В настоящее время стремительно меняются нужды потребителей и возникают новые, чему способствуют высокая степень мобильности ресурсов и небывалое развитие средств массовой информации и технологий. Поэтому актуальная проблема, с которой сталкивается менеджмент, – как поддерживать свою организацию в полном соответствии с происходящими во внешней среде изменениями, как сделать ее более конкурентоспособной и гибкой, чтобы избежать разрушения компании. Одна из наиболее радикальных форм реструктуризации – реинжиниринг.
Первые публикации о реинжинириге появились в 70 – 80-ых годах ХХ века. Данный период характеризуется «застоем» в отношении революционных открытий в области новых технологий, которые позволили бы перераспределить мировой рынок производителей, нарушить сложившийся баланс.
Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Это определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный» (переосмысление текущих правил и положений на начальной стадии реинжиниринга), «радикальный» (изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования), «резкий (скачкообразный)» и «процесс» [1].
Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен.
Во-первых, это компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и их качество заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся.
Во-вторых, это компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения.
И, в-третьих, это компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.
Таким образом, задачи реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и, в конечном счете, – выживаемости предприятия.
Появление реинжиниринга бизнес-процессов подобно революции в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов построения предприятий и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Возможность такой революции обусловлена, в первую очередь, новейшими достижениями в области информационных технологий, специалисты которой начинают играть ведущую роль в конструировании бизнеса. Реинжиниринг бизнес-процессов требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации – понятных и удобных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Подобные средства требуют интеграции ключевых достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга, ориентированных на использование как специалистами в области информационных технологий, так и менеджерами.
Каким может быть вклад информационных технологий в организацию деятельности компании? Ответ – автоматизация бизнес-процессов. Но автоматизация приводит лишь к ускорению существующих процессов, которое не может привести к тому многократному улучшению эффективности, которое предусматривает реинжиниринг.
Различия между совершенствованием и реинжинирингом бизнеса представлены в таблице 1 [2].
Таблица 1 – Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса
Параметр |
Совершенствование |
Реинжиниринг |
Уровень изменений |
Наращиваемый |
Радикальный |
Начальная точка |
Существующий процесс |
«Чистая доска» |
Продолжение таблицы 1
Параметр |
Совершенствование |
Реинжиниринг |
Частота изменений |
Непрерывно/единовременно |
Единовременно |
Длительность изменений |
Малая |
Большая |
Направление изменений |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
Охват |
Узкий – на уровне функций (функциональный подход) |
Широкий – межфункциональный |
Риск |
Умеренный |
Высокий |
Основное средство |
Стратегическое управление |
Информационные технологии |
Тип изменений |
Изменение корпоративной культуры |
Культурный/структурный |
Можно выделить два способа влияния ИТ на деятельность организаций [3]. Во-первых, это применение методов ИТ для анализа и конструирования бизнес-процессов (объектно-ориентированное моделирование). Во вторых, появление новых бизнес-процессов, позволивших коренным образом изменить базовые правила работы организаций, в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 – Влияние информационных технологий на переход к новым правилам работы компаний
Прежнее правило |
Технология |
Новое правило |
Информация может появляться в одно время в одном месте |
Распределенные базы данных |
Информация может появляться одновременно в тех местах, где она необходима |
Сложную работу могут выполнять только эксперты |
Экспертные системы |
Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам |
Продолжение таблицы 2
Прежнее правило |
Технология |
Новое правило |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией бизнеса |
Телекоммуникационные сети |
Бизнес может пользоваться преимуществами централизации и децентрализации одновременно |
Все решения принимают менеджеры |
Средства поддержки решений (доступ к базе данных, средства моделирования и т.д.) |
Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника (иерархическое принятие решений) |
Для получения, хранения, поиска ипередачи информации требуется офис |
Беспроводная связь и переносимые компьютеры |
Сотрудники могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Лучший контакт с потенциальным покупателем - личный контакт |
Интерактивный видеодиск |
Лучший контакт с потенциальными покупателем - эффективный контакт |
Чтобы найти некоторый объект необходимо знать, где он находится |
Автоматическое индексирование и отслеживание |
Объекты сами информируют о своем местонахождении |
Планы работ пересматриваются и корректируются периодически |
Высокопроизводительные компьютеры |
Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости |
Несмотря на значительную роль информационных технологий в реинжиниринге компаний, ясно, что реинжиниринг не синоним автоматизации. Автоматизация просто дает более эффективные способы выполнения неправильных действий. Также не следует путать реинжиниринг компаний с так называемым реинжинирингом программного обеспечения (ПО) при котором устаревшие информационные системы перестраиваются с помощью более современных технологий. Зачастую единственный результат реинжиниринга ПО – сложные компьютерные системы для автоматизации устаревших процессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Баринов, В.А. Антикризисное управление : учеб. / В.А. Баринов. – М.: ФБК-Пресс, 2005. – 232 с.
Серенков, П.С. Реинжиниринг бизнес процессов и менеджмент качества как части одного целого / П.С. Серенков, А.Г. Курьян // Новости. Стандартизация и сертификация. – Минск, 2002. – № 6.
Шапот, М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии / М. Шапот, Э. В. Попов // Открытые системы. – 1996. – № 01.