МЕДИКО – СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕДИКО – СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Омарова А.О. 1, Кузгибекова А.Б. 1, Султанов А.К. 1
1Карагандинский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день острой медико-социальной проблемой является увеличение числа детей с задержкой нервно-психического развития, основная причина которой - перинатальные поражения ЦНС[1,2,3,4,5,6].

Целью исследования явилось изучение факторов риска формирования отклонений в развитии у детей в подростковом возрасте из неполной семьи.

Нами были обследованы 100 детей (50 мальчиков и 50 девочек) из неполных семей в возрасте 11 - 17 лет. Группа сравнения была представлена 80 детьми из полных семей, сопоставимых по полу и возрасту. Для получения объективных и достоверных данных, а также учитывая требования, предъявляемые к медико - социальному исследованию, структурной единицей в проведенном исследовании был континуум "ребенок + его мама". Базой исследования были выбраны одна из гимназий и среднеобразовательная школа г. Караганды.

Согласно проведенному исследованию матери, воспитывающие детей в неполной семье,отличались низкой медицинской активностью, так как 4,4% из нихво время беременности вообще не наблюдались у врача (р<0,05).Установлено, чтов неполной семье не уделяли должного внимания профилактическим мероприятиям 47,8% женщин (р<0,05).Наличие вредных привычек, в том числе курения, достоверно выше среди женщин, не состоящих в браке (15,2% против 8,3%; р<0,05). Из них 14,3% не смогли отказаться от курения во время беременности (р<0,05).

Анализ анамнеза жизни указывает на расстройства и нарушения центральной нервной системы, в виде: перинатальной энцефалопатии (46,7% против 20%; р<0,05), церебрально - резидуальной органической недостаточности (20% против 6,7%; р<0,05), вегетососудистой дистонии (6,7%; р<0,05). Частота встречаемости указанных нозологий достоверно выше среди детей из неполной по сравнению с детьми из полной семьи.

Интерперсональные отношения в семье являются важным критерием в развитии ребенка. Наиболее часто, по нашим сведениям, конфликтные отношения складывались с отцами (51,1%; р<0,05) при повышенной привязанности к матери. Конфликтность у 12,2% определялась к обоим родителям (р<0,05). Анализ данных выявил нарушения во взаимоотношениях между обследуемым ребенком и другими детьми в семье. У 37,7% детей в интерперсональных отношениях с младшими детьми фиксировались элементы ревности и зависти (р<0,05). У 8,8% детей, отмечены выраженные эмоциональные нарушения в виде агрессивности в отношениях с другими детьми (р<0,05). Агрессивность также определяется в отношениях с отцом (12,2%;р<0,05), и реже с матерью (6,6%; р<0,05). Повышенный уровень тревожности, комплекс неполноценности в семейной ситуации было констатировано соответственно в 81,2% и 76,6% (р<0,05), что косвенно свидетельствуют о неблагоприятной психической атмосфере в семье. Негативные переживания ребенка, связанные с семьей, неудовлетворенность семейными взаимоотношениями в виде эмоциональных нарушений отражались в самом отношении к заданию. Отказ от рисования людей, откладывание выполнения задания во времени зафиксировано в 7,7% (р<0,05).

Исходя из вышеизложенного, надо полагать, что высокие показатели общей заболеваемости, а также расстройства и нарушения центральной нервной системы детей из неполной семьи обусловлены образом жизни матери, межличностными отношениями и неправильным типом воспитания. Следовательно, проблема семьи остается актуальной, требующей дальнейшего изучения с целью коррекции и предупреждения формирования эмоциональных отклонений в отношениях между членами семьи.

Литература:

1.    Каширская Н. Ю., Капранов Н. И. Методы исследований физического статуса в педиатрии // Российский педиатрический журнал. - 2002. - № 6. - С. 26-30.

2.    Новые подходы к диагностике перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни и их классификация / А. С. Буркова и др. // Педиатрия. 2004. - № 1. - С. 5-9.

3.    Современные подходы к диагностике и лечению гипоксически-ишемических поражений ЦНС у доношенных детей первого года жизни / Л. И. Ильенко и др. // Педиатрия. 2003. - № 2. - С. 87-92.

4.    Changes in neurotrophin levels in umbilical cord blood from infants with different gestational ages and clinical conditions / N. S. Chouthai et al. // Pediatr Res. 2003. - Vol. 53, № 6. - P. 965-969.

5.    Cirulli F., Berry A., Alleva E. Early desruption of the mother-infant relationship: effect on brain plasticity and implications for psychopharmacology // Neurosci. Biobehav. Rev. 2003. - Vol. 27, № 1-2. - P. 73-82.

6.    Durand V. M. Future directions for children andadolescents with mental retardation // Behavior Therapy. 2001. - Vol. 32, № 4. - P. 633-650.

 

 

 

Просмотров работы: 953