МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Маленко О.П. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы межкультурных коммуникаций приобрели в последнее время различную тематику и обсуждаются с различных точек зрения и в разных аспектах. Современное состояние российского общества, процессы, происходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания подрастающего поколения, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности. Вопросы развития межкультурной коммуникации занимают главенствующую позицию не только в сфере научной мысли, но и в разрешении воспитательно-образовательных, социальных проблем. Смена моделей общественного развития, острая социальная дифференциация создали принципиально новую ситуацию вхождения подрастающего поколения в социум.

В рамках данной проблемы Сургут является ярким представителем межнациональной культуры. В настоящее время в Сургуте проживают представители более 100 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, историю, осуществляют деятельность более 30 этнических общественных организаций и 26 религиозных объединений.

Современному обществу требуются люди, обладающие высоким уровнем социокультурной компетенции, с развитым чувством эмпатии и толерантности, владеющих навыками межкультурной коммуникации. В философии образования происходит смена ведущих концепций, вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в функционировании образовательных систем. Такая эволюция совершается на основе переосмысления накопленного культурного опыта. Смена социально-экономических ориентаций принуждает педагогов обращаться к базовым ценностям культуры для того, чтобы корректировать традиционные и ставить инновационные культурные цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества. Возрастает необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными компонентами, поскольку именно они создают условия для духовного становления детей и подростков. Именно общечеловеческие ценности культуры могут обеспечить новые социокультурные потребности. При этом культура создает почву для развития и интеграции многообразия, а образование дает детям понимание этих процессов.

Вопрос межнационального общения в педагогике и психологии является сложным и многогранным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен постепенно, в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. В связи с этим цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

При изучении психолого-педагогической стороны межкультурного взаимодействия детей были выявлены противоречия между общими моральными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, между необходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Межнациональная коммуникация – первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурных коммуникаций играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.

Исследователи Д. Голдник и П. Шин рассматривают межкультурную коммуникацию как стратегию, в условиях которой культурное окружение определяется как среда позитивная и существенная для обучения. Ким характеризует его как педагогическую поддержку пониманию учащимися фактов, позиций, мнений и форм поведения, исходя из собственных и иных этнокультурных возможностей. А. Флерас, Ж. Эллио предлагают рассматривать данное понятие как широкую вариативность методов включения человека в культурное многообразие.

Ребёнок начала ХХI века учит иностранный язык (английский, немецкий), знает русский и родной языки. Он путешествует с родителями за границу и знает, что люди разных стран живут по-разному – у них отличаются не только языки, но и отношения друг с другом, кухня, музыка и танцы. Ему интересны игры, сказки и пословицы разных народов, и он может их назвать – русские, украинские, молдавские, чеченские, дагестанские, татарские, английские, немецкие.

Его социокультурный опыт проявляется в поведении, так как он уже имеет достаточно чётко сформированные представления о правилах жизнедеятельности в социуме, ценностях разных культур и способах взаимодействия с представителями других стран.

Но его представления о многообразии культур отрывочны, мозаичны. Бывает критично настроен к представителям какой-либо нации или расы. Ему трудно включиться в общение с представителями других стран из-за языкового барьера, непонимания традиций. Эмоционально-чувственное отношение к культуре разных стран доминирует над рационально-логическим, в связи с чем вопрос об этике межкультурных коммуникаций приобретает особое значение и звучание.

Основными чертами этики межнационального общения являются:

1. осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми;

2. понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов;

3. гармонизации общечеловеческих и национальных интересов;

4. нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;

5. чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой;

6. забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля;

7. понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;

8. стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;

9. неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре;

10. знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;

11. национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества;

12. глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению;

13. правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена;

14. нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению этики межнационального общения.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. В этом возрасте ребенка еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Поэтому одной из главных задач родителей и воспитателей является сформированность у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов.

Образовательные учреждения, имеющие в своем плане один – два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители их обучающихся, не могут претендовать на то, что в их стенах обосновалось межкультурное образование.

Прежде всего, для осуществления воспитательной работы по формированию у детей дошкольного возраста этики межнационального общения необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Воспитание этики межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс включения детей в различные виды образовательной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств. Эффективными средствами воспитания этики межнационального общения являются традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использованием национальных атрибутов, произведения искусства и др. Главным из ᴨеречисленных средств является игра, как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте.

В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут педагогу обогатить социальный опыт детей, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развивающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.

Список литературы:

  1. Бабынина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис. … канд. пед. наук / Т.Ф. Бабынина. – Екатеринбург, 2001. – 229 с.

  2. Библер, B.C. Культура. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. –1989. – № 6. – С. 31–41.

  3. Куликовская, И.Э. Теория и практика развития мировидения у детей в дошкольном учреждении / И.Э. Куликовская. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2002. – 302 с.

Просмотров работы: 2789