. При этом 68% отметили, что, по их мнению, суицид – это психическое заболевание. Причиной такого поведения называют психологический кризис (53%); разрыв отношений, ссору (32%), равнодушие окружающих или конфликт с родителями (21%), материальные проблемы и проблемы в школе (по 11%).

11% затрудняются назвать себя счастливым человеком, только 63% довольны тем, как складывается их жизнь, с тревогой смотрят в будущее 26%

Использование методики СОП для измерения склонности учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения (диагностик таких взаимосвязанных форм девиантного поведения, как нарушение норм и правил, агрессивное, саморазрушающее и самоповреждающее, аддиктивное, делинквентное поведение): у 2% учащихся нормы моральной нормативности лежит выше среднего, у 57% - средний уровень моральной нормативности, у 41% ниже среднего. Таким образом, можно сказать, что более чем у 40 учеников уровень морали ниже среднего, 59% наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению

При этом видна закономерность: больше склонность к импульсивному поведению у тех подростков, у кого более неблагополучная семья. Они тяжело переживают проблемы, сталкиваются с суицидальным поведением, не довольны своей жизнью и испытывают тревогу по отношению к будущему. Это подтверждает мысль о том, что неблагополучие, неуверенность, неумение справляться с трудностями приводят в импульсивному поведению, а в конечном итоге – склонность к отклоняющемуся (аутодеструктивному) поведению.

В результате проведенного исследования мы выделили несколько причин такого поведения: во-первых, ускорился темп нашей жизни, в связи с чем не всегда психика человека успевает за подобными изменениями (т.е. происходит перегрузка психики), во-вторых, по социальным причинам, утратилась взаимосвязь родителей и детей (т.к. большинство родителей вынуждены работать на нескольких работах чтобы обеспечить семью, при этом мало времени уделяя своим детям, таким образом, нарушая воспитательную функцию семьи), в-третьих, сам подростковый возраст как «кризисное состояние», в-четвертых, российское общество не готово, как правило, обращаться за квалифицированной психологической помощью в трудных жизненных перипетиях.

Что же должны и могут сделать взрослые, чтобы оказать посильную помощь своим детям? На самом деле все просто: не проходите мимо плачущих детей. Интересуйтесь жизнью своих. Объясняйте, что в этом мире много добра и он совсем не так плох, как порой кажется. Контролируйте ребят. Опасная ситуация - резкое изменение поведения. Если ребенок в один момент перестал чем-то интересоваться - это сигнал, что в его душе что-то меняется. Задача взрослых - понять, что происходит. Скорее всего, это очередная смена этапов переходного возраста. Но это же может стать первым явным симптомом проблемы, найти выход из которой подростку может оказаться не под силу.

Просмотров работы: 11318