СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ахтямова Л.И. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Транспорт является одной из самых важных отраслей хозяйства, которая удовлетворяет потребности хозяйства и всего населения в перевозках, а также является крупной составной частью инфраструктуры, непосредственно влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития регионов и страны в целом. Основным видом транспорта является автомобильный.

В современных условиях огромное значение имеет ремонт и содержание автомобильных дорог. Комплекс работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из наиболее важных условий для обеспечения сохранности автодороги, повышения безопасности движения, долговечности и надежности автомобильных дорог, сооружений расположенных на дороге, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования денежных средств, которые выделяются на нужды дорожного хозяйства.

Цель курсовой работы – совершенствование системы общественного контроля за качеством строительства, содержания, ремонта автомобильных дорог в городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – ГО г. Уфа РБ).

Цель работы, в свою очередь, определяет конкретные задачи, основными из которых являются:

– изучить систему контроля за строительством, ремонтом и содержанием автодорог в ГО г.Уфа РБ;

– проанализировать развитие дорожной инфраструктуры в ГО г.Уфа РБ;

– проанализировать работу контрольных органов;

– выявить основные проблемы контроля в сфере дорожного хозяйства и систему общественного контроля;

– разработать мероприятия для улучшения работы общественного контроля;

– оценить эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования является дорожное хозяйство городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Предметом является система контроля за качеством строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы. Во введении указаны актуальность, цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. В заключении обобщены выводы по работе. Методы исследования – сравнительный, аналитический, статистический. Основными источниками информации являются: Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Градостроительный Кодекс РФ, СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» от 01.01.1986 г., Интернет-ресурсы, статьи и монографии по тематике исследования.

1 Теоретические основы государственного регулирования содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог

1.1 Система автомобильных дорог в Российской Федерации: понятие, классификация, нормативно-правовое регулирование их строительства, ремонта и содержания

Транспортная система Российской Федерации включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из перечисленных видов транспорта выполняет определенную функцию исходя из характера грузов. Транспорт является одной из самых важных отраслей хозяйства, которая удовлетворяет потребности хозяйства и всего населения в перевозках, является крупной составной частью инфраструктуры, непосредственно влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития регионов и страны в общем.

В нашей стране очень велико значение транспортной системы. Россия занимает огромную часть суши земного шара и имеет огромные расстояния между западной и восточной границами. Транспорт в России способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры. Также транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем.

Наиболее гибким и массовым из всех видов транспорта является автомобильный. Автомобильный транспорт – это вид транспорта, который осуществляет перевозки пассажиров или грузов на всех видах автомобилей: легковых, автобусах, грузовых, автотягачах и прицепных повозках. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.

Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства и расширения международной торговли и развития сферы услуг.

Основным Федеральным законом, регулирующим дорожную деятельность является Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-257).В соответствии с данным законом, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, который предназначен для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них (или под ними) конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, которые являются ее технологической частью, ­­­­– защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог [2]. Рассмотрим классификацию автомобильных дорог (рис. 1.1): Рисунок 1.1 – Классификация автомобильных дорог РФ [3]

К автодорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного количества лиц.

К автодорогам необщего пользования относятся дороги, которые находятся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими только для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автодороги необщего пользования федерального значения и их участки не могут быть включены в перечень автодорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения.

В особенности, необходимо изучить автомобильные дороги местного значения. Виды автомобильных дорог общего пользования местного значения представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Виды автомобильных дорог общего пользования местного значения

В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобиль­ных дорог», утвержденным Приказом Федерального агентства по техниче­скому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-СТ, автомобильные дороги делятся на классы (рис. 1.3):

Рисунок 1.3 – Классы автомобильных дорог Российской Федерации [3]

Также в соответствии с данным документом автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам подразделяют на категории в зависимости от:

1) количества и ширины полос движения;

2) наличия центральной разделительной полосы;

3) типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

4) условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Классификационные признаки автомобильных дорог обладают определенными техническими характеристиками. Автомобильные дороги и их технические классификации приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования [3]

Класс автомобильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движения, м

Центральная разделительная полоса

Автомагистраль

4 и более

3,75

Обязательна

Скоростная дорога

4 и более

3,75

Обязательна

Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

4 и более

3,75

Обязательна

4

3,5

Допускается отсутствие

2 или 3

3,75

Не требуется

2

3,5

2

3

1

4,5 и более

В современных условиях огромное значение имеет ремонт и содержание автомобильных дорог. Комплекс работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из наиболее важных условий для обеспечения сохранности автодороги, повышения безопасности движения, долговечности, надежности автомобильных дорог, сооружений расположенных на дороге, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования денежных средств, которые выделяются на нужды дорожного хозяйства.

Согласно ФЗ-257 дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Использование автодорог не входит в содержание дорожной деятельности и осуществляется всеми участниками дорожного движения [2].

Таким образом, определим, основные понятия, связанные с дорожной деятельностью:

  1. ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автодороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

  2. содержание автодороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

  3. капитальный ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению и повышению работоспособности дорожного покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, замены изношенных конструкций и деталей на более прочные и долговечные в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении дороги;

  4. реконструкция автомобильной дороги – это увеличение ее пропускной и несущей способности путем изменения на отдельных участках плана и продольного профиля, коренного переустройства дорожного полотна. Реконструкцию дороги выполняют с переводом ее в более высокую категорию, при этом параметры и характеристики дороги повышаются до уровня, позволяющего при возросшей и прогнозируемой на перспективу интенсивности движения обеспечить нормативные требования к потребительским свойствам дорог и дорожных сооружений на период до очередной реконструкции.

Рассмотрим далее основные процессы, происходящие в дорожной системе.

Планирование дорожной деятельности. Оно осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автодорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автодорог, долгосрочных целевых программ.

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автодорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ и Федеральным Законом №257 – ФЗ.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог в зависимости от уровня значения автодороги обеспечивается следующими органами (табл. 1.2):

Таблица 1. 2 – Осуществление дорожной деятельности в зависимости от значения автодороги

Значение автомобильной дороги

Орган, обеспечивающий дорожную деятельность

  1. Автомобильные дороги федерального значения

Орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства

  1. Автодороги регионального или межмуниципального значения

Уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ

  1. Автодороги местного значения

Уполномоченный органам местного самоуправления

  1. Частные автодороги

Физические или юридические лица, являющиеся собственниками таких автодорог или правообладателями земельных участков, которые предоставлены для размещения автодорог

По таблице 1.2 видим, что в России дороги по своему значению делятся на 4 типа. В зависимости от значения автодороги дорожная деятельность обеспечивается определенным государственным органом, органом МСУ или иными лицами.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается [2]:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в отношении автодорог регионального или межмуниципального значения, а также частных автодорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом МСУ поселения в отношении автомобильных дорог поселения, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять в границах поселения;

4) органом МСУ муниципального района в отношении автодорог муниципального района, а также частных автодорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях;

5) органом МСУ городского округа в отношении автодорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять в границах городского округа.

Содержание автомобильных дорог. Оно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автодорог.

Порядок содержания автодорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством РФ, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Порядок ремонта автомобильных дорог. Он устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

В таблице 1.3 указаны нормативные документы, регламентирующие содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог.

Таблица 1.3 – Нормативные документы, регламентирующие дорожную деятельность

Название документа

Дата принятия

Объект регулирования

Градостроительный Кодекс Российской Федерации №190-ФЗ

9.12.2004 г.

Регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений

Федеральный закон РФ №257 «Об автодорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

8.11.2007 г.

Регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ

ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон»

10.12.1997 г.

Распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами

СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»

01.01.1986 г.

Строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, за исключением временных дорог, испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников

Инструкция по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими

22.03.1977 г.

Инструкция предназначена для руководства при проектировании и строительстве дорожных покрытий и оснований из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими по способам пропитки, смешения на дороге, и из черного щебня, а также слоев износа по способу поверхностной обработки

ТР 134-03 Технические рекомендации по устройству и приемке в эксплуатацию дорожных покрытий с учетом требований международных стандартов по ровности

20.06.2003 г.

Практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных покрытий с применением асфальтобетона, монолитного и сборного железобетона

Классификация работ по ремонту автодорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства [2].

В настоящее время в России в области развития дорожного строительства действует федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» от 5 декабря 2001 г. №848 рассчитанная на 2010–2015 годы. Она включает в себя подпрограммы [6]:
  1. «Развитие экспорта транспортных услуг»;

  2. «Железнодорожный транспорт»;

  3. «Автомобильные дороги»;

  4. «Морской транспорт»;

  5. «Внутренний водный транспорт»;

  6. «Гражданская авиация».

В Республике Башкортостан действует целевая программа «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан» от 20 декабря 2011 года №518, которая рассчитана на 2010-2015 годы [7].

Таблица 1.4 – Перечень действующих федеральных и республиканских целевых программ в области дорожного строительства

Название целевой программы

Исполнитель

Цели программы

1

2

3

Программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»: Подпрограмма «Автомобильные дороги»

ФКУ «Управление автомобильной магистрали»

  1. развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, которая будет обеспечивать ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

  2. повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

  3. повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

  4. повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы

Продолжение таблицы 1.4

1

2

3

Республиканская целевая программа «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)»

Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству

  1. развитие сети автомобильных дорог РБ, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

  2. повышение доступности автомобильных дорог общего пользования для населения;

  3. повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам;

  4. повышение устойчивости и сохранение существующей сети автомобильных дорог

Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан» (2013-2018 гг.)

Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству

  1. повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

  2. повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

  3. улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений.

Таким образом, в Российской Федерации основные аспекты сферы дорожного хозяйства регулируются Градостроительным Кодексом РФ, ФЗ-257, ГОСТ Р52398-2005, в которых определены понятия строительства, содержания, ремонта, проектирования и планирования автомобильных дорог, их классификация. Для достижения целей федеральных и региональных целевых программ, развития инфраструктуры, повышения безопасности движения и качества автомобильных дорог, необходим высокий уровень контроля за планированием, строительством, ремонтом, содержанием автомобильных дорог. 1.2 Система контроля за качеством дорожного покрытия: организационные и нормативные аспекты

От качества автомобильной дороги зависит скорость, и самое главное, безопасность участников дорожного движения. Качественно построенная автомобильная дорога должна быть устойчива к воздействию нагрузок от транспортных средств, для пропуска которых она предназначена. Нагрузки транспортных средств, в свою очередь, очень динамичны. Действие таких нагрузок особенно опасно для дорожной одежды в период сильного переувлажнения ее основания и земляного полотна.

Качество дороги – это степень соответствия всех показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям [2].

Основные факторы, влияющие на качество автомобильной дороги изображены на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 – Факторы, влияющие на качество дороги

Согласно рисунку 1.3 мы видим, что качество дороги зависит, в первую очередь, зависит от используемых материалов при строительстве, не менее важны – машины и механизмы. Также очень важен технический надзор за строительством и лабораторный контроль качества поступающих материалов и выполняемых строительных работ.

Технический надзор представляет собой контроль плотности и однородности грунта в насыпи, поперечного уклона, ровности каждого слоя дорожной одежды, температуры и качества асфальтобетонной смеси, правильности сооружения водоотводной и дренажной систем и многих других показателей.

Общую оценку качества строительства городских дорожных объектов и сооружений дает государственная приемочная комиссия исходя из совокупности оценок качества проекта, материалов, конструкций, изделий и дорожно-строительных работ. При этом качество проекта должно определяться в зависимости от эффективности принятых инженерно-технических, экономических и архитектурно-планировочных решений. Качество же выполнения строительно-монтажных работ и применяемых при этом материальных ресурсов оценивается в соответствии с отраслевыми правилами и инструкциями. При оценке качества работ проверяют соблюдение геометрических, физико-механических и других параметров, предусмотренных проектом, а также требований инструктивно-нормативных документов.

Специалистам в области дорожного строительства известно, что темп разрушения дорожного покрытия намного выше темпа его восстановления. Несвоевременный ремонт автомобильной дороги увеличивает общие расходы на ее восстановление в 3-4 раза. Опыт по эксплуатации автодорог показывает, что нормативный срок их службы их службы, который составляет 13-15 лет не выдерживается из-за разных причин. Одной из причин снижения срока службы является отсутствие полноценного контроля за качеством производства работ на всех этапах технологического процесса строительства автодороги.

Высокое качество автомобильных дорог, их надежность, должны обеспечиваться строительными организациями путем осуществления комплекса технических, экономических, мер. Все стадии создания автомобильной дороги должны сопровождаться эффективным контролем

Целью системы контроля за качеством дорог является достижение нормативного уровня работ по строительству, ремонту, содержанию автодорог, путем систематизированного контроля качества работы и координации деятельности реализации строительного производства в целом [10].

Условием достижения цели является решение задач организационного характера, которые предусматривают:

  1. совершенствование организации и технологии строительного производства;

  2. совершенствование организации и методики контроля качества строительно-монтажных работ;

  3. повышение ответственности подрядных организаций за низкое качество строительно-монтажных работ;

  4. разработку и внедрение новых строительных материалов, технологий, машин, оборудования и т.д.

На рисунке 1.5 изображена схема контроля качества дорожно-строительной продукции.

Рисунок 1.5 – Схема организации контроля качества дорожно-строительной продукции

Государственный надзор обеспечивает качество проектно-сметной документации, качество строительно-монтажных работ, соблюдение требований СНиП и стандартов.

Производственный контроль подразделяется на входной, операционный и приемочный. Основная задача входного контроля – проверка проектов и смет, а также качества поступающих материальных ресурсов. При обнаружении несоответствия или отклонений от требуемого уровня качества составляют «Акт о ненадлежащем качестве продукции, некомплектности и нарушении правил маркировки и упаковки продукции». Входной контроль осуществляют прорабы, мастера и бригадиры с привлечением работников дорожных лабораторий.

Операционный контроль предназначен для своевременного обнаружения и исправления дефектов или строительного брака и выполняется под руководством мастеров и прорабов непосредственными исполнителями работ. В необходимых случаях к проведению операционного контроля привлекаются работники дорожно-строительных лабораторий и геодезических служб. В результате оценивается качество дорожно-строительных работ сразу же после их выполнения. Основные рабочие документы — технологические карты и схемы операционного контроля качества работ, разрабатываемые в составе проектной документации.

Приемочный контроль заключается в проверке соответствия выполненных работ или изготовленной дорожной продукции требованиям проектов, СНиПов, технических указаний и других нормативных документов. Основная цель – предупреждение появления недоброкачественной готовой продукции.

Лабораторный контроль представляет собой службы, которые состоят из специализированных подразделений, выполняющих требуемый нормативными документами комплекс измерений, лабораторных испытаний и исследований, необходимых для обеспечения качества строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В их функции входит:

– непрерывный и своевременный контроль качества применяемых материалов, конструкций и полуфабрикатов;

– надзор за соблюдением требований СНиП, ТУ и других нормативных документов при производстве работ;

– разработка рекомендаций по применению местных дорожно-строительных материалов и побочных продуктов промышленных предприятий.

Существуют специальные стандарты лабораторного контроля над производством дорожных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, содержании автомобильных дорог общего пользования, которые устанавливают структуру, функции, структуру служб лабораторного контроля.

Также существуют специальные дорожные инспекции, которые выполняют следующие функции:

  1. контроль за содержанием объектов дорожного хозяйства (своевременное устранение разрушений дорожного покрытия, состояние отдельных видов элементов обустройства объектов дорожного хозяйства, своевременная уборка объектов дорожного хозяйства и т.д.);

  2. ремонт дорог (согласование списков на проведение ремонта, контроль наличия проектно-сметной документации, осуществление контроля за выполнением гарантийных обязательств объектов ремонта);

  3. контроль за соблюдением СНиПов и ГОСТов при выполнении работ по формированию безбарьерной среды на объектах улично-дорожной сети города;

  4. контроль за ходом работ по нанесению дорожной разметки на объектах улично-дорожной сети;

  5. контроль качества исходных материалов и асфальтобетонных смесей;

  6. контроль качества уложенных покрытий (ровность, коэффициент сцепления, толщина покрытия, коэффициент уплотнения и др.).

В последнее время начали применять экспертизу асфальтового покрытия. Экспертиза асфальтового покрытия – это визуально-инструментальный контроль качества дорожного покрытия с применением метода разрушающего контроля – взятие проб (кернов) для лабораторных испытаний. Результат лабораторного испытания дорожного покрытия позволяет определить его состав и целостность. Данный метод контроля качества позволяет определить нуждается ли дорога в капитальном ремонте или нет, и помогает вовремя произвести ремонт.

Ответственность за состояние дел по управлению и контролю качества в дорожной организации возлагается на главного инженера и руководителя предприятия.

Эффективное управление качеством предусматривает проведение систематического и всестороннего контроля, осуществляемого на всех этапах строительства государственными и ведомственными органами, а также непосредственными участниками строительного производства и проектными организациями.

При определении соответствия выполненных строительно-монтажных работ требованиям проекта и строительных норм необходимо использовать информацию, содержащуюся в исполнительной документации, журналах производства работ и журналах лабораторного контроля.

Лаборатория подрядной организации к исполнительной документации должна предоставить документы, которые подтверждают качество использованных материалов и проделанных работ:

  1. протоколы лабораторных испытаний асфальтобетонной смеси за весь период работы на объекте;

  2. протоколы лабораторных испытаний вырубок из асфальтобетонного покрытия в объеме указанном в СниП 3.06.03-85 п. 10.40., коэффициент уплотнения не ниже требований СниП 3.06.03-85 п. 10.41.

  3. паспорта и сертификаты на дорожно-строительные материалы, применяемые для приготовления асффальтобетонные смеси [13].

В процессе устройства асфальтобетонного покрытия и в период его формирования необходимо контролировать:

1) качество восстановления разрытия;

2) ровность, плотность и состояние основания, правильная установка бортовых камней, решеток и крышек люков колодцев подземный сетей;

3) температуру смеси на всех стадиях устройства покрытия;

4) ровность и равномерность толщины устраиваемого слоя с учетом коэффициента уплотнения;

5) режим уплотнения;

6) качество сопряжения полос асфальтобетонного покрытия;

7) соответствие поперечного и продольного уклонов проекту. При контроле готового покрытия проверяют: толщину слоев и сцепление их с нижележащими; коэффициент уплотнения; показатели свойств асфальтобетона и параметры сцепных свойств.

Еще одним необходимым видом контроля является общественный контроль. Он подразумевает объединение граждан, которые небезразличны к проблемам дорожного сектора. Основная цель – защита прав граждан, наведение порядка и искоренения коррупции в дорожном хозяйстве. Данный вид контроля мы изучим подробнее в параграфе 1.3.

1.3 Роль общества в осуществлении дорожного контроля

Существует такой вид контроля в сфере дорожного контроля как общественный. Он подразумевает сообщество свободных людей, автомобильных правозащитных организаций и активных групп для объединения своих сил по защите прав и отстаивания общих интересов автовладельцев России на всех уровнях власти. Их задачей является изменения ситуации в сфере дорожного хозяйства в стране с помощью объединения сил всего общества, которым это не безразлично, наведение порядка на автодорогах, искоренение коррупции в дорожном строительстве, парковочном теневом бизнесе и стремление решения всевозможных проблем, связанных с дорогами и дворами.

Данные объединения не направлены на получение прибыли, а направлены на защиту прав и отстаивание интересов автовладельцев. Они активно принимают участие в средствах массовой информации, создают сайты в интернете, ведут сотрудничество с корреспондентами телевидения и радио и т.д.

Они используют различные методы воздействия на ситуацию: постоянные письменные жалобы, открытые обращения в государственные органы, высказывания в СМИ. Изобразим в виде схемы на рисунке 1.6 алгоритм действий общественных объединений в отношении поврежденного участка автодороги, например, наличие ям, выбоин, трещин.

Рисунок 1.6 – Алгоритм действий в отношении поврежденного участка автодороги

Данный метод подразумевает, что общество должно обращать внимание на то, по каким автодорогам они передвигаются. В случае обнаружения поврежденного участка дороги должно повлиять на данную ситуацию путем фиксации поврежденного участка автодороги и обращения в соответствующий орган.

4 июля 2013 года был внесен в Государственную Думу проект ФЗ-309386-6 о внесении изменений в главу 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и в ст.13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который предлагает внедрение общественного контроля за дорожной деятельностью. Данный законопроект подразумевает публикацию на официальных сайтах государственных органов и государственной компании «Российские автомобильные дороги» информацию о принимаемых работах в составе заключенных договоров и стоимости таких работ.

Считается, что такие меры помогут общественности следить за исполнением договоров, а также находить причины и этапы удорожания проектов, выявлять лиц, ответственных за это.

Данный проект в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Участники общественного дорожного контроля надеются, что данный законопроект будет принят и для населения станет прозрачным некоторые моменты строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

Количество участников общественного дорожного контроля постоянно растет. Люди становятся все более небезразличны к окружающей их ситуации и всеобщими силами ее изменить.

Сфера дорожного хозяйства не должна функционировать без контроля за всеми проходящими процессами в данной сфере. Все виды контроля должны постоянно совершенствоваться. Для достижения этой цели необходимо изучить зарубежный и отечественный опыт контроля качества строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог.

1.4 Зарубежный опыт контроля качества строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог

Для улучшения качества строительства, содержания, ремонта автомобильных дорог и их контроля, необходимо рассмотреть зарубежный и отечественный опыт его осуществления. Опираясь на их систему можно определить, что необходимо изменить в системе контроля качества в нашей стране.

Рассмотрим опыт США, Китая и Германии. Выбраны именно эти страны, так как именно США является мировым лидером по протяженности автомобильных дорог, а Китай очень серьезно занимается своей инфраструктурой. В Китае в течение 10 дней строят очень большое количество дорог, причем это автобаны и высокого качества. Это объясняется дешевой рабочей силой, материалами и хорошей организацией работ. Итак, определим особенности зарубежного дорожного контроля за рубежом (таблица 1.5):

Таблицы 1.5 – Особенности зарубежного дорожного контроля

Страна

Существующая система контроля

Что можно заимствовать

1

2

3

США

Департамент Транспорта (орган, выполняющий функции Министерства) принимает объект у подрядной организации сразу после завершения работы и берет на себя всю ответственность за дальнейшую эксплуатацию и ремонт.

Для снижения потенциальных рисков Департамент создает жесткие стандарты на материалы, применяемую технику и технологию строительства, а также процедуры по оценке качества сдаваемого объекта.

Подрядчикам платят дополнительные деньги за превышение качественных показателей, в частности за ровность, но и взыскивают штрафы за незначительное снижение этих показателей. За снижение качества заставляют подрядчика переделывать за свой счет или удерживают от цены контракта сумму на переделку покрытия, нанимая другого подрядчика на работы по исправлению дефектов. Заказчик понимая, что при более высокой ровности покрытия, его затраты на эксплуатацию дороги будут меньше, готов отдать часть из сэкономленных средств в качестве бонуса подрядчику, тем самым мотивируя его выполнять работы с большим качеством [8]

Ужесточение стандартов на материалы, технику и технологию.

Метод «кнута и пряника», который заключается в наказании за плохо проделанную работу и в поощрении за работу, сделанную с более высоким качеством позволит принимать объект сразу после завершения работы

Китай

1) высокая ориентация на издержки при строительстве дорог, которые существуют в других странах. Они снижают их в 2-2,5 раза, и эти суммы предъявляют подрядчикам;

2) произведение оплаты по завершении работ. Подрядчик из полученной суммы страхует дорогу. Ремонт производится не из бюджетных средств, а из страховых.;

3) строительство дорог осуществляется на высшем уровне, поскольку у подрядчика нет возможности вписать в смету более дорогие строительные материалы, иначе все лишние затраты останутся не возмещенными, да и за некачественное выполнение госзаказа платить никто не будет

  1. планирование расходов исходя не из затрат в прошлом, как обычно это делается в России, а составление и анализ реального состояния;

  2. произведение оплаты по завершение работ, а не выделение денег подрядчику сразу, что ведет к приемке работы по факту и почти любое

Германия

Администрации земель осуществляют функции подрядчиков строительства дорог федерального значения и административного управления ими. В Германии в необходимом объеме тщательно проектируются и проверяются работы при строительстве дороги, это обеспечивает высокое качество готового объекта

Необходимость тщательного проектирования и проверки работы при строительстве дорог для обеспечения высокого качества объекта

Используя опыт США и Китая, а именно дополнив российские стандарты их лучшими идеями по дорожному строительству, можно значительно улучшить контроль, а, следовательно, и качество дорожно-строительных работ на территории Российской Федерации. Впрочем, их можно дополнить и новыми образцами техники и инновационными технологиями.

Качество асфальтирования в России очень низкое, что вызвано экономией на материалах, использованием старых технологий, хищением бюджетных средств [9].

Таким образом, транспорт является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Но для удобного и безопасного движения необходимо качественное строительство дорог, что, в свою очередь, невозможно без высокого уровня контроля. В нашей стране созданы необходимые государственные органы контроля, но система управления сферами дорожного не является совершенной. Для повышения уровня контроля и улучшения качества строительства автомобильных дорог необходимо использовать опыт зарубежных стран, внедрять новые технологии строительства, использовать современное оборудование, что поможет усовершенствовать систему дорожного строительства в России.

2 Анализ состояния автомобильных дорог городского округа город Уфа Республики Башкортостан2.1 Анализ развития дорожной инфраструктуры городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Дорожная инфраструктура – это все необходимое, что позволяет транспорту максимально эффективно, быстро и безопасно перемещаться от одной точки назначения к другой. К дорожной инфраструктуре относятся [16]:

  •  
    1. технические устройства, которые носят информационный характер, например, дорожные знаки, указатели, разметка, табло;

    2. средства регулирования транспортных потоков, например, разделительные барьеры и светофоры;

    3. сигнальные, предупредительные и оградительные инструменты - конусы, вехи, оградительные ленты, сетки.

Все эти конструкции и устройства почти незаметно для окружающих направляют потоки по нужным маршрутам и обеспечивают их безопасность на этом пути. Элементы и технические средства транспортной инфраструктуры играют огромную роль в регулировании и помогают обеспечить безопасность движения.

Поэтому сначала необходимо проанализировать дорожную инфраструктуру городского округа город Уфа и Республики Башкортостан.

По данным статистического сборника Территориального отдела Федеральной службы государственной статистики РФ по РБ протяженность сети автодорог общего пользования, расположенных на территории Республики Башкортостан в 2012 году составила 25670 км, из них:

– 787 км – автомобильные дороги федерального значения;

– 13903 км – регионального и межмуниципального значения;

– 10994 км – местного значения (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Автомобильные дороги по их значению в РБ

На рисунке мы видим, что большую часть, а именно 54%, автомобильных дорог составляют автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, 43% составляют автодороги местного значения, лишь 3% – автодороги федерального значения.

По данным Башкортостанстата отобразим структуру автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан по типам покрытий (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Структура автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения РБ по типам покрытий

Тип покрытия

Вид автодороги

Усовершенствованный тип покрытия

Переходный тип покрытия

Грунт

Автомобильные дороги федерального значения

787

-

-

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения

8575,6

5128,8

198,6

Данные значения изобразим в виде диаграммы (рис. 2.2)

Рисунок 2.2 – Структура автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения РБ по типам покрытий

На рисунке мы видим, что покрытие автодорог федерального значения усовершенствовано. 60% покрытия автодорог регионального и межмуниципального значения также усовершенствовано. Но более трети (37%) покрытия региональных и межмуниципальных дорог имеют переходный тип покрытия, 3% из них автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения состоят из грунта. Это является одной из важных проблем.

В 2012 году в Республике Башкортостан осуществлялось строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования. Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составила:

– по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения – 21,5%;

– автомобильным дорогам местного значения – 11,1%.

Данные показатели являются очень низкими. По данным мы видим, что лишь пятая часть дорог регионального и межмуниципального значения и лишь десятая часть дорог местного значения соответствуют нормативным требованиям. Это является очень важной и острой проблемой.

Дорожная деятельность в Республике Башкортостан с 2010 года осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)». Основным инструментом реализации указанной Программы является территориальный заказ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан, ежегодно утверждаемый Правительством Республики Башкортостан.

За последние 3 года выполнены и профинансированы работы: в 2010 году – 1402,356 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 193,521 млн. рублей; в 2011 году - 2788,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 362,72 млн. рублей; в 2012 году – 4161,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 212,243 млн. рублей.

В приложении А отображена доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, процентов.

В 12 муниципальных образованиях республики все автомобильные дороги общего пользования местного значения отвечают нормативным требованиям.

Наибольшая доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, зафиксирована в муниципальных образованиях Зилаирский район - 98,7%, Бураевский район - 97,9%, Архангельский район - 94,0%.

В 2012 году на территории республики введено в действие 57,4 км автомобильных дорог с твердым покрытием, что на 18,6% выше уровня 2011 года [14].

В ГО г.Уфа за 2012 год построено и реконструировано 57 км дорог (всего лишь 0,2% от общей протяженности автомобильных дорог Республики Башкортостан) и 12 мостов протяженностью 630 погонных метров.

Несмотря на принимаемые меры по повышению безопасности дорожного движения в условиях недофинансирования ремонта автомобильных дорог и роста транспортных потоков, статистика аварийности на дорогах республики неумолимо фиксирует практически ежедневные жертвы на дорогах, продолжают гибнуть люди, наносится ущерб здоровью и имуществу.

По данным Управления ГИБДД по Республике Башкортостан, в 2012 году всего на территории республики зарегистрировано 5115 дорожно-транспортных происшествий, что на 45 меньше, чем в 2011 году. Несмотря на снижение общего количества ДТП, доля ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий на всей улично-дорожной сети республики, включая города, и в том числе город Уфу, в 2012 году возросло на 7 по сравнению к уровню 2011 [12]. Это также является очень важной и острой проблемой для населения.

2.2 Государственный и общественный контроль в городском округе город Уфа Республики Башкортостан

2.2.1 Государственный и муниципальный контроль в городском округе город Уфа Республики Башкортостан

Систему государственного контроля и управления сферами дорожного строительства в Российской Федерации и в Республике Башкортостан составляют государственные органы и различные организации, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях (табл. 2.2). Государственные органы осуществляют непосредственно планирование, организацию, контроль дорожного строительства.

Таблица 2.2 – Система управления сферой дорожного строительства в РФ и РБ

Наименование

Основные функции органа

На федеральном уровне:

Министерство транспорта РФ

- контролирует качество проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог общего пользования по соблюдению установленных требований, стандартов и норм, проверяет деятельность организаций дорожного хозяйства по исполнению законодательства РФ, стандартов и иных нормативных актов;

- организует исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства;

- разрабатывает и утверждает техническую классификацию автомобильных дорог общего пользования;

- участвует в расследовании причин аварий и разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

- обеспечение соответствия состояния автодорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам;

- приемка в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения

На региональном уровне:

Министерство строительства, архитектуры и дорожного

- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, республиканских программ по вопросам дорожного хозяйства;

- устанавливает порядок проведения и осуществляет координацию проведения подрядных торгов на проектирование, строительство и

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта УГАДН по рб

- осуществление отдельных разрешительных, контрольных и надзорных функций в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в Республике Башкортостан

Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству

- планирование и финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения

На местном уровне:

Отделы дорожного строительства Администраций МО

- разработка программ и прогнозов дорожного строительства;

- осуществление технического контроля за реализацией программ федерального, регионального и местного значения в сфере дорожной деятельности;

- участие в контроле за готовностью объектов дорожного строительства

Сам процесс строительства и ремонта осуществляют организации в сфере дорожного строительства (табл. 2.3):

Таблица 2.3 – Организации в сфере дорожного строительства

Наименование организации

Основные функции организации

ГУП РПИИ «Башкирдортранспроект»

- выполнение инженерных изысканий и разработка проектов для строительства, реконструкции и ремонта федеральных автодорог и дорог общего пользования, мостовых переходов и путепроводов;

- диагностика и транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и мостов;

- проектирование средств организации дорожного движения, по оценке воздействия на окружающую среду

ГУП «Уралдортранс» РБ

- инженерные изыскания и проектирование для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, мостов, путепроводов, инженерных коммуникаций, зданий и сооружений;

- проектирование особо опасных технически сложных и уникальных объектов

ЗАО «Мостостроительное управление»

- строительство, реконструкция, ремонт мостов и путепроводов на автодорогах общего пользования

ОАО «Башкиравтодор»

- ремонт, строительство и содержание всей сети автодорог общего пользования РБ

Таким образом, в Российской Федерации и Республике Башкортостан функционируют различные органы государственного контроля в сфере дорожного хозяйства, которые должны обеспечивать высокий уровень контроля за строительством, содержанием и ремонтом автомобильных дорог. Проблема состоит в том, что на первый взгляд система контроля в государственных органах отлажена:

  1. существуют органы государственного контроля в сфере дорожного хозяйства на федеральном уровне;

  2. существуют органы государственного контроля на региональном уровне;

  3. существует орган государственного контроля на местном уровне.

У каждого государственного органа существует свой ряд функций и полномочий, которые они должны выполнять. Но, несмотря на созданную систему органов в г.Уфа, как и во всей республике в целом, также продолжает существовать проблема дорог: ямы на дорогах и во дворах, разбитая дорога, трещины, либо вообще – отсутствие дороги.

2.2.2 Общественный контроль в Республике Башкортостан

Рассмотрим систему общественного контроля в городском округе город Уфа Республики Башкортостан. Как было сказано в параграфе 1.3, под общественным контролем в сфере дорожного хозяйства подразумевается сообщество свободных людей, объединение автомобильных правозащитных организаций и активных групп для объединения сил по защите прав и отстаивания общих интересов автовладельцев России на всех уровнях власти.

Для того, чтобы определить, какие повреждения может контролировать население, необходимо уточнить параметры повреждений автодороги. Согласно действующему в Российской Федерации ГОСТ Р50597–93, размеры ям на автодороге не должны быть больше 15 см по длине, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Все ямы, которые больше хотя бы по одному параметру, должны быть обозначены дорожными знаками, а в условиях недостаточной видимости – заграждением с сигнальными огнями.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные и индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1. ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59, органы государственной власти обязаны дать письменный ответ по существу обращения в течение 30 рабочих дней со дня регистрации обращения. В случае бездействия органов исполнительной власти в соответствии Федеральным законом «О прокуратуре» от 17 января 1992 года № 2202–1, органы прокуратуры имеют право возбуждать производство об административном правонарушении и требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. Таким образом, если в течение 30 рабочих дней со дня регистрации обращения органы государственной власти не дали письменный ответ гражданину, то органы прокуратуры должны возбудить дело об административном нарушения и привлечь лицо к ответственности.

В нашей республике существуют несколько интернет-сайтов общественных движений в сфере дорожного контроля, например, такие как:

  1. Общественное движение «Наши дороги в Республике Башкортостан». Режим доступа: http://dorogi02.net/. Суть работы сайта: сайт работает как информационный аккумулятор, который периодически просматривается главами Администрации районов и городов.Срок после обращения на сайте не оговаривается, так как сайт действует на общественных началах и они не могут дать обязательств о сроках рассмотрения обращения.

Если проблема серьезная и требует внушительных капитальных вложений и на обращения жителей Администрация никак не реагирует, то активисты данного общественного движения проводят собрание, где рассматривается тот или иной вопрос. После вынесения положительного решения на общем собрании, письменно обращаются в Администрацию, в письме обязательно дают ссылку на тот видео материал в сети Интернет опубликованный жителями.

Достоинства сайта: «Наши дороги в Республике Башкортостан»:

  1. при появлении серьезной проблемы и безответности Администрации, активисты движения с помощью собрания письменно обращаются в Администрацию и требуют решения проблемы.

Недостатки сайта:

  1. существует возможность безответности Администрации;

  2. сайт просматривается периодически главами Администраций и не носит обязательного характера;

  3. на сайте не оговариваются сроки ответа на обращение, так как сайт действует на общественных началах.

На сайте общественного движения «Наши дороги в Республике Башкортостан» очень много обращений по поводу состояния дорог: ямы, трещины, люки. Получили ли авторы ответ на свое обращение и решение данных проблем не указано.

К сожалению, сайт имеет много недостатков и не является результативным.

  1. Проект «Открытая Республика». Суть проекта заключается в том, что данный проект призван обеспечить новые формы открытого диалога государственных органов власти и общества, объединить в себе ранее начатые проекты по раскрытию информации и взаимодействия с гражданами. Проект реализуется в двух направлениях – повышение прозрачности органов власти и развитие электронной демократии.

На официальном сайте данного проекта есть различные подпроекты: «Голос РБ», «Домоуправление», «Культурные коды нашего города», «Депутаты», «Законопроекты», «Электронная приемная», «Безопасная среда», «Кадры Республики», «Башкирия без дураков».

Рассмотрим подробнее проекты «Электронная приемная», «Башкирия без дураков» и «Безопасная среда», так как именно в этих проектах можно попытаться решить проблему автомобильных дорог в регионе.

В данных проектах любой гражданин Республики Башкортостан может рассказать о существующей проблеме.

Механизм работы проекта «Электронная приемная» (рис. 2.3):

Рисунок 2.3 – Механизм работы проекта «Электронная приемная»

Гражданин получает ответ, который содержит либо обоснование отказа в ремонте поврежденного участка автодороги, либо ответ с указанием сроков ремонта участка автодороги.

Таким образом, гражданин может либо решить проблему, либо получить отказ.

Свои обращения граждане могут отправить Президенту Республики Башкортостан, в Правительство РБ, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ, Министерство здравоохранения РБ, Государственный комитет РБ по размещению государственных заказов, Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству, Управление дорожного хозяйства, Администрации МР и другие органы государственной власти.

Механизм работы проекта «Башкирия без дураков» (рис. 2.4):

Рисунок 2.4 – Механизм работы проекта «Башкирия без дураков»

По данному проекту, также как в проекте «Электронная приемная» гражданин либо получает решение проблемы, либо отказ о ремонте поврежденного участка автомобильной дороги.

Данные сайты и проекты нацелены на влияние общественного мнения на обстановку в Республике и улучшение условий жизни. Не всегда граждане получают ответ на свое обращение, и, тем более, не получают решение своей проблемы, также как и с обращениями граждан в области строительства дорог, их ремонта и содержания.

Основная задача проекта «Безопасная среда» – дать гражданам возможность указать на конкретные проблемы в жизни района, города, всей Республики. Часто решение таких проблем не составляет большого труда, но пока информация о них дойдет до ответственных людей – может пройти немало времени. Для того, чтобы сообщить о неработающем фонаре, несанкционированной свалке, разбитой дороге достаточно просто выйти на сайт «Безопасной среды» и, следуя инструкциям, отправить свое послание.

Механизм работы проекта «Безопасная среда» изображен на рисунке 2.5:

Рисунок 2.5 – Механизм работы проекта «Безопасная среда»

Получает ли гражданин, оставивший обращение ответ и решение проблемы на сайте не указано.

На сайтах проектов «Электронная приемная», «Башкирия без дураков» и «Безопасная среда» получено много обращений по поводу строительства и ремонта автодорог на выезде из г. Уфы в выходные и праздничные дни, когда все жители выезжают из города, что способствует созданию пробок на дороге, а также строительства дорог в дождливую или снежную погоду, что изначально способствует некачественному строительству.

Анализ системы общественного контроля в городском округе город Уфа РБ показал, что существуют различные интернет-сайты системы общественного взаимодействия органов местного самоуправления и населения, но их система не отлажена.

2.2.3 Необходимость внедрения общественного контроля в ГО г.Уфа

Для того, чтобы определить, существует ли необходимость общественного контроля в ГО г. Уфа был проведен опрос жителей города. Опрос проходил в социальной сети «ВКонтакте». Опрашиваемой аудиторией являются жители города в возрасте от 18 до 40 лет. Количество участников опроса – 100 человек. Количество вопросов – 9. Для наглядности полученные результаты опроса изобразим на диаграммах в процентном соотношении.

Итак, представим результаты опроса.

Результат ответа на вопрос: «Оцените состояние автомобильных дорог Уфы» представлен на рис. 2.6:

Рисунок 2.6 – Результаты опроса по вопросу №1

Результат ответа на вопрос: «Как Вы считаете, в каком из районов г.Уфы наихудшее состояние автодорог?» представлен на рис. 2.7:

Рисунок 2.7 – Результаты опроса по вопросу №2

Результат ответа на вопрос: «Считаете ли Вы, что существующая система контроля достаточна и совершенна для строительства автодорог?» (рис. 2.8):

Рисунок 2.8 – Результаты опроса по вопросу №3

Результат ответа на вопрос: «Как Вы считаете, какой фактор влияет в наибольшей степени на плохое состояние дорог?» (рис. 2.9). Предлагаемые варианты ответа:

- недостаток финансирования;

- технологии;

- коррупция;

- климатические условия, географическое расположение;

- дешевые материалы;

- сознательная экономия на ремонте дорог;

- непрозрачность всей сферы дорожного строительства.

Рисунок 2.9 – Результаты опроса по вопросу №4

Результат ответа на вопрос: «Обращались ли Вы в какой-нибудь орган по поводу плохого состояния дорог?» (рис. 2.10):

Рисунок 2.10 – Результаты опроса по вопросу №5

Результат ответа на вопрос: «Если Вы, никогда не обращались в государственные органы по поводу плохого состояния дорог, то по какой причине?» (рис. 2.11). Предлагаемые варианты ответа:

- это очень долгий процесс;

- не верю, что государственные органы отреагируют на мое обращение:

- мне безразлично.

Рисунок 2.11 – Результаты опроса по вопросу №6

Результат ответа на вопрос: «Что необходимо для улучшения состояния автодорог?» (рис. 2.12). Варианты ответа:

- ввести общественный контроль за дорожным строительством;

- использовать инновационные технологии;

- увеличить финансирование;

- использовать качественную технику и оборудование;

- ввести систему ответственности подрядчиков не только за результат строительства, но и за эксплуатацию построенного участка дороги;

- затрудняюсь ответить.

Рисунок 2.12 – Результаты опроса по вопросу №7

Результат ответа на вопрос: «Считаете ли Вы, что общественный контроль необходим в сфере дорожного хозяйства?

Рисунок 2.13 – Результаты опроса по вопросу №9

Последний вопрос, указанный в опросе, был о сайте «РосЯма». Вопрос задан именно об этом сайте, так как раздел 3 данного курсового проекта разработан на основе этого сайта.

Результат ответа на вопрос: «Пользовались ли Вы когда-нибудь сайтом «РосЯма»?» (рис. 2.14):

Рисунок 2.14 – Результаты опроса по вопросу №9

Итак, подведем общий итог проведенного опроса среди жителей г. Уфы и определим их мнение о том, что больше всего влияет на состояние автомобильных дорог ГО и г. Уфа и считает ли население, что введение общественного контроля необходимо при строительстве автомобильных дорог.

Данные опроса показали, что ни одному жителю не безразлично, в каком состоянии находятся автомобильные дороги в г. Уфа.

Также результаты показывают, что большинство жителей города, а именно 86%, считают, в г. Уфа дороги находятся в удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии. Данные показатели являются очень высокими, то есть по жители не удовлетворены состоянием автомобильных дорог города.

Большинство жителей считают (27%), что худшее состояние автодорог – в Орджоникидзевском районе города, а лучшее – в Кировском районе.

92% жителей считают, что существующая система контроля за в сфере дорожного хозяйства не является достаточной и совершенной. Данный показатель является очень высоким.

44% опрашиваемых убеждены, что фактором, оказывающим наибольшее влияние на состояние дорог является коррупция.

86% жителей никогда не обращались в государственные органы по поводу плохого состояния дорог. 61% считают, что причиной этому последовало то, что данный процесс является очень долгим и длительным. 39 % считают, что государственные органы не отреагируют на обращение. 36% участников опроса за то, чтобы ввести общественный контроль в сфере дорожного хозяйства для улучшения автодорог, 35% считают, что необходимо ввести систему ответственности подрядчиков не только за результат строительства, но и за эксплуатацию построенного участка дороги.

К сожалению, лишь 11% участников опроса пользовались сайтом «РосЯма», который направлен на объединение граждан, столкнувшихся с проблемами состояния автомобильных дорог, а также с некомпетентностью дорожных служб, которые не выполняют свои обязательства.

Таким образом, опрос показал, что проблема состояния дорог в г. Уфа существует, жителей данная ситуация не устраивает. Большинство жителей за введение общественного контроля в сфере дорожного строительства, по мнению большинства, данная мера положительно повлияет на сложившуюся ситуацию.

2.3 Основные проблемы автомобильных дорог в Республике Башкортостан

В ходе проделанного анализа дорожную инфраструктуру городского округа город Уфа и Республики Башкортостан были выявлены следующие проблемы:

  1. одной из важных проблем, выявленных в ходе анализа дорожной ифраструктуры ГО г.Уфа и Республики в целом, является то, что 37% всех автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения покрытия имеют переходный тип покрытия и 3% состоят из грунта. Данные показатели являются достаточно высокими;

  2. острой проблемой является то, что лишь пятая часть дорог регионального и межмуниципального значения и лишь десятая часть дорог местного значения соответствуют нормативным требованиям. Это очень низкие показатели;

  3. при функционировании в Российской Федерации и Республике Башкортостан, различных органов государственного контроля в сфере дорожного хозяйства, которые должны обеспечивать высокий уровень контроля за строительством, содержанием и ремонтом автомобильных дорог, в г.Уфа, как и во всей республике в целом, также продолжает существовать проблема дорог: ямы на дорогах и во дворах, разбитая дорога, трещины, либо вообще – отсутствие дороги;

  4. одной из важных проблем является безопасность на дороге. В 2012 году возросло количество дорожно-транспортных происшествий, по причине неудовлетворительных дорожных условий на всей улично-дорожной сети республики, включая города, и в том числе город Уфу;

  5. опрос жителей г.Уфа показал, что проблема состояния дорог в г.Уфа существует, жителей данная ситуация не устраивает. Большинство жителей за введение общественного контроля в сфере дорожного строительства, по мнению большинства, данная мера положительно повлияет на сложившуюся ситуацию;

  6. исследуя систему общественного контроля в сфере дорожного хозяйства стало известно, что данная система в г. Уфа не развита. Существуют различные сайты работающие на общественных началах. Граждане, которые пишут о проблемах автодорог получают ответ очень долго, либо вообще не получают ответ и решение своей проблемы.

Для решения перечисленных проблем, необходимо разработать подходящее мероприятие, которое поможет их решению и оценить эффективность внедрения данного мероприятия.

3 Совершенствование системы общественного контроля качества автомобильных дорог3.1 Общая концепция осуществления общественного контроля в сфере дорожного хозяйства

За основу предлагаемого мероприятия взята система работы сайта «РосЯма». Данный сайт направлен на объединение граждан, которые столкнулись с проблемами состояния автомобильных дорог, а также с некомпетентностью дорожных служб, которые не выполняют свои обязательства. На данном сайте предоставлена информация о том, как правильно заполнить жалобу, куда ее нужно подать [15]. За основу взят именно данный сайт, так как ряд достоинств, такие как:

  1. удобная и быстрая отправка обращения в ГИБДД;

  2. сайт является популярным среди жителей Российской Федерации, но к сожалению, не очень популярен среди жителей Республики Башкортостан и задачей является также сделать данный сайт популярным и в нашей Республике;

  3. на сайте есть полезная информация об Управлениях ГИБДД субъектов РФ;

  4. помощь и поддержка участников активных участников в оформлении обращения;

  5. хорошие показатели статистики по обращениям и исправленным повреждениям. Статистика приведена ниже;

  6. основным и самым главным достоинством сайта «РосЯма» является то, что для всех проблем, связанных с дорогами на территории г. Москвы разработана система общественного контроля, где написанное обращение отправляется на портал Мэрии г. Москвы http://dorogi.mos.ru, а не в ГИБДД. Механизм работы системы общественного контроля изображен на рисунке 3.2.

Недостаток сайта «РосЯма» – поддержка сайта осуществляется за счет поддержки и пожертвований пользователей сайта.

Отобразим механизм работы данного сайта на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Механизм работы сайта «РосЯма»

Основная суть сайта состоит в том, что при помощи данного сайта, можно отправить обращение в отношении поврежденного участка автодороги в ГИБДД и ждать ответа из ГИБДД в течение 37 календарных дней и изменения ситуации.

Отобразим механизм работы общественного контроля на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Механизм работы общественного контроля на портале «РосЯма»

Смысл отправлять заявления напрямую в Мэрию, а не в ГИБДД состоит в том, что мэрия обязуется исправлять ямы по таким сообщениям за семь рабочих дней, а не 37 дней, которые обычно тратятся на получение ответа. Данный механизм прямой отправки обращения значительно сокращает сроки ожидания ответа на обращение.

Рассмотрим статистику полученных обращений всего, обращений отправленных в ГИБДД и прокуратуру по субъектам Российской Федерации, а также количество исправленных повреждений. На сайте есть информация, что:

– всего 50598 – получено обращений, из них на данный момент времени:

– 602 находятся в ГИБДД регионов России;

– 24584 – исправлено.

Рассмотрим статистику по количеству повреждений в конкретных городах России. На сайте представлена статистика 10 городов с наибольшим количеством обращений в отношении повреждений автомобильных дорог, а также первые 10 городов по количеству исправленных повреждений (табл. 3.1).

Таблица 3.1 – Статистика обращений и исправленных повреждений

Название города

Количество обращений

Количество исправленных повреждений

Москва

4063

1317

Санкт-Петербург

3553

1193

Екатеринбург

2048

509

Курск

1622

826

Смоленск

1335

Ярославль

1163

Омск

1016

464

Липецк

987

651

Саратов

891

289

Казань

724

Жуковский

401

Балашиха

316

Тольятти

295

По таблице 3.1 видно, что в среднем около 35% повреждений автомобильных дорог по обращениям пользователей сайта «РосЯма», были исправлены. Это неплохой показатель.

Таким образом, можно сделать вывод, что сайт «РосЯма» является достаточно популярным и действенным. Механизм работы данного сайта был взят за основу предлагаемой концепции осуществления общественного контроля в сфере дорожного хозяйства для городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

3.2 Механизм реализации общественного контроля в сфере дорожного хозяйства

Механизм предлагаемого мероприятия состоит в том, чтобы установить взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с населением, путем использования общественного портала «РосЯма» и официального сайта городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Данное мероприятие подразумевает создание на сайте «РосЯма» специальной системы общественного контроля в сфере дорожного хозяйства, с помощью которой жители города смогут оставлять обращения, связанные с проблемами на автомобильных дорогах города и во дворах аналогично тому, как работает система общественного контроля на портале «РосЯма» в г. Москва, то есть написанное жителем г. Уфа обращение будет отправлено не в ГИБДД, а на официальный сайт г. Уфы.

Данное мероприятие поможет напрямую отправить свое обращение в Администрацию города, а не через ГИБДД, прокуратуру и другие органы государственной власти, что значительно сокращают сроки получения ответа на обращение.

Изобразим механизм установления взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с населением, путем использования общественного портала «РосЯма» и официального сайта городского округа город Уфа Республики Башкортостан на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 – Механизм общественного контроля в сфере дорожного хозяйства на портале «РосЯма»

Данный механизм подразумевает, что любой житель города, который столкнулся с проблемой на автомобильной дороге, сможет с помощью портала «РосЯма» оформить обращение, обязательно прикрепив фотографию с поврежденным участком дороги, указав местоположение. Далее, это обращение напрямую отправится в Отдел по контролю за состоянием благоустройства УКХиБ Администрации ГО г.Уфа РБ. Обращение отправится именно в этот отдел, так как данный отдел занимается благоустройством города, его озеленением, также в функции отдела входит решение проблем, связанных с повреждениями на автомобильных дорогах города, так как это также является критерием благоустроенного города.

Далее, данный отдел в течение 7 дней должен рассмотреть обращение гражданина и дать ему ответ. Ответ должен содержать информацию о том, что данный участок будет или не будет отремонтирован. Если данное повреждение планируют исправлять, то ответ должен содержать сроки ремонта. Также в течение 7 рабочих дней должны исправить повреждения на автомобильной дороге. В случае, если гражданин отправивший обращение не получил ответ, или ответ был получен положительный, то он должен проконтролировать было ли исправлено повреждение и в какие сроки. Если работы не были проведены, то гражданин вправе написать обращение в прокуратуру.

Таким образом, внедрение данного мероприятия позволит значительно сократить сроки ответа на обращение граждан. Необходимо посчитать эффективность предложенного мероприятия.

3.3 Оценка эффективности предлагаемого мероприятия

Оценить эффективность внедрения данного мероприятия достаточно сложно. При внедрении данного мероприятия, а именно установления взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с населением, путем использования общественного портала «РосЯма» и официального сайта городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

будет значимо для населения, проживающего в городе Уфа РБ, так как проблема состояния автомобильных дорог, сложившаяся в городе, как показал опрос, населению не безразлична. Поэтому система общественного контроля будет полезна жителем города тем, что:

  1. значительно сокращаются сроки ожидания ответа и действия на обращение;

  2. жители, которые желали бы обратиться к органам местной власти, но делали это из-за длительного и долгого процесса обращения и отсутствия веры в то, что органы местного самоуправления отреагируют на их обращение, смогли бы отправить обращения очень быстро и удобно;

  3. если предлагаемое мероприятие будет внедрено и поможет при помощи населения исправлять повреждения на дороге, то благодаря этому значительно снизится количество ДТП на автодорогах, по причине неудовлетворительных дорожных условий на всей улично-дорожной сети республики и города Уфа.

Достоинством для работы органов местного самоуправления является то, что установится взаимодействие органов МСУ и населения.

Таким образом, при внедрении данного мероприятия удовлетворяются социальные потребности в желании улучшить состояние автомобильных дорог г.Уфы.

Заключение

Транспорт является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Самым распространенным видом транспорта является автомобильный. Для удобного и безопасного движения по автомобильным дорогам необходимо качественное строительство дорог, что, в свою очередь, невозможно без высокого уровня контроля.

В первом разделе курсовой работы даны теоретические основы государственного регулирования содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог, изучены организационные и нормативные аспекты системы государственного контроля за качеством дорожного покрытия, роль общества в осуществлении дорожного покрытия, а также рассмотрен зарубежный опыт контроля в сфере дорожного хозяйства, выделены основные преимущества, которые можно применить к существующей системе в России.

Во втором разделе курсовой работы проведен анализ развития дорожной инфраструктуры ГО г. Уфы, изучена существующая система общественного контроля. В результате проведенного опроса среди жителей Уфы выяснилось, что проблема состояния дорог в г. Уфа существует и жителей данная ситуация не устраивает. Большинство жителей за введение общественного контроля в сфере дорожного строительства, по мнению большинства, данная мера положительно повлияет на сложившуюся ситуацию. Также в данном разделе определены основные проблемы в сфере дорожного хозяйства, такие как:

  1. 37% всех автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения покрытия имеют переходный тип покрытия и 3% состоят из грунта;

  2. при функционировании в Российской Федерации и Республике Башкортостан, различных органов государственного контроля в сфере дорожного хозяйства, которые должны обеспечивать высокий уровень контроля за строительством, содержанием и ремонтом автомобильных дорог, в г.Уфа, как и во всей республике в целом, также продолжает существовать проблема дорог: ямы на дорогах и во дворах, разбитая дорога, трещины, либо вообще – отсутствие дороги;

  3. рост количеств ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий на всей улично-дорожной сети республики, включая города, и в том числе город Уфу, в 2012 году по сравнению с 2012 годом;

  4. неразвитая система общественного контроля в сфере дорожного хозяйства при желании населения принимать участие в улучшении автомобильных дорог города.

В третьем разделе курсовой работы предложен механизм установления взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с населением, путем использования общественного портала «РосЯма» и официального сайта городского округа город Уфа Республики Башкортостан, проведена оценка эффективности предлагаемого мероприятия.

Таким образом, поставленная цель в курсовой работе достигнута, задачи выполнены.

Список использованной литературы:
  1. Градостроительный Кодекс РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ.

  2. Федеральный закон Российской Федерации №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г.

  3. Федеральный закон № 2202–1 «О прокуратуре» от 17.01.1992г.

  4. Федеральный закон №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г.

  5. ГОСТ Р 52398-2005. «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» от 22 ноября 2005 г. № 296.

  6. ГОСТ Р50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 01.07. 1994 №221.

  7. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» от 01.01.1986 г.

  8. Федеральная целевая программа №848 «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» от 5 декабря 2001 г.

  9. Республиканская целевая программа №518 «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)» от 20 декабря 2011 г.

  10. Сводный годовой доклад Республики Башкортостан о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vk.com/doc182974813_247947552?hash=aa325c1b0ca6ee1995&dl=8fc7ae5b27a06f4c35.

  11. Кочкин А.Г. Зарубежный опыт развития дорожного строительства [Текст] // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – С.71–74.

  12. Кочкин А.Г. КНР взмывает в Поднебесье [Текст] // Газета «Российский строитель». – 2013.

  13. Шестопалов А.А. [Электронный ресурс] / А.А. Шестопалов // Всероссийский журнал для профессионалов «Профиль». – Режим доступа: http://stroyprofile.com/archive/2826.

  14. Официальный сайт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ufacity.info/.

  15. Официальный сайт Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.udhrb.ru/index.php/component/content/article/35-prob/77-10420131.

  16. Официальный сайт Комитета по ЖКХ города Дмитрова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dimitrovgrad-gkh.ru/dorozhnoe-hozyaystvo/remont-avtomobilnyh-dorog-i-dorozhnyh-ob-ektov/kontrol-kachestva-dorozhnyh-rabot.html.

  17. Официальный портал Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashkortostan.ru/.

  18. Официальный сайт проекта «РосЯма» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rosyama.ru/.

Приложение А

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, процентов (справочное) [10]

 

Просмотров работы: 20048