Родители заняты работой, карьерой, у них до собственных детей руки не доходят, поэтому воспитание поручается школьным учителям. А педагогам эта обуза тоже не нужна - они готовы учить, но не воспитывать. Получается, ребенок остается без поддержки взрослых. У нас в основном детей воспитывают по одному из трех сценариев: «жестокость», «безразличие» и «кумир семьи». Каждый из них - путь к потенциальному самоубийству. Но при этом родители считают себя прирожденными гениями воспитания, их не заставишь прочитать даже тоненькую брошюрку по семейной педагогике. Государство вовсю стимулирует повышение рождаемости. Но родить - это только полдела. Надо еще и воспитать. А к этому далеко не все мамы и папы готовы.
Вот жуткая статистика: в возрасте от 15 до 24 лет суицидов в России совершается 25,8 на 100 тысяч сверстников. Полторы тысячи ребят добровольно уходят из жизни каждый год! В среднем по три случая в день! И это при том, что в статистику не попадают незавершенные самоубийства - когда ребенок пытался наложить на себя руки, но не получилось, к счастью таких, по мнению психиатров, еще не менее 4000 случаев в год. Россия находится на шестом месте в мире по общему уровню суицидов. Из цивилизованных стран перед нами только Япония и Южная Корея. Что заставляет наших молодых людей спешить к Богу без приглашения?
Суицид является крайней точкой "аутодеструктивного", или "саморазрушительного" поведения подростков. Согласно исследованиям (А.Г. Амбрумова) такое поведение учащается с возрастом, достигая максимума в пубертате, так что пик аутодеструктивного риска падает на 15-19 лет. К саморазрушительному поведению относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.
Почему же все большее число подростков выбирают именно такой стиль поведения? Анализируя причины, мы выяснили, что основными причинами аутодеструктивного поведения называются:
стиль воспитания в семье (гиперопека, родители неправильно оценивают потенциальные возможности ребенка; гипопротекция, родители чрезмерно фиксируют внимание на проблемах ребенка, эмоционально «отвергают» его)
эмоциональная глухота к ребенку;
социально-культурный статус семьи и т.д. (такое поведение единственно правильное);
неблагополучные семьи.
сверстники (через взаимодействие с ними формируется и закрепляется определенная модель поведения, подражание авторитетным детям, «детям-звездам»).
средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании импульсивности не только у детей, но и у всего взрослого населения в целом.
Особое место в качестве причин саморазрушительного поведения занимают индивидуальные особенности подростка, в частности - склонность к импульсивному поведению. В связи с этим целью работы мы определилиизучение причин импульсивного поведения подростков. Для достижения цели решались такие задачи: изучение литературы и СМИ по проблеме исследования; определение понятий «импульсивное поведение», «аутодеструктивное поведение», выявление причин импульсивного поведения проведение исследования, обработка статистических данных формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования.
Слово «импульсивность» произошло от латинского «импульс», что означает «толчок», «побуждение». Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Импульсивные действия – класс малоосознанных действий, регулируемых установками – подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью.
Многие исследователи, такие как Ю.С. Шевченко, полагают, что импульсивность может служить благоприятной почвой для дальнейшего развития неврозов и социальной дезадаптации, т.е. является механизмом аутодеструктивного поведения.
Импульсивность современных подростков затрагивает не только окружающих людей – родителей, педагогов, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими.
Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Исследования показывают, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.
Для достижения цели нами было проведено исследование, в котором приняли участие 76 человек – старшеклассники школ. В качестве методов были использованы анкета на определение склонности к импульсивному поведению, и опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
В результате мы получили такие данные: 63% опрошенных демонстрируют высокий уровень импульсивности (т.е. раздражительны, демонстративны, обидчивы, склонны к грубости, могут не подчиняться общим правилам и т.д.) , 14%- средний уровень; 23% - низкий уровень (т.е. 77% - склонны к импульсивности).
При этом 38% регулярно и сильно испытывают стрессы и «удары судьбы», 16% проблемы переживают очень тяжело, 68%- в зависимости от событий. Пережить жизненные ситуации помогает общение с близкими 53% опрошенных, адаптироваться в жизненных ситуациях помогает умение утверждать себя 57%, 58% оценивают свою социальную активность как среднюю, а 36% - как высокую.
Главным источником негативных переживаний назвали семейные конфликты 48%, при этом 36% характеризуют свою семью как дезинтегрированную (семья, в которой люди разобщены и не оказывают друг другу необходимой помощи), 35% - дисгармоничную (проявляется в виде рассогласования целей, потребностей и мотиваций у членов семьи). У 78% семья по отношению к конфликтам консервативная, у 5% - разрушает свою структуру, и только у 19% - гибкая.
В качестве источника неприятностей 42% назвали личные проблемы, 37% -плохие результаты учебы, 26% - неумение добиваться поставленных целей, 21% - жестокость по отношению к ним, а также наличие различных социальных проблем.
21% опрошенных встречались с суицидальным поведением, 14% сказали, что предпринимали попытки. При этом 68% отметили, что, по их мнению, суицид – это психическое заболевание. Причиной такого поведения называют психологический кризис (53%); разрыв отношений, ссору (32%), равнодушие окружающих или конфликт с родителями (21%), материальные проблемы и проблемы в школе (по 11%).
11% затрудняются назвать себя счастливым человеком, только 63% довольны тем, как складывается их жизнь, с тревогой смотрят в будущее 26%
Использование методики СОП для измерения склонности учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения (диагностик таких взаимосвязанных форм девиантного поведения, как нарушение норм и правил, агрессивное, саморазрушающее и самоповреждающее, аддиктивное, делинквентное поведение): у 2% учащихся нормы моральной нормативности лежит выше среднего, у 57% - средний уровень моральной нормативности, у 41% ниже среднего. Таким образом, можно сказать, что более чем у 40 учеников уровень морали ниже среднего, 59% наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению
При этом видна закономерность: больше склонность к импульсивному поведению у тех подростков, у кого более неблагополучная семья. Они тяжело переживают проблемы, сталкиваются с суицидальным поведением, не довольны своей жизнью и испытывают тревогу по отношению к будущему. Это подтверждает мысль о том, что неблагополучие, неуверенность, неумение справляться с трудностями приводят в импульсивному поведению, а в конечном итоге – склонность к отклоняющемуся (аутодеструктивному) поведению.
В результате проведенного исследования мы выделили несколько причин такого поведения: во-первых, ускорился темп нашей жизни, в связи с чем не всегда психика человека успевает за подобными изменениями (т.е. происходит перегрузка психики), во-вторых, по социальным причинам, утратилась взаимосвязь родителей и детей (т.к. большинство родителей вынуждены работать на нескольких работах чтобы обеспечить семью, при этом мало времени уделяя своим детям, таким образом, нарушая воспитательную функцию семьи), в-третьих, сам подростковый возраст как «кризисное состояние», в-четвертых, российское общество не готово, как правило, обращаться за квалифицированной психологической помощью в трудных жизненных перипетиях.
Что же должны и могут сделать взрослые, чтобы оказать посильную помощь своим детям? На самом деле все просто: не проходите мимо плачущих детей. Интересуйтесь жизнью своих. Объясняйте, что в этом мире много добра и он совсем не так плох, как порой кажется. Контролируйте ребят. Опасная ситуация - резкое изменение поведения. Если ребенок в один момент перестал чем-то интересоваться - это сигнал, что в его душе что-то меняется. Задача взрослых - понять, что происходит. Скорее всего, это очередная смена этапов переходного возраста. Но это же может стать первым явным симптомом проблемы, найти выход из которой подростку может оказаться не под силу.