В настоящее время тема роли команды в управлении организацией все чаще поднимается, когда речь заходит об эффективной работе предприятия.
Команды давно зарекомендовали себя как метод интенсификации принятия управленческих решений.
По определению М. Армстронга: «Команда - это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность»
Команду можно охарактеризовать как формальную группу людей, которых объединяет стремление к достижению конкретно поставленной цели и которая имеет определенные признаки:
- состоит из двух или более человек;
- каждый участник занимает определенную роль;
- каждая команда индивидуальна, ей присущи свои уникальные черты;
- структура каждой команды построена так, что позволяет достичь поставленных задач;
- периодически проводит оценку своей эффективности.
Команды делят по четырем характеристикам: цель, членство, срок действия и структура. Команды могут быть: временные и постоянные, функциональные и перекрестно-функциональные (кроссфункциональные), управляемые и самоуправляемые.
В связи с реалиями современных рыночных отношений, когда появилась необходимость гибко адаптироваться к быстроменяющимся условиям среды (и без того не всегда благоприятной в Российской Федерации), вопрос формирования команд встаёт особо остро. Особенно при принятии решений в положении недостаточной информации; оперативно реагировать на риски и новые возможности. Не стоит также исключать присутствие эффекта синергии. Чтобы не быть голословными, можно привести в пример Джека Уэлча, бывшего исполнительного директора компании General Electric, который выступал за создание кроссфункциональных команд, в состав которых входили сотрудники различных функциональных департаментов организации, объединенные для решения определенной задачи и повышения производительности своих департаментов.
Данная тема уже давно стала актуальной, в связи с чем западные исследователи уже долгое время изучают команды как элементы организационной структуры предприятия. Так как корпорации заинтересованы в создании продуктивных команд, были введены отдельные должности, такие как: групповые психологи, коучи, менеджеры морали, специально нацеленные на сплочение коллектива, повышение командного духа и повышения производительности. Для этого проводятся специальные тренинги, корпоративные мероприятия и т.д.
Тема роли команд в данном случае изучается в основном на примере опыта управления организациями Европы и Америки, так как в РФ важность команды начали исследовать и применять относительно недавно. В первую очередь это связано с незаинтересованностью сотрудников в эффективной работе всего предприятия, а компания, в свою очередь, не заинтересована в благополучии сотрудника. Немаловажную роль играет правильная мотивация. Работники не чувствуют себя частью чего-то значимого, хотя чувство принадлежности свойственно человеку от природы. Этим нужно пользоваться.
Опыт зарубежных предприятий показывает, что внедрением команд можно добиться серьезного увеличения показателей предприятия, а именно:
- увеличение производительности;
- снижение издержек производства, повышением контроля и качества;
- сокращение цикла выполнения работ;
- сокращение задержек поставок;
- ускорение оперативного управления.
Этого достаточно, чтобы говорить о высокой целесообразности образования команд на предприятии. Нахождение в группе людей, перед которыми поставлена определенная задача, внушает человеку энтузиазм, мотивирует на труд. Работа в команде дает свои плюсы, такие как:
- решение задач, которые не под силу одному человеку;
- уменьшается риск принятия ошибочного решения;
- позволяет бороться с «производственной слепотой»;
- повышение готовности к сотрудничеству;
- максимальное раскрытие творческого потенциала.
Подводя итог, необходимо отметить, что команды – эффективный способ повышения важнейших показателей предприятия, доказанный на примере множества предприятий.
Список использованных источников
Гительман Л.Д. Менеджмент - твоя работа. Действуй на опережение!: Учебник / Л.Д. Гительман. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.
Переверзев М.П. Менеджмент.: Учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко и др.; Под общ. ред. М.П. Переверзева. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 330 с.
Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.– 340 с.;
Чанько А. Д. Команды в современных организациях: учебник / А. Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. — 408 с.