Актуальность исследования заключается в том, что обществу всегда необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. При низком уроне сформированности у школьников учебно-познавательной мотивации эта потребность не может быть удовлетворена. Чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
С возрастом у школьников становятся заметнее изменения в их учебных мотивах, и переломным моментом в этом является подростковый возраст (11-15 лет). На личность подростка влияют внутренние и внешние факторы. В этот период происходит смена ведущего типа деятельности, формируется чувство взрослости, изменяется восприятие взрослого, ровесников и др. С внешней стороны демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают этой свободы и от такой традиционно консервативной сферы, как образование.
В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым.
Учебная деятельность подростка не мыслима без развития учебно-познавательной мотивации, но подростки это не просто дети, а мальчики или девочки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с разными установками. В педагогической и психологической литературе все усреднено. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Школа нивелирует половые и гендерные различия, обучая всех одинаково. Хотя учителя интуитивно чувствуют разницу, реагируя различным отношением к мальчикам и девочкам.
Маскулинность (мужские черты) и фемининность (женские черты) определяют гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других. Известно, что модели и приоритеты гендерной направленности с преобладанием маскулинности или феминности отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности. Основы этих различий закладываются генетически и затем с раннего детства развиваются в семье и в общении с другими людьми, в результате чего дети учатся поступать в соответствии со своим полом, гендерным стереотипом, у них вырабатывается «гендеросоответствующее» поведение. Поэтому учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации подростков представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса.
Изучением проблемы учебной мотивации подростков широко изучена отечественными и зарубежными психологами, ей занимались такие ученые как Л. И. Божович, Е. П. Ильин, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, В. В. Мануйлов, Г. М. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу. Изучением гендерных особенностей в педагогике изучается такими учеными как У.Джеймс, М.Ю. Кондратьев, Л.Н. Надолинская, С.Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова и многие другие.
Цель исследования – изучить гендерные особенности учебно-познавательной мотивации подростков 13-14 лет.
Объект изучения – учебно-познавательная мотивация подростков.
Предметом исследования в нашей работе являются гендерные особенности учебно-познавательной мотивации подростков 13-14 лет.
Гипотеза – уровень учебно-познавательной мотивации подростков отличается и зависит от их гендерных проявлений.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) подобрать методики по изучению гендерной направленности подростков;
3) подобрать методики по выявлению уровня учебно-познавательной мотивации подростков;
4) провести диагностику по отобранным методикам;
5) проанализировать полученные в исследовании результаты и сделать выводы.
Методы работы:
1) анализ психолого-педагогической литературы, изучающих данную проблему;
2) тестирование.
Методики:
Опросник по изучению маскулинности и феминности (С. Бэм);
Методика «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (адаптация Н.Ц. Бадмаевой)
Опросник «Учебная мотивация» (Карпова Г.В.).
Выборка: подростки 13-14 лет, 26 человек.
В ходе развития психологического учения стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий, поэтому с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме было введено понятие гендера. При этом акушерский или паспортный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, должен воспитываться ребенок. В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают новые переживания, связанные с гендерной идентичностью, закрепляются представления о содержании и исполнении своих гендерных ролей. Родители поддерживают различия в активности и интересах дочерей и сыновей, реагируют на их социальное поведение. Мальчики стремятся к независимости, девочки при этом предпочитаю взаимозависимость. Мужской пол склонен разбирать целое на части, т.е. имеют аналитический склад ума, девочки более эмоциональны, в их сознании доминирует человек, и все, что с ним связано. Девочки более исполнительны, мальчики же должны сначала убедиться в необходимости определенных действии. В учебной деятельности мальчики больше любят точные и естественные науки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы. Учителя в свою очередь дают качественно разную оценку ответам мальчиков и девочек, по-разному объясняют плохие успехи учениц и учеников. Им необходимо сформировать у учеников положительную учебно-познавательную мотивацию. Хотя девочек меньше настраивают на работу, в скрытой форме их поощряют принять то, что есть, как должное, мальчиков настраивают работать больше, чтобы добиться успеха. Во второй главе мы опирались не на пол, а на гендерные роли, выбираемые подростками.
Мы выяснили гендерные особенности нашей группы и сравнили, насколько они влияют на мотивы, которые заставляют подростка участвовать в учебно-познавательной деятельности.
По полученным результатам, очевидно, что в учеников с выраженной феминностью преобладают мотивы достижения успеха. У учеников с выраженной маскулинностью типа преобладали мотивы избегания неудачи и коммуникативные мотивы. Мотивационная сфера андрогинных подростков тоже в основном связана с общением со сверстниками, в виду гибкости их отношения к гендерной роли.
Познавательные и мотивы долга и ответственности хорошо проявлялись лишь у феминных подростков, но их в основном привлекает содержание учения, нежели процесс. Это связано с желанием узнавать что-то новое. В то же время для подростков с мускулинной идентичностью учеба связана с общением со сверстниками, об этом говорит достаточно широкий коммуникативный мотив. Невысоким оказались внешние мотивы поощрения и наказания, связано это с самостоятельностью и присутствием в данном возрасте «чувства взрослости».
В ходе нашего исследования гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута.
Литература:
Бадмаева Н.Ц., Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004 - 240с.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо М.В. – М.: Наука, 2004 - 176 с.
Орлова Е. А., Пантюшина О. И. Ортобиоз и феномен имиджа человека в современном мире // Сборники конференций ниц социосфера. – 2012. - № 7. – С. 44-45