Социальная изоляция и социальное одиночество выступают одними из причин низкой продолжительности жизни пожилых людей. По статистике одинокий человек живет меньше, а тот который находится в социальной изоляции быстрее умирает, чем тот который имеет активные социальные отношения.1
Сегодня социальную изоляцию и социальное одиночество можно преодолевать разными способами. Для этого создаются учреждения социального обслуживания, различные клубы по интересам для пожилых людей, организуются городские мероприятия.
Последнее время активно распространяется опыт поддержки и реализации социальных проектов, нацеленных содействие повышению эффективности всей системы социальной поддержки и социального обслуживания пожилых людей в каждом регионе и помощь пожилым людям преодолевать социальное одиночество и социальную изоляцию.
Во Владимирской области разрабатывается такой проект «Современные средства связи для пожилых сельских жителей». Результаты ежегодно проводимого в Вязниковском районе Владимирской области мониторинга качества и доступности государственных услуг в сфере социального обслуживания с участием пользователей – клиентов учреждений социального обслуживания, показали, что необходимо искать новые возможности по повышению информированности населения (особенно сельского) с помощью как традиционных форм, так и новых информационных технологий.
Для адаптации пенсионеров к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в целях востребованности их интеллектуального, творческого и профессионального потенциала, в Центре и открыт ресурсно-информационный центр, а на его базе – клуб «Компьютерный гений».
Люди пожилого возраста за два месяца получают навыки работы с компьютером. Но настоящий восторг у них вызывает всемирная глобальная сеть. Самостоятельный выход в Интернет, поиск нужной информации, создание и отправка электронных писем – всё это не только повышает самооценку человека, но и подталкивает его к дальнейшему развитию.
Смотря на отзывы членов клуба, у них улучшились отношения с внуками, общение с ними. За прошедшее время компьютерной грамотностью овладело несколько сотен человек в возрасте от 56 до 82 лет.2
Ступенью в освоении Интернета стали телемосты. Жители разных районов Горно-Алтайска, Анапы, Самары, Гороховца, Мурома, Гусь-Хрустального района во время телемостов имеют возможность рассказать друг другу о своем родном городе, о том, как они проводят свой досуг, не обходится, конечно, без стихов и песен.
С помощью ВЕБ-камеры есть возможность общаться и с родственниками. Как приятно видеть горящие глаза «компьютерных гениев», когда он на равных общаются со своими детьми и внуками, проживающими в отдаленных регионах России.
Так у пожилых людей есть возможность реализовать свое желание побывать в самых отдаленных уголках не только нашей страны, но и земного шара – пусть и не вставая с кресла или дивана. Для этого в Центре создан клуб «Виртуальный путешественник». Благодаря оснащению современной медийной техникой и видеотекой пожилые люди могут познакомиться со знаменитыми музеями России, заглянуть в Абхазию, Египет, Таиланд, Израиль, Кубу, Мексику, Индию, Японию и Китай.
Создание проекта предполагает предпосылки для системного подхода решения проблемы повышения качества жизни старшего поколения, проживающего в сельской местности.
В Самарской области удачно набирает обороты такой проект как «Ресурсно-информационные центры на селе (РИЦ)». Этот центр образован на базе самого крупного в области сельского центра социального обслуживания и располагается в районном центре – селе Кинель-Черкассы, в котором проживает около 20 тысяч человек.3 РИЦ располагается на первом этаже сельского Дома культуры. В распоряжении Центра имеются помещения общей площадью более 200 кв. м.4 Это оснащенный компьютерами кабинет, тренажерный зал, залы для занятий фитнесом и ретро-танцами, помещения для хорового пения, секций по шахматам и шашкам и др.
К Основным задачам РИЦ следует относить: формирование нормативно-правовой и методической базы с целью обеспечения правового просвещения населения; распространение знаний о правах клиентов и новых видах социального обслуживания в регионе; проведение опросов о социальных потребностях и проблемах сельчан и анализ результатов; социально-правовое консультирование и партнерство с социальными службами района, использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи в защите прав и интересов клиентов; использование медиа-ресурсов для обучения граждан основам компьютерной грамотности (пенсионеров, инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, социальных работников); организация совместной культурно-досуговой деятельности с целью формирования и развития интересов клиентов, содействие проведению массовых памятных мероприятий и отдыха ко Дню пожилого человека, Дню инвалида и др; организация доступа к видео- и аудиопрограммам культурного содержания (виртуальный гид по музеям и выставкам, знакомство с творениями классической музыки и др.).
Этот центр предполагает также создание обширного информационного поля, в рамках которого становится реальной доступность информации для каждого пожилого человека, проживающего в отдаленном сельском населенном пункте. Это включает формирование ресурсной базы, позволяющей создать условия для реализации жизненного потенциала пожилого человека в зависимости от его потребностей и, в конечном итоге, ведет к улучшению качества жизни пожилых людей, вне зависимости от места их проживания.
В ресурсно-информационный центр внедряются новые, более современные технологии оказания социальных услуг на дому: мобильные бригады, социальные рейсы, волонтерское движение, «Школа человечности». Все эти технологии, применяемые социальными службами в рамках проекта РИЦ в целях реабилитации пожилых людей, помогают ликвидации в сознании людей пожилого возраста «очагов отчаяния».
Стоит заметить, что настроение пожилых граждан улучшает и такая форма работы, как создание для них специальных клубов на селе, в которых они могли бы общаться, петь любимые песни, обмениваться кулинарными рецептами, секретами цветоводства, вязания и т.п.
Например, клуб «Ностальгия», не только нацелен на удовлетворение потребности пожилых людей в общении, но и на совместную деятельность по передаче положительного опыта пожилых людей сельской молодежи. Обеспечивается возможность передать навыки народного творчества молодому поколению, уверенность в том, что веками сложившиеся народные традиции не будут потеряны. Члены клуба становятся наставниками молодежи, обучают их тому, что умеют делать сами: вязать, вышивать, плести или просто народному пению. Многие изделия народного творчества становятся экспонатами местного музея, организованного при филиале Центра. Здесь рядом с изделиями народных умельцев выставляются поделки их учеников.
В Тульской области развивается такая программа как «Бабушки и внуки». Она начала свою реализацию с 2006 года на базе государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского район города Тулы». В рамках программы оказывается поддержка не только гражданам пожилого возраста, проходящим курс реабилитации в полустационаром отделении, но и детям от 3-х до 7-ми лет из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проходящим курс реабилитации в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних.
Организационно-методического отделения Комплексного центра специалисты стараются использовать совместное пребывание граждан пожилого возраста и детей в учреждении, применяют такую форму работы, как проведение встреч двух поколений, создавать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения, сформировать интерес к традиционной культуре своего народа и родного края, развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями, воспитывать уважение к людям старшего возраста – основные направления программы «Бабушки и внуки». В ее рамках 1 раз в неделю проходят встречи пожилых клиентов с детьми.
Такие встречи включают разные формы досуговой деятельности: тематические и праздничные вечера; творческие мастерские; экскурсии и прогулки.
Пожилые люди во время проведения тематических мероприятий знакомят детей с народными традициями, истоками русской культуры. Люди старшего поколения прививают детям интерес к русским обрядам, образному художественному слову. Бабушки исполняют песни, дети играют на музыкальных инструментах (балалайках, ложках).
Клиенты пожилого возраста в творческих мастерских выступают в качестве наставников детей, участвуют вместе с ними в изготовлении поделок, поздравительных открыток, коллажей, помогают детям, учат не только принимать заботу и помощь, но и самим делать добрые дела для других. Творческая работа обеспечивает гражданам пожилого возраста возможность почувствовать свою необходимость, поделиться опытом.
Такая совместная деятельность «бабушек и внуков» положительно влияет как на взрослых, так и на детей, воспитывая в их душах такие чувства, как участие, сопереживание, взаимопомощь, отзывчивость.
На прогулках проводятся наблюдения за живой природой, беседы на экологическую тему. Пожилые люди двигаются, участвуют в играх, состязаниях, улучшают свою физическую форму, получают положительные эмоции. Поднимается их настроение, улучшается самочувствие.
Во время экскурсий дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках, знакомятся с достопримечательностями родного города. Бабушки, гуляя с детьми, вспоминают свою молодость, рассказывают о красоте родного города, приобретая в лице детей внимательных и благодарных слушателей, в которых старшее поколение особенно нуждается.
Пожилые люди часто по своей инициативе приносят детям подарки, игрушки. Они интересуются у воспитателей судьбой того или иного ребёнка, не оставаясь равнодушными и пассивными. После окончания реабилитации продолжают общаться с детьми.
По программе «Бабушки и внуки» мероприятия оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, доставляя радость детям и взрослым. Программа доказала свою эффективность и положительную роль в процессе реабилитации граждан пожилого возраста, а также детей из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Большое внимание уделяется вопросам решения проблем социального одиночества и социальной изоляции пожилых людей не только в России, но и за рубежом.
В каждом графстве США есть газеты, выпускаемые для пенсионеров, где публикуется полезная для них информация: возможности для саморазвития, график мероприятий для пенсионеров на местном уровне, расписание специальных компьютерных курсов, курсов бальных танцев и живописи, полезные советы, куда пойти, чтобы интересно провести время.
Неудивительно, что на Западе пожилые люди по праву причисляются к самой активной наиболее быстрорастущей аудитории пользователей Сети. Например, среди израильтян старше 50 лет доля активных интернет-пользователей составляет 45%, а в Нидерландах четверть всех пользователей интернета — это люди в возрасте 50+5.
В океане интернета много полезной и интересной информации для американских пенсионеров. 43% жителей страны в возрасте от 55 до 64 лет пользуются Сетью. Около 95% пожилых американцев, по данным компании AOL, используют интернет для общения, 11% — для планирования путешествий, 58% — для поиска медицинской информации, 60% покупают товары в интернет-магазинах, 44% — играют в онлайновые игры.6
В Соединенных Штатах проводятся конкурсы лучших сайтов для пожилых пользователей. Среди конкурсантов отмечаются сто лучших ресурсов, а участников, естественно значительно больше. Есть в этой стране и организации, которые предоставляют сервис в поисках специальной информации, законодательных актов и ресурсов для защиты прав по вопросам пенсионной реформы и медицинской страховки.
Кроме тематических ресурсов за рубежом для пользователей старшего поколения в интернете есть несколько социальных сетей для пожилых. На Западе социальные сети для тех, кому за 50: Saga Zone, Friends Over 50, Second Prime, Over 50s поощряют бэби-бумеров наслаждаться жизнью и общаться со сверстниками. Там ищут любовь и общение те, кого утомила конкуренция с двадцатилетними на молодежных сайтах. Некоторые участники социальной сети считают, что такие проекты очень нужны пожилым людям, ибо они позволяют им не чувствовать себя одинокими и обделенными вниманием.
Лидером по количеству и масштабу подобных проектов является Германия. Здесь доля пользователей сети интернет старше 50 лет составляет около 10%7. Примерно половина этих пожилых пользователей проводят в интернете до 6 часов в неделю. Образовательные программы, нацеленные на повышение компьютерной и интернет-грамотности старшего поколения, здесь значительно различаются по формам организации, целям и степени формальности. Большую известность, в частности, получил реализуемый на протяжении нескольких лет в этой стране проект «ИНФОмобиль». Передвижная станция с компьютерной техникой и доступом в интернет на базе автобуса дала возможность тысячам пожилых немцев в первый раз соприкоснуться с компьютерной техникой.
Таким образом, в настоящее время разрабатываются различные программы, проекты в России так и за рубежом, которые направлены на преодоление социального одиночества и социальной изоляции пожилых людей.
Изучение опыта реализованных в разных регионах направленного на преодоление социального одиночества и социальной изоляции дают возможности для конструирования и проектирования собственных социальных проектов и программ.
1Формы и методы социальной работы по преодолению и смягчению проблемы одиночества пожилых людей. [Электронный ресурс] – URL: http://милосердиеклин.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=52:2011-03-15-18-06-39&catid=66:2011-03-15-17-52-06&Itemid=58 (Дата обращения 23.12.2013)
2Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены [Электронный ресурс] – URL: http://www.cesin.ru/work/projects/3361/ (Дата обращения 25.11.2013)
3Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены [Электронный ресурс] – URL http://www.cesin.ru/work/projects/3361/ (Дата обращения 25.11.2013)
4 Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены [Электронный ресурс] – URL http://www.cesin.ru/work/projects/3361/ (Дата обращения 25.11.2013)
5Кондратов Б.Ф. Интеграция в интернет-сообщество в третьем возрасте / Б.Ф Кондратов // Москва: Современная гуманитарная академия, — 2008. – с. 150
6Сорокин Г.А. Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде. [Текст] / Г.А Сорокин – Секрет фирмы. – М., – 2008. – № 42. – с. 56
7Кондратов Б.Ф. Интеграция в интернет-сообщество в третьем возрасте.[Текст] / Б.Ф Кондратов // Москва: Современная гуманитарная академия, — 2008. – с. 150