ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ МБУ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ Г. НОВОШАХТИНСКА" - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ МБУ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ Г. НОВОШАХТИНСКА"

Цеханов В.А. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Социальное обслуживание последние десять лет интенсивно развивается, и социальные учреждения вышли на новый уровень качественной и эффективной помощи нуждающимся гражданам. Деятельность учреждения находится на этапе не создания новых структур и подразделений, а улучшения качества работы уже имеющихся. Организация работы по предоставлению социальных услуг Центром социального обслуживания населения зависит от экономического, финансового, кадрового ресурса учреждения и т. д. Меры социальной поддержки действенны только в том случае, если помогают решить социальную проблему нуждающегося человека. Приоритет в своей работе руководство учреждения отдаёт обучению или повышению квалификации своих сотрудников, охране их труда, безопасности жизнедеятельности клиентов, условий проживания клиентов в отделении временного проживания и на дому, качеству и доступности получаемых социальных услуг.

Необходимо создавать систему эффективной социальной поддержки, включающей социальный, медицинский, педагогический, психологический разделы их реабилитации, позволяющую равноправно и безболезненно им входить в общество здоровых людей.

Объектом научно-исследовательской работы является МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске».

Предметом научно-исследовательской работы является оценка эффективности деятельности МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске» как метод управления в социальной работе.

Цель научно-исследовательской работы – продемонстрировать особенности оценки эффективности как метода управления в практической социальной работе на примере МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске».

Цель научно-исследовательской работы нашла отражение в следующих задачах:

- определить генезис отношения общества к людям с ограниченными возможностями;

- рассмотреть социальное обслуживание инвалидов в Ростовской области;

- изучить структуру МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске»;

- анализ и оценка эффективности МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске».

Проблеме исследования социального обслуживания, эффективности управления социальных учреждений занимаются менеджеры Е.И. Комаров, Н.Н.Стрельникова, И.В.Молофеев1. Также проблеме социальной помощи в своих трудах уделяют внимание теоретики и практики социальной деятельности. Е.И.Холостова2, Л.П.Кузнецова3рассматривают вопросы и изучают технологии социальной работы с инвалидами, для их поддержки и защиты. Н.П.Жигарева4уделила немало внимания вопросам социальной поддержки и реабилитации инвалидов.

В научно-исследовательской работе использованы такие исследовательские методы, как качественный анализ и метод индукции, метод исторического анализа, оценка эффективности.

Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав и четырех параграфов, заключение и списка использованных источников.

1 формирование современной СИСТЕМы СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

1.1 Генезис отношения общества к людям с ограниченными возможностями

Виды помощи и взаимопомощи берут начало в первобытнообщинном строе, дальнейшее развитие получили в государствах древнего мира. В странах Древнего Востока звеньями механизма помощи нуждавшимся были государственные нормы социального законодательства и частная филантропия. Семья и сельская община играли большую роль в деле оказания помощи. Государственная социальная помощь и общественное призрение в античных странах начали приобретать системный характер в отличие от традиционных обществ Востока. В государствах древнего мира впервые появились формы социальной помощи общественного призрения и благотворительности, социальные учреждения, которые получили свое дальнейшее развитие не только в эпохи средневековья, нового времени, в период новейшей истории.

Нормой жизни еще первобытных людей стали помощь и взаимоподдержка. Свое развитие они получили в общинных коллективах, в патриархальных семьях и племенных отношениях. Взаимопомощь проявлялась и в межличностных отношениях в ту эпоху.

Ста и более человек достигала семейная община, или большая патриархальная семья, во главе которой стоял старший по возрасту, более опытный человек. Он, регулировал вопросы, связанные с обеспечением тех сородичей, которые не могли сами прокормить себя.

Учение Конфуция (VI в. до н.э.) оказало большое влияние на формирование мировоззрения населения древнекитайского общества, в ней говорилось о гармонии. Условиями гармонии считались такие нравственные установки, как сыновья любовь и почитание старших, проявление сострадания к калекам. 5

Благотворительный подход к людям с инвалидностью был в Турции IV столетии, где создавались богадельни для них.

В Древней иудейской культуре относились особенно внимательно ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим, детоубийство запрещалось. Но инвалиды считались людьми с печатью греха, и им запрещалось посещение религиозных ритуалов.6

Элементы государственной поддержки нуждающимся стали формироваться в античных государствах наряду с благотворительной помощью. Это создание приютов для обездоленных и странствующих, забота об изувеченных солдатах семьях воинов, стариках, организация общественных работ и др.

Однако недостаточно существовало функционировавших приютов. Особенно тяжела была участь брошенных детей-калек. Таких детей нередко оставляли на городских овощных рынках в расчете, что им не дадут умереть с голоду сострадательные торговцы.7

Еще от мифов о древней Спарте ведет своё начало история развития отношения к детской инвалидности. Немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции ценилось физическое совершенство человека, и детей с физические расстройства при рождении убивали, сбрасывая со скалы.

Детоубийство младенцев с различными расстройствами в Древнем Риме считалось нормой. Но и разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью.8

Рабовладельческий способ в античную эпоху был главным, и это повлияло на социальную сферу, в практике социальной помощи, рабы были за пределами. Государственная власть если и заботилась о бедных, раненых воинах, то лишь свободных граждан.

Возникла особая форма - общинное попечение в ранних христианских общинах, где руководителем призрения был епископ, а его помощниками многочисленные диаконы. Были те, кто нуждался в постоянной и длительной поддержке, и они получали из общинной кассы ежемесячные пособия, также помощь оказывалась и в виде продовольствия. Люди с инвалидностью, основываясь на традиции монашества, уходили в монастырь, тем самым обеспечивая себе еду и кров.

В период средневековья благотворительность и социальная помощь носили преимущественно общественный характер. Субъектами ее были церкви, монастыри, а позже и территориальные приходы.

Городские магистраты брали на себя функции опекунов сирот, слепых, немых, калек, умалишенных и других лиц, нуждавшихся в постоянной помощи и заботе.

В идеях гуманизма благотворительность и милосердие рассматриваются вне рамок религиозности, как осознанная потребность в заботе о человеке. Наивысшей ценностью для общества являются люди вне зависимости от их статуса. Это может быть нищий, калека, бедный, странствующий, сирота, больной, немощный. Согласно гуманистической концепции не только церкви, монастыри, церковные приходы и братства должны бескорыстно помогать нуждающимся, но и общество в целом, государственные институты.9

В средневековье инвалидность рассматривалась, как плата за грехи, человека с физическими недостатками, в обществе все избегали и боялись их.10

К важнейшим направлениям государственного призрения, в новое время: содержание на государственный счет приютов, богаделен, лечебниц и других социальных заведений для нетрудоспособных, сирот, немощных, больных, инвалидов; организация общественных работ; введение государственного социального страхования. Благодаря содержанию специальных заведений призрения немощных, сирот, инвалидов, а также путем введения социального страхования шло ослабление остроты проблемы сиротства, безработицы, социальной незащищенности инвалидов и престарелых. Решение этих проблем становилось реальным при использовании возможностей общественной помощи и благотворительности.

У восточных славян прослеживаются формы простейшей помощи и взаимопомощи в эпоху первобытнообщинного строя. Славянская дохристианская духовность насыщена идеями человеколюбия и добролюбия. Это практика поддержки бедных, престарелых, немощных, больных, осиротевших сородичей и односельчан. В основе ее лежали общинные отношения, нормы и традиции.

В догосударственный период общинные формы помощи и взаимопомощи, сформировавшиеся развития восточнославянского общества, получили свое развитие в Киевской (IX — XII вв.) и удельной Руси (XII — XIV вв.). Появились такие направления помощи как церковно-монастырское призрение и княжеская благотворительность: бесплатное кормление нищих и убогих; устройство особых приютов и богаделен для искалеченных, престарелых, странствующих; учреждение сиротских домов и приютов.

В Московской Руси призрение бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в церквях и монастырях, также было положено начало государственному призрению, развитие получила и частная благотворительность. Решениями Стоглавого собора предполагалось: обеспечить государственное участие в финансировании монастырских больниц для увечных и больных; предоставить немощным право собирать милостыню, а здоровых нищих привлекать к различным работам. На рубеже XVII-XVIII было дальнейшее формирование системы государственного призрения, дальнейшее развитие в императорской России.

Система призрения получила целостное оформление и развитие в эпоху императорской России. Государственное призрение стало важным фактором функционирования всей сферы социальной помощи. Развивалась благотворительность, достигшая наивысшего подъема во второй половине XIX — начале XX в. Благотворительные общества и заведения, частная филантропия способствовали ослаблению страданий бедных, немощных, сирот. В начале XX в. в стране усилилось социальное недовольство, так как масштабы всей этой помощи были неадекватны потребностям общества, нарастал системный кризис, что и переросло в революционные события 1905 — 1907 гг. и 1917 г.

Реальную работу после падения императорской власти по социальной поддержке нуждающихся выполняли основные субъекты общественного призрения, включая органы местного самоуправления, а также многочисленные благотворительные общества и заведения. Всероссийский фонд социального обеспечения был образован в стране осенью 1918 г, порядок которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся»11 от 31 октября 1918 г. Государственные пенсии теперь стали получать работники городов, трудившиеся по найму, а также фронтовики-инвалиды и их семьи. Внесла определенные изменения в систему социальной помощи и соцобеспечения Новая экономическая политика в 1920-е гг. Были выдвинуты такие задачи, как организация крестьянских обществ, взаимопомощи, кооперация инвалидов, пенсионное обеспечение рабочих через систему социального страхования, нищетой, и др. Кооперации инвалидов предоставлялись значительные скидки с общих налогов. На льготных началах артелями инвалидов производилась оплата арендуемых помещений. Целый ряд льгот предоставлялся им в области медико-санитарного обслуживания, квартирной платы и др. В 1925 г. система кооперации инвалидов охватывала 47 тыс., а в 1936 г. — 88 тыс. человек. В марте 1931 г. при Народном комиссариате социального обеспечения создан специальный Совет по трудоустройству инвалидов усилении внимания. Решением правительства за инвалидами бронировалось на промышленных предприятиях до 2% общего числа рабочих мест.

К началу Великой Отечественной войны сложилась патерналистская система социального обеспечения в СССР, и ее централизованный характер позволил оперативно организовать оказание социальной помощи многим категориям населения. Инвалиды войны в первую очередь получали необходимое жилье и топливо. Оказывалась социальная поддержка и соцобеспечения, содействие в трудоустройстве в годы войны в отношении инвалидов и с 1942 г были освобождены. от налога на строение и от земельной ренты, если земля обслуживала это строение. Работу по соцобеспечению инвалидов проводили собесы, которые регистрировали их, организовывали выдачу им пенсий и различной социальной помощи, включая продукты, одежду. Например, в Ростовской области за первое полугодие 1945 г. инвалидам войны было передано 11 тыс. вещей из фонда американской помощи. Колхозы помогали инвалидам в постройке жилья, выдавали продукты питания, бесплатно выделяли скот, посевные семена. Усилились гарантии обеспечения инвалидов работой, им предоставлялось преимущественное право поступления на работу. Возлагалась персональная ответственность руководителей за трудоустройство инвалидов войны и организацию обучения новым профессиям. Местные власти обязывались предоставлять инвалидам жилплощадь в первую очередь. Собесы обязывались ежеквартально проверять трудоустройство инвалидов и их бытовые условия. В годы войны возросла роль в трудоустройстве инвалидов врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК), стали определяться доступные инвалидам виды и условия труда. Органы соцобеспечения, заботились о том, чтобы инвалиды могли трудоустроиться, развивая систему протезирования. Для трудоустройства инвалидов организовывались артели, специальные ремонтные мастерские, производственные комбинаты. К концу Великой Отечественной войны подавляющая часть трудоспособных инвалидов получила работу, прошли подготовку на специальных курсах и овладели новыми профессиями. В Ростовской области в середине 1944 г. было организовано 5 артелей инвалидов и 42 ремонтные мастерские. Таким образом, функционировавшая в 1941 — 1945 гг. система соцобеспечения была в значительной мере адекватна чрезвычайным условиям военного времени.

Дальнейшее развитие получила патерналистская система соцобеспечения, в результате масштабных социальных преобразований, функционировавшая в СССР в 1950 — 1980-е гг. Пока резервы мобилизационной экономики не были исчерпаны, советское соцобеспечение работало стабильно и во многом успешно. Шел процесс создания новых форм социального обслуживания граждан, одной из которых стали службы оказания помощи на дому лицам пожилого возраста и инвалидам.12

Поворотным стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».13 В Законе сформулирована новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики. Целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Также свою деятельность по реабилитации инвалидов выполняют общественные организаций. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ). Система специализированных школ-интернатов доступна всем инвалидам и все инвалиды охвачены системой неполного среднего образования. Школы—интернаты приспособлены для инвалидов определенного вида заболевания и располагают специальными методиками, учебными материалами и пособиями. В школах работают квалифицированные педагоги, знающие особенности заболеваний, и специальный персонал.

Для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011 - 2016 годы. Выделяются огромные средства на эту программу. К 2016 году количество школ, пригодных для учебы детей-инвалидов, вырастет в восемь раз. К 2016 году количество школ (в которых созданы условия для учебы детей с ограниченными возможностями по здоровью) должно вырасти в восемь раз - с 1 тыс. 200 до 10 тыс. сейчас доля таких общеобразовательных учреждений составляет всего 2,5%.14

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратифицируется Конвенция о правах инвалидов, и направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности. Принципы Конвенции – это уважение особенностей инвалидов, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, уважение прав детей-инвалидов.15

В настоящее время инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Социальные права индивида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей индивида.

Используются различные социальные технологии для социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, технология социальной реабилитации, при помощи которой восстанавливаются утраченные функции, возможности и психологическое состояние, позволяет возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает такие разновидности как медико-социальная, социально-экономическая, психологическая и педагогическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Эта реабилитация позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать представления о необходимости ведения активной жизни, новой системы трудовых и профессиональных навыков, преодолеть психологические последствия травмы, заболевания или ранения.

Во-вторых, технология социального обеспечения. Участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют средств к существованию. Включает такие элементы как: формирование соответствующей нормативно-правовой базы; определение круга организаций и учреждений, в обязанности входит социальное обеспечение инвалидов и определение порядка деятельности этих организаций. Определение порядка соответствующих выплат и их систематическое осуществление; аккумулирование необходимых для социального обеспечения инвалидов средств;; обеспечение инвалидов необходимым для нормальной и полноценной жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.); организация и осуществление систематической и квалифицированной медицинской помощи.

В-третьих, технология социального обслуживания, т.е. деятельность по организации и осуществлению работы, которая направлена на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. В структуре социальной помощи существуют элементы, как систематический уход за инвалидом, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Она связана с технологией оказания социальной помощи, единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Социальная помощь оказывается инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях Центров дневного пребывания и на дому, стационаров. Последовательное и постоянное и совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития.16

Таким образом, история развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, создания для них безбарьерной среды. Инвалиды теперь рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Социальные права индивида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей индивида.

1.2 Социальное обслуживание инвалидов в Ростовской области

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»17 регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Является направлением деятельности по социальной защите населения. Он устанавливает социальные, экономические и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности. Если есть ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, то они имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды по данному закону имеют права, которые выражаются в выборе учреждения и формы социального обслуживания; в уважительном и гуманном отношении со стороны работников учреждений социального обслуживания; в согласии на социальное обслуживание; отказ от социального обслуживания; конфиденциальности информации личного характера; защиту своих прав и законных интересов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (и социально-медицинское обслуживание) направленно на максимальное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде включает услуги на организацию питания, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; приобретение медикаментов, содействие в получении медицинской и юридической помощи и другие.

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни, организацию их питания, отдыха.

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Включает меры: обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера.

4) срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Включает разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; организацию экстренной медико-психологической помощи.

5) социально-консультативная помощь направлена на адаптацию, создание благоприятных отношений в семье, ослабление социальной напряженности, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания. К ним относятся общественные объединения, благотворительные и религиозные организации, профессиональные ассоциации, деятельность их связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.18

В Ростовской области осуществляются такие же меры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, как и в федеральном законе:

1) социального обслуживания на дому граждан (в том числе детей-инвалидов), частично утративших способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью;

2) социально-медицинского обслуживания на дому граждан, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях;

3) полустационарного (дневного (ночного) пребывания, временного проживания) социального обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению;

4) стационарного социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении;

5) срочного социального обслуживания граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке;

6) социально-консультативной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Зачисление на социальное обслуживание осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Правительством Ростовской области.19

Таким образом, люди с ограниченными возможностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки государства. Для этого разрабатываются и внедряются законы, направленные на преодоление барьеров, в частности это касается и Ростовской области.

Выводы:

1. Отношение к инвалидам с давних времен до нашего времени весьма противоречивое и неоднозначное. Были народы и общества, которые считали своим долгом заботиться и оберегать людей с ограниченными возможностями, но были и такие, которые считали их обузой, как для своей семьи, так и для государства. Для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития. Она заключается в преодоление у человека состояния беспомощности; адаптация к новым условиям существования и жизнедеятельности; формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида; восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и функций.

2. Социальная политика, адресованная инвалидам, основывается на таких принципах, как компенсации, связи индивида и социальной среды, независимой жизни лиц с ограниченными возможностями и т.д. Они должны соответствовать потребностям инвалидов и выполняться в полной мере.

3. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»20 является нормативно – правовым актом, в котором прописаны меры по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов, устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии для них. Проанализировав содержание в Ростовской области закона, можно сказать, что выполнение происходит по всем критериям.

2 МБУ центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ГОРОДЕ НОВОШАХТИНСКЕ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО обслуживания

2.1 Структура МБУЦентрасоциальногообслуживаниягражданпожилоговозрастаиинвалидовв городе Новошахтинске

В городе Новошахтинске существует МБУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на протяжении многих лет. Учреждение находится по адресу Ростовская обл., г. Новошахтинск, ул. Садовая, 46 создано в целях осуществления социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Это учреждение начало свое функционирование в 1994 году, как одна из структурных частей «Управление социальной защиты населения города Новошахтинска», а 22 января 2007 года преобразовано в МУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. С 2011 года существует как МБУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Задачами учреждения являются:

- разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, поднятие уровня социально-экономического обеспечения населения на территории города;

- выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами, общественными, религиозными организациями и объединениями;

- дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

- определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;

- трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении учреждения, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

- оказание социальных, торговых, бытовых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с федеральным или территориальным перечнем услуг и соблюдение принципов адресности, гуманности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи;

- внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально-экономических условий региона;

- привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении и т. д.

Структурными подразделениями учреждения являются: отделения социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому, социально-реабилитационное отделение, отделение срочного социального обслуживания. Могут создаваться иные структурные подразделения в учреждении, деятельность которых отвечает его целям и задачам.21

Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений учреждения являются:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением;

- оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;

- содействие в активизации у граждан, обслуживаемых учреждением, возможностей самореализации своих потребностей;

- осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;

- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Каждое структурное подразделение учреждения возглавляет заведующий, назначаемый директором учреждения.

Социальное обслуживание граждан структурными может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.

Существуют противопоказания к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями учреждения: наличие венерических, карантинных инфекционных заболеваний, психических заболеваний, хронического алкоголизма, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ по медицинским показаниям в предоставлении социальных услуг учреждения оформляется совместным заключением его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Снятие граждан с обслуживания производится приказом директора учреждения по личному заявлению обслуживаемого лица, нарушение гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг, при истечении сроков обслуживания, выявлении медицинских противопоказаний.

Если случилось так, что было отказано в обслуживании или снятие с обслуживания граждан, эти действия могут быть обжалованы ими или их законными представителями в Управление социальной защиты населения Администрации города Новошахтинска, а также в суде.

Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения.22 В нем существует следующая иерархия: директор учреждения, заместитель директора по социальным вопросам, заместитель директора по хозяйственным вопросам, главный бухгалтер и заведующие отделениями, также это обслуживающий персонал.23

Таким образом, в структуру МБУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов входят такие элементы, как задачи, функции учреждения, направления деятельности отделений, зачисление и выписывание после оказанной помощи.

2.2 Анализ и оценка эффективности деятельности МБУ Центрасоциальногообслуживаниягражданпожилоговозрастаиинвалидовв городе Новошахтинске в соответствии с системой менеджмента качества

В МБУ Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске проанализирована деятельность и дана эффективность социально-реабилитационного отделения.

В социально-реабилитационном отделении проводятся оздоровительные и социально-реабилитационные мероприятия с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими, с проживанием в условиях стационара.

Основная задача социально-реабилитационного отделения – это поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей, путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.

Социально-реабилитационное отделение осуществляет следующие функции:

- прием и размещение граждан с учетом их возраста, имеющихся заболеваний, пола, способности к самообслуживанию, нуждаемости в социально-бытовых услугах;

- оказание квалифицированного ухода;

- организацию рационального (диетического) питания с учетом состояния здоровья и возраста;

- проведение оздоровительно-реабилитационных мероприятий;

- осуществление мероприятий по коррекции психологического статуса;

- проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации;

- организацию досуга.

Помещения социально-реабилитационного отделения должны обеспечивать необходимые условия для осуществления социально-реабилитационных, лечебно-профилактических, гигиенических и культурных мероприятий.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды в социально – реабилитационном отделении:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

- социально – экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально - правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.24

Критерии эффективности социального обслуживания носят комплексный характер. Они представляют собой систему стандартов и нормативных показателей, отражающих эффективность процесса социального обслуживания, также это система показателей, отражающих социально - экономическое, психологическое и иное состояния отдельных личностей, семьи в целом, социальной группы. Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания определяется, исходя из таких показателей, как развитие сети учреждений, качество предоставленных услуг, состояние и использование материальных и людских (кадровых) ресурсов, отношение результата и затрат.

МБУ центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляет следующие услуги: от 9 до 4 человек получают помощь в отделении, и объем оказанных услуг варьируется от 132798 до 39 в зависимости от направления помощи: социально – экономическая, социально – правовая и т.д.

Социально-реабилитационное отделение организуется для обслуживания не более 20 граждан и выполняет реабилитацию одно отделение СРО.

В МБУ Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске инвалиды проходят реабилитацию, 7 раз в неделю, и всего прошло реабилитацию 36 человек за 2012 год.25

Организуются кабинеты для осуществления реабилитационных мероприятий в отделениях: терапевтическом, массажном, лечебном физкультурном и т.д. Заведующая отделением Степаненко Елена Васильевна.

Оздоровительно-реабилитационные мероприятия осуществляются с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения.

Выполнение медицинских процедур гражданам производится только по назначению врача социально-реабилитационного отделения или учреждений здравоохранения.

Реабилитационные мероприятия инвалидов проводятся с учетом их индивидуальной программы реабилитации.

Продолжительность пребывания граждан определяется характером и сроками необходимых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Состояние граждан, находящихся в социально-реабилитационном отделении, и предоставляемые им услуги отражаются в индивидуальном журнале наблюдения.26

Основными стандартами оценки эффективности центров социального обслуживания являются уровень обеспеченности надомным обслуживанием, срочным социальным обслуживанием, качество, оперативность и адресность предоставляемых услуг, охват граждан платными социальными услугами, привлечение спонсорских средств, наполняемость койко-мест в полустационарных и стационарных отделениях, укомплектованность кадрами, оценка персонала по образовательному уровню, стажу работы, текучесть кадров. 27

Деятельность социально – реабилитационного отделения МБУ Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске по реабилитации инвалидов удовлетворительно, но нуждается в улучшении в целях проведения работы, направленной на социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-культурную реабилитацию и социально-бытовую адаптацию:

1. Качество структуры учреждения, включающее в себя: материально-техническую базу учреждения, оснащенность оборудованием, укомплектованность штатами.

2. Качество процесса социального обслуживания, включающее в себя: оказание социальных услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан.

Таким образом, социально – реабилитационное отделение можно считать эффективным, так как выполняет своевременно, качественно и в полном объеме услуги по реабилитации инвалидов. Реабилитация инвалидов определяет улучшение состояния здоровья инвалида по окончании реабилитационного периода и характеризуют конкретные показатели социальной адаптации, способствующие снижению ограничения жизнедеятельности.

Выводы:

1.Структура МБУ Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске включает задачи, направления деятельности, подразделения и управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

2. Социально – реабилитационное отделение МБУ Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске удовлетворительно оказывает реабилитацию нуждающихся инвалидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе достижения цели научно-исследовательской работы было установлено, что эффективность деятельности учреждений социального обслуживания определяется, исходя из таких показателей, как развитие сети учреждений, качество предоставленных услуг, состояние и использование материальных и людских (кадровых) ресурсов, отношение результата и затрат. Помещения социально-реабилитационного отделения должны обеспечивать необходимые условия для осуществления социально-реабилитационных, лечебно-профилактических, гигиенических и культурных мероприятий.

Основная задача социально-реабилитационного отделения – это поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей, путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.

Эти задачи решает социально-реабилитационное отделение МБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске». Проведенный анализ свидетельствует об удовлетворительной деятельности социально-реабилитационного отделения МБУ Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Новошахтинске, в соответствии с системой менеджмента качества, которая подразумевает наличие организационной структуры социального учреждения в целом и оргструктуры подразделения; процессы, их реализация, последовательность и взаимодействие. Это документация, содержащая требования, в соответствии с которыми выполняется деятельность в области качества и данные, которые подтверждают выполнение требований; ресурсы ( информационные, материальные, человеческие, финансовые, социальные административные), необходимые для эффективного осуществления процессов системы менеджмента качества. Решение основных социальных проблем людей с ограниченными возможностями позволит во многом изменить статусное положение этой категории населения. Поэтому создание оптимальных условий для успешной социальной адаптации и реабилитации инвалидов является важнейшей социально–экономической и политической задачей России. Эту задачу выполняет в городе Новошахтинске МБУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (в ред. от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ, от 09.06.2001 № 74-ФЗ, от 08.08.2001 № 123-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 28.04.2009 № 72-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 09.12.2010 № 351-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.11.2011 № 299-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 30.11.2011 № 355-ФЗ, от 10.07.2012 № 110-ФЗ, от 20.07.2012 № 124-ФЗ, от 30.12.2012 № 296-ФЗ, от 23.02.2013 № 11-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: // http://www.invalid.ru

  2. Российская Федерация, Законы, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, 02.08.95 г. № 122-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html

  3. Российская Федерация, Законы, О ратификации Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон [от 03.05.2012 № 46 ФЗ] [Электронный ресурс]. – URL: // http://news.kremlin.ru/news/1519

  4. Ростовская область, Законы, О социальном обслуживании населения Ростовской области, 22.10.2004 г. № 185-ЗС [Электронный ресурс].- URL:http://www.kscrostov.ru/zaconodatelstvo/PPRO23122011N279.pdf

  5. Бутиенко Е.И. Некоторые вопросы процедуры установления инвалидности в праве соц. Обеспечения [Текст] / Е.И.Бутиенко // Социальное пенсионное право. — 2010. — № 1.

  6. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: Учебное пособие для бакалавров / Р. И.Ерусланова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.

  7. Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты [Текст]: Учебно-практическое пособие / Н.П.Жигарева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.

  8. Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М. И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

  9. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П.Кузнецова – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.

  10. Лебедева. С. С. Инновационные подходы к решению проблем образования, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов [Текст]: материалы научно-практической конференции / Науч. ред. С.С.Лебедева. — СПб.: СПбГИПСР, СПб ПРЦ, 2011.

  11. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д.Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009.

  12. Социальная работа с молодежью [Текст]: Учебное пособие / Под ред. д. п. н., проф. Н. Ф.Басова. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.

  13. Управление эффективностью социальных учреждений: Учебно практическое пособие / Е. И.Комаров, Н. Н.Стрельникова, И. В.Малофеев. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

  14. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие / Е.И.Холостова. — 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.

  15. Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  16. АСИ // Вопросы социального обеспечения. [Электронный ресурс]. — URL: // http://mchpravo.ru/voprosy-socialjnogo-obespecheniya

  17. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. – URL: // http:// www.wciom.ru

  18. ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. [Электронный ресурс]. – URL:http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52143-2003

  19. Дети с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс] – URL: // http://www.km.ru/referats/332668-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-problemy-gendernoi-sotsializatsii

  20. Инвалиды в России. [Электронный ресурс]. – URL: // http://www.disability.ru/story/show.php?id=5129

  21. Инвалидность/ Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. – URL: // http://ru.wikipedia.org/wiki

  22. Организация нестационарных и полустационарных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Новошахтинска 2012 год.

  23. Основы социальной реабилитации инвалидов / Тематические учебно-методические материалы. [Электронный ресурс]. – URL: // http://soc-work.ru/article/426

  24. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения. [Электронный ресурс]. – URL: //http: //mpsf.org files/books/nd1451.pdf

  25. Прогноз. [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E3%ED%EE%E7

  26. Федеральная Служба Государственной Статистики. [Электронный ресурс]. – URL: // http://http://www.gks.ru

  27. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rusouth.info/territory4/pack0j/paper-hfkbxc.htm

  28. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novoshakhtinsk.org/b2b/municipal_property/municipal_enterprises/ssc/centr_socialnogo_obclygivania.php

1 Управление эффективностью социальных учреждений: Учебно практическое пособие / Е. И.Комаров, Н. Н.Стрельникова, И. В.Малофеев. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 304 с.

2 Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие / Е.И.Холостова. — 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.

3 Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П.Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.

4 Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты [Текст]: Учебно-практическое пособие / Н.П.Жигарева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.

5 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6 Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М.И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

7 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8 Киселев М.И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М.И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

9 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

10 Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М. И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

11 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

12 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

13 Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (в ред. от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ, от 09.06.2001 № 74-ФЗ, от 08.08.2001 № 123-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 28.04.2009 № 72-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 09.12.2010 № 351-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.11.2011 № 299-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 30.11.2011 № 355-ФЗ, от 10.07.2012 № 110-ФЗ, от 20.07.2012 № 124-ФЗ, от 30.12.2012 № 296-ФЗ, от 23.02.2013 № 11-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.invalid.ru

14 Российская Федерация, Государственная программа, Доступная среда: на 2011-2016 годы [Электронный ресурс]. – URL: //http://www.newsland.ru

15 Российская Федерация, Законы, О ратификации Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон [от 03.05.2012 N 46 ФЗ] [Электронный ресурс]. – URL: // http://news.kremlin.ru/news/1519

16 Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П.Кузнецова – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.

17 Российская Федерация, Законы, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, 02.08.95 г. № 122-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html

18 Российская Федерация, Законы, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, 02.08.95 г. 122-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html

19 Ростовская область, Законы, О социальном обслуживании населения Ростовской области, 22.10.2004 г. № 185-ЗС [Электронный ресурс]. – URL:http://www.kscrostov.ru/zaconodatelstvo/PPRO23122011N279.pdf

20 Российская Федерация, Законы, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, 02.08.95 г. 122-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html

21 Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novoshakhtinsk.org/b2b/municipal_property/municipal_enterprises/ssc/centr_socialnogo_obclygivania.php

22 Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novoshakhtinsk.org/b2b/municipal_property/municipal_enterprises/ssc/centr_socialnogo_obclygivania.php

23 Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novoshakhtinsk.org/b2b/municipal_property/municipal_enterprises/ssc/centr_socialnogo_obclygivania.php

24 ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. [Электронный ресурс]. – URL:http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52143-2003

25 Организация нестационарных и полустационарных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Новошахтинска 2012 год.

26 Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rusouth.info/territory4/pack0j/paper-hfkbxc.htm

27 Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения. [Электронный ресурс]. – URL: http:// mpsf.org files/books/nd1451.pdf

Просмотров работы: 6915