ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ У ДЕТЕЙ

Крамаренко А.Р. 1, Демиденко О.П. 1
1Северо – Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес к изучению ассоциаций возник достаточно давно первой наукой изучающей ассоциации стала психология, поскольку ассоциации явным образом связаны с функционированием сознания. В дальнейшем, круг наук изучающих ассоциации существенно расширился.

Для логопедии наибольший интерес представляют вербальные ассоциации, поскольку они непосредственно связаны с объектом ее изучения - речью. Изучение вербальных ассоциаций в онтогенезе позволяет четче представлять себе стадии развития психики ребенка, стадии ее формирования. Наблюдения за развитием ассоциаций позволяет оценивать соответствие текущего развития и нормального, что особенно важно в ранних возрастах.

Таким образом, актуальным является изучение вербальных ассоциаций в онтогенезе детей 3-7 лет.

Ассоциацию можно определить как связь, которая образуется между двумя или более психическими образованиями. Актуализация ассоциации выражается в том, что при появлении одного члена ассоциации в кратчайшее время появляется другой член ассоциации.

Классифицируют ассоциации по типу стимула вызывающего реакции, это: зрительные, вербальные, кинестетические, вкусовые, обонятельные ассоциации.

Одна из наиболее распространённых классификаций ассоциаций классификация на основании характера связи между ассоциируемыми психическими образованиями. Это:

- пространственно-временная связь, смежность;

- подобие, сходство;

- различие, противоположность.

Кроме того, контраст и противоположность можно рассматривать как частный случай схожести и тогда остается только два вида ассоциаций по сходству и смежности по времени.

В лингвинистической традиции принято так же деление на два типа ассоциаций. Синтагматические, например белый-снег, ель-пушистая, в таких ассоциациях слово – реакция выступает как возможное синтаксическое продолжение предложения со словом стимулом. Парадигматическая ассоциация подразумевает некоторую семантическую связь между стимулом и реакцией. Стул-мебель, черный-белый. Эта классификация основана на концепции парадигматических полей И. Трира и Л. Вайсгербера, и синтаксические или синтагматические поля В. Порцига [1].

Ученые делают вывод о том, что вербальные ассоциации формируются у людей в значительной мере под влиянием существующих в их культурной практике текстов, отсюда, например, высокая частотность таких ассоциаций как береза-кудрявая, ива-плакучая, Дед-мороз – красный нос и т.д. То есть человек не открывает что-то новое в предмете или явлении, а заимствуются из языковой практики. Чем чаще слова совместно появляются в текстах, тем чаще они появляются совместно и в эксперименте, то есть тем сильнее их ассоциативная связь в языковом сознании носителей языка. Поэтому есть все основания говорить о речевой природе стандартных вербальных ассоциаций [2].

В целях дифференциальной диагностики широко применяются задания на актуализацию ассоциативных рядов. В практика часто используются свободные и направленные ряды. При направленной вербальной ассоциации задается тематическая область, например «растения».

В задании на свободные ассоциации ребенку предлагают назвать как можно больше любых слов за одну минуту: включают секундомер и говорят: «Начинай!». Если ребенок называет предметы окружающей обстановки, его просят закрыть глаза и продолжать называть предметы. Психолог фиксирует не только ответы ребенка, но и паузы, что позволяет оценить трудности включения-переключения и утомление.

В задании на называние действий, учитывая возможные трудности понимания инструкции, наблюдатель говорит ребенку: «Назови любые действия, какие можно делать. Например, можно писать, что еще?»

В следующем задании ребенку предлагают называть любые растения. Процедура и время выполнения такие же, как в свободных ассоциациях.

При оценке результатов определяется количество продуктивных ассоциаций, то есть все слова без повторов и неадекватных слов (они могут быть в направленных ассоциативных рядах). Кроме того, подсчитывается количество повторов и неадекватных слов. К продуктивным ответам относятся словосочетания (чаще всего при назывании действий) и слова с обобщенным значением при назывании растений.

Качественный нейропсихологический анализ данных ассоциативной пробы по выделенным параметрам может позволить приблизиться к пониманию механизмов трудностей ребенка.

Низкая продуктивность в свободном ассоциативном эксперименте наиболее часто наблюдается у заторможенных детей со слабостью функций программирования и контроля.

Низкая продуктивность во всех заданиях, и главным образом в направленных ассоциациях, характерна для детей с недоразвитием речевых функций.

Диссоциация между высокой продуктивностью в свободном ассоциировании и низкой при назывании растений свойственна детям с трудностями переработки слухоречевой информации по левополушарному типу [5].

У детей с незрелостью функций переработки информации по правополушарному типу часто обнаруживается высокая продуктивность во всех заданиях, и особенно в свободных ассоциациях. Отличается эта группа детей по содержанию ассоциаций. В их ассоциациях можно встретить и редкие, и вычурные слова, и неологизмы.

У детей со слабостью функций программирования и контроля содержание ассоциаций носит упрощенный характер. Они часто «считывают» предметы окружающей обстановки, актуализируют автоматизированные ряды (например, порядковый счет), называют имена.

Дети со слабостью функций переработки слухоречевой информации недостаточно владеют конкретной лексикой — они используют наиболее частотные слова (яблоко, роза, ромашка) и слова с обобщенным значением (трава, цветок, дерево)

Увеличение количества повторов характерно прежде всего для детей со сниженной слухоречевой памятью, а также для инертных детей.

Неадекватные ответы встречаются сравнительно редко — и прежде всего у детей с выраженным отставанием в развитии функций программирования и контроля деятельности.

Паузы — распространенное явление. Большие паузы перед первой ассоциацией говорят о трудностях вхождения в задание. Такие дети с трудом переключаются с одной семантической группы на другую (внутри и между заданиями). Низкая продуктивность и увеличение пауз к концу задания наблюдаются у детей с повышенной утомляемостью[3].

Критические периоды в онтогенезе вербальных ассоциативных структур глаголов передвижения связываются с возрастом

1. 3 года. Процесс формирования вербальных ассоциативных структур характеризуется существованием противоречия между сформировавшимися к этому периоду семантическими отношениями и лексическими средствами выражения этих отношений.

2. 7-10 лет. В возрасте 7 лет основная черта в структуре ассоциотивного поля глаголов передвижения — пик развития синтагматического сегмента. Далее интенсивное развитие получает парадигматический сегмент. Общая особенность онтогенеза в 7-8 лет — пик развития грамматических ассоциаций, затем пик развития видовых ассоциаций с последующим резким спадом числа ассоциаций в данных ветвях [4].

Таким образом вербальные ассоциации представляют из семя довольно мощный инструмент для оценки речевого развития ребенка. Современные исследователи увязывают резкие скачки в изменении характера вербальных ассоциаций с психологическими кризисами и характерными для них возрастами.

Возраст 3-х лет это переход от раннего возраста к младшему дошкольному. Для кризиса этого возраста характерны негативизм, обесценивание привязанностей, упрямство, строптивость и своеволие, протест-бунт. Особенности ассоциаций в этом возрасте состоят в том, что происходит конфликт между сформировавшимися семантическими связями и языковыми средствами их выражения, этот период ребенок активно усваивает новые способы выражения мыслей. В результате кризиса возможно с одной стороны недостаточное освоение новых форм классическая задержка в речевом развитии, а с другой освоение ненормативной лексики. Основные ветви ассоциаций это средство, бегать-ногами, делать – руками и т.д.

В период развития от 3 до 7 лет ассоциативное поле вербальных ассоциаций испытывает плавные изменения. На первый план выходят такие ветви как причины действия, например, бежать-бояться. Состав ассоциаций со значением средства передвижения численно преобладает в четыре года и в шесть лет. В среднем и старшем дошкольном возрасте наблюдается тенденция к выравниванию количества ассоциаций в ветвях средства и места

В 7-8 лет изменения в ассоциотивных полях происходят опять скачкообразно, на первое место выходят грамматические ассоциации бежать-бегать, лететь-летать и пр. начинают появляться ассоциации оценки маршировать - правильно. Данный скачок объясняется переходом детей из детского сада в школу и сменой ведущей деятельности с игровой на учебную.

Список используемых источников

1. Актуальные проблемы обучения русскому и белорусскому языкам в Вузе Минск.:БГМУ -2009 -179с.

2. Ахутина Т. ,Пылаева Н. Диагностика зрительно - вербальных функций у детей 5-7 лет//первое сентября. N15, 2001

3. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ). Дисс. канд. филол. наук. - М., 1996, 176

4. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977.

5. Мартинович Г.А.. Вербальные ассоциации и организация лексикона человека // Филологические науки. 1989. N 3.

Просмотров работы: 2378